Ещё до вторжения России в Украину религиозные отношения между двумя странами часто отражали давно назревавшую геополитическую напряжённость вокруг независимости и автономии Украины. Предыдущая аннексия Россией Крыма и её интервенция в Донбасс уже спровоцировали создание единой Православной церкви Украины (ПЦУ) путём объединения Украинской автокефальной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Вновь созданная ПЦУ представляла собой прямую угрозу официальному доминированию России в православии на Украине через Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ-МП).
И в нынешнем кризисе лидеры обеих сторон ссылались на религию, чтобы сплотить население своих стран: президент России Владимир Путин неправильно истолковал общую православную историю стран, чтобы оправдать нападение, а президент Украины Владимир Зеленский призвал всех религиозных лидеров Украины молиться за страну и объединиться для сохранения её независимости.
Добавить заголовок
Сейчас роль религии только возросла, так как гуманитарные потребности резко возросли, и духовные последствия конфликта начинают приобретать форму. Находясь в Украине, мы воочию наблюдали, как религиозные лидеры и организации мобилизовали свои усилия и адаптировали их к нуждам украинского народа, работая при этом между конфессиями и на международном уровне для скорейшего прекращения кровопролития.
Религиозные лидеры на местах
Почти все религиозные организации в Украине с самого начала конфликта занимали сильные проукраинские позиции. Священнослужители и религиозные лидеры всех конфессий координировали систематическую помощь жертвам войны, налаживали личные связи с государственными лидерами, создавали гуманитарные коридоры для эвакуации, размещали беженцев, доставляли гуманитарную помощь в натуральном виде и многое другое.
Организации различных христианских конфессий способствовали эвакуации, оказанию гуманитарной помощи и размещению беженцев. Например, протестантские церкви доказали свою исключительную эффективность в организации эвакуации гражданского населения, в том числе из районов, испытывающих прямые враждебные действия.
Даже УПЦ МП — которая находится в единстве с Русской православной церковью — активно оказывает помощь пострадавшим, причем руководство УПЦ МП предложило свою помощь в доставке гуманитарной помощи в Мариуполь после того, как другие попытки закончились уничтожением груза.
Однако было отмечено и несколько случаев сотрудничества духовенства, связанного с УПЦ-МП, с российскими властями. Например, по сообщениям, один священник в Бородянке утверждал, что эвакуирует местных жителей из Киева, но вместо этого отправил их через границу в Белоруссию, союзную России соседку Украины на севере.
Если говорить о нехристианских организациях Украины, то мусульманские лидеры открыли Киевскую мечеть в качестве убежища для жителей близлежащих районов и мусульманских беженцев из пострадавших регионов по всей стране (около половины общин, входящих в Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), находятся в оккупированных районах Херсонской области). Различные другие мусульманские группы также активно помогают жертвам войны.
Тем временем экуменические и межконфессиональные организации, такие как Украинский совет церквей и религиозных организаций (УССРО) — который объединяет 95 процентов религиозных организаций Украины — играют довольно заметную роль. Совет поддерживает контакт с президентом Зеленским и тесно сотрудничает с национальным правительством, выпустив несколько публичных заявлений, осуждающих агрессию России, призывающих к созданию «бесполетной зоны» и выступающих за создание гуманитарных коридоров в зонах конфликта.
Они также обратились к белорусским религиозным лидерам, призывая их не позволить вовлечь свою армию в войну против Украины. А 2 марта, когда украинские власти ожидали бомбардировки собора Святой Софии, главного религиозного объекта Украины, члены УКЦРО провели совместную молитву внутри собора.
Затруднительное положение Украинской православной церкви — Московского патриархата
УПЦ-МП в последние годы рассматривалась некоторыми украинцами как агент влияния Русской православной церкви и российского влияния в более широком смысле. Как таковой, глава УПЦ-МП, митрополит Онуфрий, был вынужден занять четкую позицию в отношении войны и выступил с ранним обращением к верующим, в котором признал российскую агрессию и призвал к единству для защиты суверенитета и целостности Украины.
Однако митрополит Онуфрий также пытался избежать того, чтобы привести УПЦ МП к прямому конфликту с Русской православной церковью и ее лидером патриархом Кириллом. Это привело к серьезному кризису внутри УПЦ-МП, причем духовенство отреагировало на это тремя разными способами:
Некоторые священники УПЦ-МП, шокированные жесткой и проинвазивной позицией Русской православной церкви и гибелью некоторых священнослужителей от рук российских военных, похоже, склонны присоединиться к независимой Православной церкви Украины. Но, относительно общего числа общин УПЦ-МП, в настоящее время это очень маленькая группа.
Вторая группа, в которую входят некоторые высокопоставленные священники УПЦ-МП, в первую очередь те, что базируются в Киеве, сохраняет промосковскую ориентацию, но публично об этом не заявляет.
Третья группа, в которую входит значительное число священников, не готова перейти в независимую Православную церковь Украины, но и не хочет оставаться частью Русской православной церкви. К этой последней группе относятся те, кто выступал за созыв Священного Собора епископов УПЦ МП для выхода из канонического подчинения Русской Православной Церкви.
Этот внутренний кризис только усугубился давлением со стороны независимой Православной церкви Украины извне, причем лидер ПЦУ митрополит Епифаний активно призывает священников УПЦ-МП перейти в ПЦУ. Участились случаи насильственного перевода приходов, прежде всего в западных областях Украины, иногда сопровождающиеся похищением священников УПЦ-МП.
В долгосрочной перспективе возможно, что УПЦ-МП расколется на две группы: Тех, кто отделится полностью и присоединится к независимой УПЦ, и тех, кто разорвет отношения с Русской православной церковью, но откажется присоединиться к УПЦ. Это может привести к распаду УПЦ-МП.
Роль религиозных лидеров в будущем
Помимо поддержки гражданских лиц и военнослужащих внутри страны, украинские религиозные организации играют важную роль в консолидации украинского общества перед лицом российского вторжения.
Они также служат важным каналом передачи информации о происходящем в Украине среди своих единоверцев по всему миру, помогая разжигать международное давление на руководство России. Фактически, религиозные организации Украины сейчас играют роль разжигания как «мягкой», так и «резкой» силы, направленной на сохранение независимости Украины перед лицом российской агрессии.
В частности, Украинская греко-католическая церковь (и римско-католические общины в Украине) лоббируют Папу Франциска напрямую. Тем временем УПЦ МП заручилась поддержкой Польской и Румынской православных церквей. Помимо оказания гуманитарной помощи украинцам, пострадавшим от российской агрессии, эти церкви публично осудили российское вторжение.
Муфтий Ахмед Тамим, глава РАМУ, получил ответ от Европейского совета мусульманских лидеров. А Чолил Стакф, лидер одной из крупнейших международных мусульманских сетей, и Великий имам Аль-Азхара Ахмед эль-Тайеб оба выступили с призывами остановить насилие в Украине.
Такая хорошо скоординированная межрелигиозная сеть только усилит влияние мягкой силы религии на будущее в Украине. А низовая религиозная гуманитарная работа, которую мы видели, доказывает, что даже если официальные религиозные лидеры не вовлечены в процесс, существует альтернатива для мобилизации религиозных общин на борьбу за мир. В частности, в рамках инициативы «Диалог в действии» мы начали координировать свои действия с отдельными доверенными служителями, которым небезразлично прекращение этой войны, и мы надеемся на развитие такого движения.
Денис Брылов
доцент теологии и религиоведения в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова в Киеве, Украина.
Татьяна Калениченко,
доктор философии, является фасилитатором диалога в Европейском центре стратегической аналитики.
Источник: www.usip.org