Два христианских пакистанских подростка, один 18, а другой 14 лет, были арестованы в своих домах в Лахоре в мае 2023 года по обвинению в богохульстве после того, как полицейский заявил, что слышал, как они неуважительно отзывались о пророке Мухаммеде.
Среди стран с мусульманским большинством Пакистан имеет самые строгие законы о богохульстве. Людям, осужденным по этим законам, грозит пожизненное заключение и, что еще хуже, даже смерть. Христиане и другие религиозные меньшинства составляют всего 4% населения Пакистана, но на них приходится около половины обвинений в богохульстве.
Если бы не было достаточно трудно ориентироваться в законах о богохульстве, христиане, живущие в крупных городах, таких как Лахор, часто вынуждены работать на низкооплачиваемой и опасной работе, например, ассенизаторами. Государство Пакистан было создано 76 лет назад, но за это время жизнь его христианских граждан становилась все более трудной.
Как исследователь мировых религий, я изучал, как эволюция жесткой версии ислама в Пакистане сформировала национальную идентичность этой страны и способствовала преследованию христианского меньшинства.
Обращение индусов в христианство
Многие христиане в Пакистане связывают свою религиозную принадлежность с деятельностью миссионерских обществ в 19-м и начале 20-го веков в Пенджабе, который в то время находился под властью Британской Индии.
Ранние евангелизационные усилия англичан и американцев в Индии, где большинство населения составляли индусы, были направлены на индусов высшей касты. Евангелизаторы предполагали, что эти представители элиты будут использовать свое влияние для обращения членов низших каст. Однако такой подход привел к малому количеству новообращенных.
Кастовая система — это многоуровневая социально-экономическая система, которая причисляет людей к определенной группе, или касте. В индуизме эта система является частью религиозного мировоззрения. Люди рождаются в определенной касте.
В Индии существует около 3 000 каст, каждая из которых связана с определенными профессиями. Люди из низших каст часто должны выполнять работу, которая считается «загрязняющей», например, снимать шкуры с животных, убирать тела невостребованных умерших и чистить туалеты. Поскольку касты — это жесткие категории, их членам закрыта дорога наверх.
В конце 19 века американские миссионеры в Индии решили сосредоточиться непосредственно на наименее обеспеченных слоях населения и начали крестить индусов из низших каст или вообще без каст. Новый подход миссионеров оказался успешным, отчасти потому, что обращение в христианство давало надежду на выход из кастовой системы индуизма. К 1930-м годам, например, многие представители самой большой касты рабочих в индийском регионе Пенджаб приняли протестантское христианство.
В 1947 году на территории Индии была образована страна Пакистан, чтобы создать родину для мусульман, которые были меньшинством в Индии. Часть Пенджаба, где проживало большинство христиан, стала частью Пакистана.
Большинство христиан предпочли остаться во вновь созданном Пакистане. Они считали, что там им будет лучше, поскольку ислам в принципе отвергает социальные разделения, такие как касты, на теологических основаниях.
Более низкий социально-экономический статус
На практике, после создания Пакистана, мало что изменилось в экономическом или социальном плане для христиан, которые остались: Кастовая система продолжала существовать в новой стране.
Даже сегодня большинство пакистанских христиан, живущих в крупных городах, обречены на низкооплачиваемую работу в санитарной отрасли. Правительство Пакистана приняло системную политику резервирования санитарных должностей для религиозных меньшинств.
Газетные объявления о найме работников санитарной службы, в том числе и государственными учреждениями, прямо призывают брать на работу немусульман. Одно из католических информационных агентств Азии, UCANews, сообщило, что в мае 2017 года муниципальная корпорация Хайдарабада объявила конкурс на 450 работников санитарной службы, предлагая контракты, которые требовали, чтобы работники не были мусульманами и давали следующую клятву: «Я клянусь своей верой, что буду работать только в должности санитарного рабочего и не откажусь ни от какой работы».
В северо-западном городе Пешавар в Пакистане до 80% христиан являются работниками санитарной службы. Согласно переписи населения 2022 года, 3,27% городских пакистанцев, проживающих в провинции Пенджаб, являются христианами. Однако в Лахоре, столице Пенджаба, христиане составляют 76% работников санитарной службы.
Подвергаясь широко распространенной дискриминации, христиане часто получают отказ в другой работе. Ограниченные низкооплачиваемой работой, христиане сталкиваются с широко распространенной бедностью даже в относительно благополучном Пенджабе. Исследование, проведенное в 2012 году в Лахоре, показало, что для христианских семей из пяти человек средний ежемесячный доход составлял 138 долларов США — ежедневный доход на душу населения 92 цента — что намного ниже черты бедности, определенной Всемирным банком. Для сравнения, в том же году средний месячный доход для всех жителей Пакистана составлял 255 долларов США.
Законы о богохульстве направлены против меньшинств
Положение христиан только ухудшилось, когда генерал Мухаммад Зия-уль-Хак, диктаторский президент Пакистана с 1978 по 1988 год, начал исламизацию страны.
Первоначально, например, пакистанские законы о богохульстве носили общий характер. Они наказывали преступников, которые задевали религиозные чувства других людей. Было выдвинуто лишь несколько обвинений, пока Зия не добавил в этот несектантский кодекс несколько пунктов, специфичных для ислама. Эти изменения включали в себя то, что богохульство против пророка Мухаммеда каралось минимальным сроком пожизненного заключения, а возможно и смертной казнью. Со времени правления Зии были возбуждены сотни дел о богохульстве.
Антрополог Линда Уолбридж, пишущая о пакистанских христианах, отмечает, что к 1990-м годам эти «христиане определенно считали себя объектами систематического угнетения». Это угнетение, по ее наблюдениям, происходило в основном «в форме законов, которые все чаще использовались против них».
Действительно, законы, призванные защищать ислам, иногда использовались против христиан и других меньшинств, чтобы свести личные счеты или решить деловые споры. В одном случае христианская пара отказалась вернуть долг своему мусульманскому работодателю, который одолжил им деньги. Толпа сожгла их заживо после того, как он обвинил их в богохульстве.
Отец одного из арестованных подростков сказал изданию The Christian Post: «Наши соседи-мусульмане знают нас много лет, и они знают, что мы никогда не потворствуем тому, что может задеть их религиозные чувства». Прокурорские органы, рассматривающие дело подростков, могут склониться в их пользу, но если прошлое свидетельствует об этом, то сами власти столкнутся с запугиванием, угрозами и обвинениями.
Мириам Рено
Аффилированный факультет биоэтики, религии и общества, кафедра религиоведения, Университет ДеПол