Архимандрит Кирилл Говорун о неудачной импровизации папы Франциска

Альтернативное мнение

Нет, это не предательство. Папа остается на стороне Украины. Его эмпатия сильнее даже стереотипов, которые господствуют на западе глобального Юга, откуда он. Она остается нашей самой большой союзницей на этом самом Юге, где союзников у нас мало.

Папа ищет, к чему приложить эту же эмпатию и в России. Понятно, что украинцы не верят, что в России такие точки для эмпатии вообще существуют, но папа решил, что это может быть молодежь. На это его вдохновили Мировые дни молодежи в Лиссабоне в начале августа. Там он, в частности, встречался с группой украинской молодежи, которая получила от него немалую поддержку.

Свою поддержку папа Франциск пытается сформулировать не столько как папа, сколько как иезуит. Иезуиты еще со времен Маттео Риччи в Китае были непревзойденны в подстраивании к среде, которую они считали враждебной, но пытались настроить и сделать ее более дружественной. Среднее царство во время династии Мин, в отличие от предыдущей династии Юань, было такой средой для христиан. Причем для всех. В четырнадцатом веке эта династия выжила была несториан, а в шестнадцатом не пускала дальше китайского порога католиков. Риччи завоевал благосклонность этой династии благодаря мимикрии. В частности, сначала он побрился был как буддистский монах, а впоследствии отрастил волосы как мандарин. Но самое главное — он поразил китайцев своими знаниями. Из-за чего они в конце концов дали ему титул мандарина и позволили быть похороненным в Пекине.

Но Бергольо — не Риччи, хотя оба иезуиты. Он не имеет тех же знаний о стране, до которой он пытается достучаться. Его представления об истории этой страны довольно поверхностны и типичны больше для рядового аргентинца, чем рядового иезуита. Он слышал разве что о двух русских царях: Петре и Екатерине. И конечно не слышал, что первый строил свою новую столицу на украинских костях и жег украинскую столицу, а вторая уничтожала украинскую казацкую республику, цементируя свой imperium. Все так же, как Путин делает в наши дни.

Мы в Украине хотим победить Россию и забыть о ней навсегда. Но забыть, в отличие от победить, не удастся, потому что мы навсегда обречены иметь ее нашим соседом. Многие в мире, включая папу и в отличие от нас, напряженно думают, что делать с этим «великим больным Евразии». Очевидно, что начинать что-то делать с ней надо с противоположного края от того, с которого папа подошел в своем выступлении. То есть не с заигрываний с имперским сознанием, а с его полного табуирования.

Поэтому украинцы абсолютно правильно сделали, что подняли шум по поводу экспромтов папы Франциска во время телемоста. Любые положительные ссылки на российские имперские нарративы, даже в терапевтических целях, должны стать табу для всех без исключения, даже для папы. Мы должны быть церберами и в дальнейшем рычать на любые подобные посягательства. Потому что когда в мире каждому станет понятно, что даже Jovis не разрешено положительно ссылаться на Петра и Екатерину, то такое не придет в голову и bovis.

Sapienti sat.

Архимандрит Кирилл Говорун

Источник

Расскажите друзьям