Ирландские епископы обратились к приходам по всей Ирландии с просьбой выделить к 2030 г. 30% своей территории для защиты опылителей и биоразнообразия, чтобы этой землей можно было пользоваться «в течение длительного времени всей общиной».
Эта инициатива, насчитывающая 1 365 приходов, в которые входят 2 646 церквей, расположенных в 26 епархиях на острове Ирландия, способна изменить к лучшему местное биоразнообразие, а также повысить осведомленность о глобальных усилиях по сохранению природы, в частности, о соглашении стран на конференции ООН по биологическому разнообразию (COP15) в 2022 г. вернуть природе 30% земли. Он также стремится повысить осведомленность о церковном учении по экологии и подчеркнуть роль верующих людей в защите творения.
Епископы выступили с призывом сохранить почти треть церковной собственности после своих весенних и летних встреч в Мейнуте, графство Килдар, в марте и июне. Епископы объяснили, что в качестве первого шага приходы через свои пастырские советы и епархиальные фонды должны составить карту своих церковных территорий, чтобы определить те 30%, которые станут пристанищем для опылителей и биоразнообразия. Эта инициатива является ответом на энциклику Папы Франциска 2015 года «Laudato Si’: О заботе о нашем общем доме», на предстоящую потерю биоразнообразия и соглашения, достигнутые на конференции COP15 в Монреале в декабре 2022 года.
‘Настоятельная рекомендация’.
Джейн Меллетт, ответственный за «Laudato Si'» в агентстве по развитию епископов Trócaire, сказала EarthBeat, проекту National Catholic Reporter, что «очень приятно видеть такое лидерство в ответ на кризис биоразнообразия». Она сказала, что Национальный центр данных по биоразнообразию в Ирландии приветствовал предложение епископов и будет рад сотрудничать с одним из пилотных приходов.
Меллетт отметила, что Конференция католических епископов Ирландии была первой конференцией епископов в мире, которая отказалась от продажи своих активов из ископаемого топлива. С тех пор, согласно данным, собранным Движением Laudato Si’, епископские конференции Австрии, Бельгии, Восточной Африки, Филиппин и Шотландии также взяли на себя обязательство отказаться от использования ископаемого топлива.
Епископ Мартин Хейз, координирующий работу Laudato Si’ в Ирландской церкви, сообщил EarthBeat, что предложение по биоразнообразию и опылителям — это «настоятельная рекомендация», а не требование. Каждому приходу «будет предложено найти прихожан, увлекающихся садоводством, а также местных специалистов по садоводству, чтобы первоначально наметить участки, на которых можно выращивать полевые цветы, необходимые для опылителей».
Он признал, что некоторым приходам потребуется поддержка, чтобы они восприняли эту инициативу как часть своих христианских обязательств и осознали важность заботы о нашем общем доме, о которой говорит Франциск в «Laudato Si'».
Хейс, возглавляющий Килморскую епархию, пояснил, что рабочая группа Laudato Si’, или LSWG, связанная с Советом по образованию Ирландской епископальной конференции, разрабатывает ресурсы для реализации этой рекомендации. В их число войдут «План вероисповедания общины опылителей» (The Faith Community Pollinator Plan) и «Садоводство в интересах биоразнообразия» (Gardening for Biodiversity).
Как член LSWG, которая консультирует ирландских епископов, Меллетт сказал, что предложение епископов возникло в этой группе из 12 человек, в которую входят эксперты по климату, богословы, специализирующиеся на экологии, и те, кто работает на местах, как Меллетт, который может использовать опыт сотрудников Trócaire в местах по всему миру, наиболее пострадавших от климатического кризиса.
«В нашей работе за рубежом Trócaire имеет целое направление в области агроэкологии, где мы работаем с местными сообществами над обеспечением продовольственной безопасности. Это огромная проблема, поскольку большинство наших стран страдают от засухи, и поэтому отстаивание климатической справедливости, безусловно, является для нас приоритетом», — сказал Меллетт.
Она добавила, что к МРГ «постоянно» обращаются за советом по поводу конкретных действий, которые люди могут предпринять. «Мы не можем просто продолжать говорить о проблемах. Эта рекомендация епископов основана на решениях, и она своевременна».
2030 год: Достаточно времени, чтобы «сделать что-то стоящее».
Толчком для предложения РГМП епископам послужила статья о том, почему христиане должны заботиться о потере биоразнообразия, написанная теологом о. Шоном МакДонахом, который является членом РГМП. «Это был ответ на поразительную статистику, приведенную в этом документе, и на соглашение стран, участвующих в COP15, о возвращении природе 30% суши и 30% океанов», — сказал Меллетт. «На одном из наших заседаний члены LSWG спросили, как бы это выглядело, если бы мы сделали это как приход».
Меллетт считает, что временные рамки 2030 года «достаточны для того, чтобы сделать что-то очень стоящее». Хотя большинству приходов придется начинать с нуля, они надеются увидеть результаты уже через два-три года. Это также связано с Платформой действий Ватикана Laudato Si’, многолетней глобальной инициативой, которая установила срок реализации конкретных действий по обеспечению устойчивости к 2030 году.
Меллетт подчеркнул, что предложение епископов не должно стать еще одной задачей для приходского священника. «Мы понимаем, какое давление испытывают приходские команды», — сказала она. «Это должно быть инициативой приходского совета, а люди на местах должны воплощать ее в жизнь».
Она считает, что некоторые из 700 человек, прошедших с марта 2020 г. шестинедельный курс Laudato Si’, который она проводит, станут водителями в приходах. «Была создана сеть, и на низовом уровне было проведено теологическое и духовное обучение», — сказала она. «Вполне вероятно, что группы по заботе о творении в приходах или те, кто посещал эти курсы Laudato Si’ через Trócaire или Движение Laudato Si’, станут инициаторами проекта по восстановлению лесов в приходах».
Меллетт подчеркнул, что проект сосредоточен на церковных территориях. «Мы призываем приходские советы привлекать местный опыт, обращаясь к группам в общине, например, к группам аллотентов или к тем, кто обладает некоторыми знаниями в области биоразнообразия, садов и огородничества», — сказала она. «Нам не нужно изобретать велосипед».
Однако приходы должны очень четко представлять себе, зачем они это делают. «Это шанс для катехизации на тему Laudato Si'», — сказала она.
Перевооружение прихода
Одним из приходов, который уже занимается восстановлением популяции опылителей, является Киллорглин в графстве Керри, где, по словам Меллетт, есть замечательный сад биоразнообразия. «Они расчистили немного земли вокруг церкви и создали сад, в котором процветает опыление, выращивание овощей и посадка деревьев», — сказала она. «У них есть небольшая команда, состоящая всего из четырех человек, которые управляют им раз в неделю».
Приход в Шанкилле, графство Дублин, недавно получил золотую звезду как экоприход от Eco Congregation Ireland, экуменической группы, которая предоставляет практическое планирование по восстановлению озеленения для опылителей и заботы о земле. Эта группа предоставляет «очень четкий список задач для достижения бронзовой, серебряной или золотой награды», — сказал Меллетт.
«В Шэнкилле они сделали такие простые вещи, как позволили сформироваться лугам, засадили края газона опыляемыми растениями. В приходе также проделана большая работа в области энергетики. Такие маленькие вещи со временем меняют ситуацию».
Сельским приходам, возможно, легче посвятить 30% своей церковной территории опылителям и биоразнообразию, чем городским приходам. «Кто-то спросил меня, ожидаем ли мы, что они будут разбивать парковки! Это не то, о чем мы просим», — сказал Меллетт. «Мы просим приходы составить карту имеющегося у них пространства, взять 30 процентов этого пространства и работать с ним. Оно может быть крошечным. Вы можете использовать комнатные растения на участках парковки и перестать опрыскивать парковку».
Она также советует приходам ознакомиться с Национальным планом по защите растений от поллиноза, который она называет «превосходным ресурсом», содержащим раздел для религиозных общин.
Рекомендация епископов была «тепло встречена» пастырским советом прихода Балалли в Южном Дублине. В 2009 году был создан подкомитет — Экологическая группа Балалли. Приход начинает думать о разработке плана по реализации этого предложения.
«В настоящее время приход Балалли ведет диалог с соседним приходом, чтобы изучить возможность совместного подхода к выделению 30 процентов церковной территории», — сказал о. Джим Кэффри, священник прихода. Он добавил, что они также ожидают выхода руководства для приходов.
Взять пример с Адама и Евы
Одним из ресурсов для приходов является книга «Приход как оазис: Введение в практическую заботу об окружающей среде», написанный Кевином Харгаденом, теологом, и Сиарой Мерфи, биологом-экологом. Оба они работают в Иезуитском центре веры и справедливости, который базируется на Гардинер Стрит, городском приходе в Дублине. «Мы чувствовали, что существует много энергии и действий на низовом уровне, но не хватало какого-то давления сверху», — сказала Мерфи в интервью EarthBeat.
По словам Харгадена, то, что церковь делает такие уверенные и амбициозные предложения, «заряжает людей энергией». Это предложение — «приглашение к более активному участию мирян и реальному лидерству мирян, потому что именно приходские советы будут реализовывать это. Это возможность заботиться об окружающей среде, строить общину, осуществлять ученичество и участвовать в миссии».
По мнению Харгадена, видение для церкви лежит в Клейне, графство Килдэр, где четыре деноминации — католическая, Ирландская церковь, пресвитерианская и Христианское братство — работают вместе, заботясь о земле. «Как христиане, мы должны воспользоваться этими экуменическими возможностями. Копание в земле и совместный труд — это прекрасное место для изучения того, что значит быть христианами вместе и нашего творческого призвания в Бытие как распорядителей земли».
Иезуитский приход на Гардинер Стрит в Дублине имеет значительный обнесенный стеной сад позади церкви и ее вспомогательных георгианских зданий, в которых размещаются община и офисы. Церковь выходит на оживленную городскую улицу, где нет зеленых насаждений, но сад — это райский уголок биоразнообразия. Взяв пример с Адама и Евы, которые были садовниками — эта тема рассматривается в их книге, — Мерфи и Харгаден работали с иезуитами над тем, чтобы сделать это пространство как можно более зеленым и биологически разнообразным.
Это место стало оазисом для детей, посещающих соседнюю начальную школу. Во время пандемии COVID-19 классам разрешалось выходить в сад на переменах. Учителя рассказали Мерфи, что они могли определить, кто из учеников был в саду, а кто оставался в бетонном дворе школы. «Их поведение и отношение к учебе было другим», — сказала она. «Им было легче учиться, потому что если они падали, то не травмировали себя. И было больше предметов, на которые можно было смотреть, и было меньше стресса».
С тех пор иезуиты построили политуннель — покрытую пластиком конструкцию, похожую на теплицу, — в качестве «класса на открытом воздухе» для школьников. Один из классов занимается выращиванием овощей.
Мерфи сказал, что Гардинер Стрит пытается понять, как сделать сад еще больше, чтобы увеличить биоразнообразие на лужайке и привлечь больше насекомых и птиц. «Мы рассматриваем возможность создания дождевых садов из водосточных труб и следим за тем, чтобы это не повлияло на инфраструктуру», поскольку церковь и ее георгианские здания являются охраняемыми сооружениями. Мы также обсуждаем возможность использования геотермального отопления и некоторого переоборудования.
Связывание сакраментальной жизни прихода с заботой об окружающей среде — важный мотив для Харгадена. Его вдохновляет приход Клейн в графстве Килдэр, где каждому ребенку, крещенному в приходе за последние 10 лет, и каждой паре, заключившей брак, дарят родное ирландское дерево. «Более 1 300 деревьев было посажено в Клэйне в результате сакраментальной жизни церкви», — сказал он. «Если бы у нас был гобелен из приходов по всей Ирландии, участвующих в подобном значимом свидетельстве, это был бы очень богатый символ».
Сара Макдональд
Примечание редактора: Эта статья, первоначально опубликованная National Catholic Reporter, является частью цикла статей «Выращивание «зеленой» церкви», посвященного усилиям церквей по эффективному управлению своими зданиями и земельными участками в условиях меняющегося климата. Проект подготовлен в сотрудничестве с The Christian Century, Episcopal News Service, Faithfully Magazine, National Catholic Reporter и Sojourners при поддержке Сети журналистики решений и финансировании Института Фетцера.