300 лет назад был рукоположен первый старокатолический архиепископ Утрехта Корнелиус Стееновен. Старокатолическая церковь Нидерландов отмечает исторические события, поднимая вопросы о своей идентичности.
По сути, старокатолицизм ассоциируется с двумя понятиями: догматом о непогрешимости и юрисдикционном первенстве Папы и Утрехтская уния. Все это верно, за исключением того, что истоки старокатолицизма гораздо древнее и восходят к чрезвычайно бурным временам, в которых столкнулись различные теологические течения (янсенизм, галликанизм, отстаивание еще более древней идеи синодализма) и борьба за выживание.
Религиозные конфликты оставили свой отпечаток на Нидерландах, как мало на каких других странах Западной Европы. После 80 лет разрушительной войны за независимость, закончившейся в 1648 г., Нидерланды были разделены на северную и южную провинции. Первая, Республика Соединенных Провинций, была протестантской, в ней политически доминировали кальвинисты, католицизм практически ушел в подполье, а права других протестантских конфессий, таких как лютеранство, были сильно ограничены.
Южная часть, находившаяся под властью испанских Габсбургов, была католической. В то время как северная часть процветала, южная часть была экономически слабее, и последствия длительных войн проявлялись сильнее.
Положение католиков в северной части было незавидным — архиепископ Утрехта был вынужден бежать, а Папа понизил канонический статус церковных структур до статуса миссионерской зоны. Такое положение дел продлилось фактически до 1853 года, когда апостольским посланием Ex qua di arcano Папа Пий IX восстановил римско-католическую иерархию в Нидерландах. В этом году исполняется ровно 170 лет с момента этого события.
Однако это не означает, что между 1648 и 1853 годами мало что произошло, и что католики просто сидели в потайных часовнях и ждали, когда они выйдут из тени. Борьба за выживание католицизма происходила на разных уровнях и заложила основы того многоцветного явления, которое мы сейчас называем старокатолицизмом.
Как уже говорилось выше, голландский католицизм стал насыщаться теологическими дебатами из соседней Франции и других близлежащих стран. Полемика велась не только с протестантизмом всех видов, но и с теологами внутри католицизма, выступавшими за большую независимость поместных церквей от Рима (галликанизм) или за более глубокое осмысление человеческой природы и благодати (янсенизм).
О бедственном положении голландских католиков было известно Риму, но Рим не хотел, чтобы существующие теологические противоречия привели к дальнейшим расколам и ослабили авторитет Святого Престола. Принятые решения о фактической отмене канонических структур в Нидерландах вызвали недовольство многих иерархов, включая архиепископа Питера Кодде, который в качестве викария Апостольской миссии в Нидерландах (1688-1702) должен был фактически упразднить церковные структуры, но отказался от этого. Папа уступил иерарху, и на его защиту встали другие епископы и духовенство, включая духовенство Утрехтского капитула, к которому принадлежал о. Корнелиус ван Стееновен (Корнелис ван Стееновен).
После смерти архиепископа Кодде ван Стееновен был избран Генеральным викарием, а 27 апреля 1723 г. на собрании капитула в Гааге он был избран архиепископом Утрехта. Глава обратился к Риму с просьбой признать это избрание, но Папа отказался. Тем не менее, хиротония состоялась более года спустя, и ее провел французский иерарх Доминик Варле. Хотя позднее он примирился с Римом, он все же посвятил нескольких последующих архиепископов Утрехта.
Vor 300 Jahren wurde Cornelis Steenoven zum Erzbischof von #Utrecht gewählt: https://t.co/bKkv8Wtz8M #Niederlande #altkatholisch #Kirchengeschichte #Konfessionskunde
— Liturgischer Kalender 📆 (@LitKalender_AK) April 26, 2023
Последовательно избранные архиепископы Утрехта, признанные Римом раскольниками, представлялись в Рим на утверждение, и Рим ритуально отказывался их признавать. Восстановление римской иерархии в Нидерландах в 1853 г. мало что изменило — с тех пор в стране есть (старокатолический) архиепископ Утрехта и его римско-католический коллега, называемый старокатоликами архиепископом в Утрехте. Ранее старокатолики использовали название «Римско-католическая церковь старого епископального духовенства».
Перезагрузка старокатолицизма
Последующий конфликт немецкоязычных католиков с папством по поводу догмата о юрисдикционном первенстве и папской непогрешимости в 19 веке придал названию «старокатолическая» новый колорит, поскольку сам термин ранее существовал для обозначения архиепископов Утрехта, хиротонисанных без одобрения Рима. Утрехтский архиепископский престол, так сказать, автоматически стал авторитетом движения «старой-новой» церкви, которое добилось успехов в немецкоязычных странах, хотя и не только.
В 20-м веке старокатолицизм также занимал видное место в польской церковной истории. В 1909 г. архиепископ Утрехта Герард Гуль наделил таинствами тогдашнего главу мариавитов, отца Яна М. Михала Ковальского. После 1911 года мариавиты приняли название Старокатолическая мариавитская церковь, которое плоцкое течение сохранило и по сей день.
Следы этого мы можем увидеть в более ранней истории Польской национальной католической церкви в США, когда епископ Францишек Ходур принял епископское таинство от архиепископа Утрехтского (1907 г.). По сей день Польская Католическая Церковь является членом Утрехтской унии, четыре епископа которой будут рукоположены старокатолическими епископами Утрехтской унии в польском католическом соборе во Вроцлаве в сентябре этого года.
Празднование 300-летия хиротонии архиепископа Корнелиуса Стееновена — это повод для размышлений голландских старокатоликов не только с исторической точки зрения, но, прежде всего, с точки зрения идентичности и теологии, а также с экуменической точки зрения. В этом контексте Старокатолическая Церковь в Нидерландах стремится ответить на вопрос, который был задан лютеранам в 2017 году (500-летие Реформации) в экуменическом контексте. Можно/нельзя ли праздновать раскол/отступление?
Старокатолики в Нидерландах, чрезвычайно секуляризованной, но в то же время религиозно разнообразной стране, задают себе этот вопрос, вспоминая свое наследие и (заново) интерпретируя свое место в христианской мозаике.
На сайте Церкви был опубликован текст Питера Бен Смита, в котором он подчеркивает, что цель празднования — указать на позитивные убеждения, побудившие католиков в 1723 году избрать епископа. Интересно, что на сайте Реформатской Католической Церкви ее глава епископ Томаш Пухальский изложил свои мысли по поводу этой публикации и этого события в довольно длинном предложении:
‘Я думаю, что события Утрехтского конфликта могут послужить ценным уроком для Католических Церквей в 21 веке. Реальная синодальность, участие местного духовенства и мирян в избрании епископа, уважение к местным особенностям, взаимное понимание и выслушивание, а также понимание супраепархиальных церковных институтов на основе субсидиарности (включая служение епископа Рима или других патриархов) могут способствовать будущему реальному объединению христиан. реальному объединению христиан, не через власть одного епископа, а через любовь между сестрами и братьями и между поместными церквями, чтобы реализовать желание Иисуса, чтобы Его ученики и ученицы были признаны по взаимной любви, а не обязательно по признанию власти того или иного папы или патриарха.
От шатра до алтаря
Возможно, торжества и не будут особенно пышными, но Старокатолическая Церковь Нидерландов уже поощряет эту тему не только через (популярные) научные публикации, но и через выставки литургических облачений, такие как предстоящая выставка «Мода для Бога», которая будет экспонироваться в музее монастыря Святой Екатерины в Утрехте с осени.
На выставке, подготовленной Ричардом де Биром, исследователем старокатолической культуры в Нидерландах, представлены литургические облачения начала XVII века, которые впоследствии использовались в старокатолических церквях.
Nieuws! Vanaf 14-10 opent Fashion for God, vol prachtige borduurkunst en hemelse balzalen vol luxe modestoffen uit de renaissance en de barok. Dit is kunst van een ongekende kwaliteit uit de schuilkerkperiode. We beloven een fascinerend verhaal waarin vrouwen de hoofdrol spelen! pic.twitter.com/fUzTSyHztT
— Catharijneconvent (@catharijne) June 28, 2023
Интересно отметить, что некоторые капы и орнаты не были сшиты с нуля, а являлись переделками бальных костюмов или предназначались для других политических и общественных мероприятий. Это не было неизвестной практикой, так как исследователи данной темы указывают, что у императрицы Марии Терезии часовенки были сшиты из большинства ее неиспользованных костюмов, а Иоанн III Собеский аналогичным образом использовал турецкие шатры.
Источник: Ekumenizm.pl