Ваше Блаженство! Прошло больше года с тех пор, как Вы инициировали и провели Собор УПЦ, который был призван решить проблему дальнейшего функционирования Украинской Православной Церкви. Эта проблема возникла в связи с сатанинской агрессией России против Украины и ее народа и всесторонней поддержкой этой агрессии полнотой РПЦ и лично ее предстоятелем — патриархом Кириллом (Гундяевым).
К сожалению, как показало время, решения, принятые на упоминавшемся Соборе, оказались половинчатыми и дававшими простор для абсолютно противоположных трактовок. В итоге, Собор в Феофании задал больше вопросов, чем дал ответов. Вам хорошо известно, что, несмотря на соборные решения, каждый, кто желал, продолжал поминать патриарха Кирилла, довольно однозначные высказывания на счет единства с РПЦ звучали от отдельных иерархов УПЦ и т.д. Со своей стороны, постоянным подливанием масла в огонь занимался так называемый «великий господин и отец», который во множестве своих абсолютно политизированных проповедей (а других у него и не бывает) занимался апологией российской агрессии и возвеличиванием российского оккупанта. При всем этом в Москве при любой возможности подчеркивали, что УПЦ остается частью РПЦ, а наше священноначалие, по большому счету, не пыталось убедить в обратном ни украинцев, ни россиян. Поэтому оставалось только констатировать, что реального разрыва с РПЦ не произошло. Именно при таких обстоятельствах, почти через год после начала войны, государственная власть взяла курс на ликвидацию УПЦ.
В обращении к Вам, а не к органам гражданской власти, мы не ставим целью прибегать к анализу правомерности действий государства, хотя трудно не признать, что реализация его замыслов происходит с вопиющими нарушениями прав и свобод граждан Украины, которыми являются духовенство и верующие УПЦ. В данном случае важно найти ответ на другой вопрос: имело ли государство основания высказывать претензии к нашей Церкви? Возьмем хотя бы тезисы проповеди патриарха Кирилла накануне недавнего печально известного архиерейского совещания в Троице-Сергиевой лавре, где он откровенно заявлял, что «как только исчезнет политическая поддержка раскола, Церковь Святой Руси вновь воссоединится», а «восстановление прочного духовного единства всей Руси» называл «восстановлением справедливости». Какой должна быть реакция на такие заявления главы РПЦ даже не власти, а народа Украины? Народа, который ежедневно, ежеминутно теряет в борьбе против этой орды, паразитирующей термином «Русь», своих лучших сыновей и дочерей! Народа, священную землю которого полтора года обильно поливают слезы и кровь! Народа, которому веками отстраивать разбитые врагом города и оплакивать украденные жизни, которые, к сожалению, никак не восстановить! Тысячи украинцев больше никогда не увидят солнечного неба, не напишут лирического стихотворения, не подарят любимому человеку цветок, не возьмут на руки родное дитя… И все это неописуемое человеческое горе, весь этот ужас — во имя сатанинской «справедливости» из московских болот! Как жаль, но и на эти слова патриарха наша Церковь не нашла адекватного ответа…
Однако, Ваше Блаженство, дальше молчать нельзя. Это вопрос не только дальнейшего существования УПЦ, но и обычной пастырской нравственности. После варварского уничтожения благословенным российским духовенством ракетой Преображенского собора в Одессе заговорили и некоторые архиереи. Однако простой болтовни недостаточно, нужны реальные действия. Мы, священнослужители УПЦ, призываем Вас инициировать немедленный созыв собора УПЦ, на котором должен состояться реальный, а не эфемерный разрыв с РПЦ. Об этом факте должны быть уведомлены как Поместные Церкви, так и Москва!
Мы понимаем, что Вы, возможно, уже давно предупреждены из церковных кабинетов Москвы о немедленном объявлении находящимся в расколе в случае такого поступка. Вы, очевидно, можете бояться этого как верный Богу священник и монах. Однако мы убеждены, что такого решения Москвы не признает ни одна Поместная Церковь мира, поэтому раскольниками и Вы, и мы рядом с Вами, будем считаться только для РПЦ. А ведь правда заключается в том, что те, кто всем подряд угрожают отлучением (как их политический партнер — ядерным оружием), уже сами давно заслужили осуждение мирового сообщества Православных Церквей. Российское государственное вероучение потеряло все признаки Православия, объединившись с путинским имперским режимом и превратившись в его обслугу.
Стоит ли бояться быть отлученным от общения тем, кто сам общается не с Богом, а с дьяволом? Более того! Имеем ли мы сами моральное право находиться в единстве с такими «христианами»? Ходят слухи, что Вы рассматриваете такую модель дальнейшего существования УПЦ, которую имела, в свое время, РПЦЗ. Однако должны напомнить, что руководство «зарубежников» в свое время не побоялось порвать с РПЦ, имея концептуальные разногласия по поводу взаимоотношений с безбожной советской властью. И это был разрыв не для вида (как нас упрекают после Феофании), а действительный, с конкретными соответствующими заявлениями и последующей их имплементацией всей полнотой РПЦЗ, а не по желанию отдельных ее членов. Да и, если уж зашла речь о РПЦЗ, для чего нам такая модель? Русские религиозные эмигранты, находясь в рассеянии в разных странах, априори не могли претендовать на автокефалию. У нас же совсем другая ситуация — мы все живем в данном нам Богом государстве. Уже не говорим о том, что православную Митрополию, которой подчинялись и северные епархии (ныне российские земли) мы имели в Киеве еще в Х веке. От назначения в Киев первого митрополита до основания первого храма в Москве оставалось несколько сотен лет. И эта так называемая «Мать-Церковь» сегодня нагло выкручивает Киеву руки и чем-то угрожает? Россия не имела никакого отношения к появлению в Украине Православия и, наоборот, должна быть обязана своей христианизации именно Киеву. И не стоит это скромно замалчивать. А ныне рожденная Киевом патриархия занимается банальным воровством епархий УПЦ, одновременно тряся кулаком перед украинским духовенством и намекая, что Церковь только пока не вынесла соборное суждение об отпадении в раскол тех или иных архиереев и священников. Мол, ждите, холопы.
Не обойдем вниманием факт абсолютно хамского отношения лично к Вам и в целом к духовенству УПЦ целого ряда иерархов и рядового духовенства РПЦ, которые уже считают нас всех раскольниками и угрожают различными карами. Вспомним хотя бы высказывания игрушечного «патриаршего экзарха» в Африке митрополита Леонида (Горбачева), который не так давно заявлял, что всех украинских архиереев, участвовавших в Соборе УПЦ, следует «гнать поганой метлой». Он же высказывал убеждение, что всех наших архиереев в Киеве не будет, «когда Киевская Русь будет освобождена». Тогда Вы опять почему-то промолчали, а стоило бы хотя бы спросить у этого псевдомитрополита, от кого он собирается освобождать Киевскую Русь.
Конечно, Украинской Церкви в ее автокефальном движении крайне нужна поддержка Автокефальных Церквей мира. Поэтому просим Вас заняться необходимой межцерковной дипломатией на должном уровне. Не может быть речи об успешности такого дела без возвращения к молитвенному единству со Вселенским патриархом и вообще всеми Церквами, признавшими ПЦУ. В конце концов, Вы же сами поучали нас в связи с одесской трагедией: «Смирим свой гнев, не давая ему превратиться в слепую ненависть». Как бы трудно ни было, но нужно найти в себе ту любовь, без которой будущего нет. Проблему дальнейших взаимоотношений с ПЦУ сознательно выносим за рамки этого обращения: ею следует серьезно заняться отдельно, после решения вопроса выхода из РПЦ.
Ваше Блаженство, мы осознаем, насколько трудна тропа, на которую поставил Вас Господь. Однако, став на нее, Вы взяли на себя ответственность за судьбу Церкви украинского народа. Поэтому, как Предстоятель, Вы не можете избегать серьезных решений. Во время самых тяжелых испытаний мы готовы поддерживать Вас до конца, но действуйте, не молчите! И поймите: недовольные, которые ни при каких обстоятельствах не хотят выходить из РПЦ, будут. Но они, считай, уже сделали свой выбор, и он — не в пользу Вас и УПЦ, как и, в основном, не в пользу Украины. Ратуя за эфемерное единство с такой частью паствы, Вы теряете реальную паству прежде всего на западе Украины, но теперь уже и в других регионах. Но справедливо ли заставлять всех переносить потерю храмов, чувствовать себя людьми «третьего сорта» в собственной стране только из-за того, что кто-то (не мы) не хочет терять единство с РПЦ.
Настало время важных решений, время особой ответственности каждого и всех!
Поймите, мы все готовы до конца терпеть за Христа, за свою веру, за истину. Но дело в том, что под видом такой «истины» нам навязывают безальтернативное единство с РПЦ, предстоятель которой благословляет сатанинский поход российской армии на нашу Родину и любую проповедь сводит к «величию России». Нам отвратительно чувствовать себя частью такого «величия». Да, мы считаем аморальным при таких обстоятельствах сохранять каноническое подчинение РПЦ. Да, мы не имеем никакого желания страдать за это единство с тем, кто не пожалел нас, которых называл и продолжает называть своей паствой. С тем, кто не выполнил свой исторический долг святительского печалования перед властью за незаконно обиженных и не запретил своей пастве пересекать границу Украины с оружием. Мы не хотим страдать ни за Россию, ни за Путина, ни за Кирилла. А у большинства из нас складывается впечатление, что наши гонения — за них, а не за Христа.
Подытоживая вышесказанное, Ваше Блаженство, снова и снова призываем к немедленному созыву Собора УПЦ, где должен состояться окончательный разрыв с РПЦ с одновременным осуждением позиции патриарха Кирилла и подчиненного ему духовенства как в отношении путинской захватнической войны, так и в связи с аннексией украинских епархий. Только это не только сохранит нашу Церковь, но даст ей моральное право на дальнейшее существование в Украинском Государстве.
Обращение могут подписать священнослужители УПЦ. Для этого оставьте ваши данные в форме ниже.
https://forms.gle/YCKf8Fw7QgrsVc777