Сейчас трудно установить, от кого впервые прозвучала идея — что после Собора Украинской Православной Церкви в Феофании 27 мая 2022 года должны были быть разосланы официальные письма предстоятелям всех Поместных Православных Церквей мира, но с тех пор этот аргумент стал едва ли не главной преградой в любом конструктивном диалоге относительно нынешнего статуса нашей Церкви.
Упоминание о «мирных грамотах о выходе УПЦ из состава РПЦ» содержится среди знаменитых «10 вопросов духовенства к Священному Синоду УПЦ», обнародованных в январе 2023 года. Впоследствии с предложением «официально уведомить Поместные Православные Церкви о выходе УПЦ из состава РПЦ» обратилась к Украинской Православной Церкви Государственная служба по этнополитике и свободе совести в официальном письме от 1 июня 2023 года.
Совсем недавно, 23 июля, после попадания российской ракеты в алтарь Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора, ГЭСС обнародовала новое Обращение к УПЦ с призывом «разорвать связи с российской церковью, которая стала непосредственным участником кровавой агрессии против Украины».
Мы решили подумать, каким могло бы быть официальное письмо УПЦ к Поместным Православным Церквам, ведь убеждены, что откровенное свидетельство о том, во что мы верим и как мыслим, способно преодолеть взаимное отчуждение и подозрительность, которые сейчас раскалывают изнутри украинское общество.
Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство!
Сложное время полномасштабной войны Российской Федерации против украинской государственности поставило целый ряд вызовов перед Украинской Православной Церковью.
С перспективы канонического устройства Православной Церкви на мировом уровне нас традиционно относят к Московскому патриархату, хотя в нашем собственном восприятии наша Церковь уже более 30 лет фактически существует как поместная церковь украинского народа. В обновленной версии Устава об управлении УПЦ от 27 мая 2022 года об этом говорится прямо: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве в соответствии с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ от 27 октября 1990 года«.
Упомянутая грамота, выданная нашей Церкви во времена еще до получения независимости Украинским государством, стала основой для полноценного служения нашей Церкви на земле Украины. Мы с радостью и благодарностью Богу признаем, что за прошедшие десятилетия после длительного времени атеистического давления наша Церковь росла численно и укреплялась духовно. Она давала духовное утешение и вела ко спасению во Христе миллионы украинцев, которые традиционно относили себя к православному вероисповеданию.
Вместе с тем нельзя обойти и тот факт, что на протяжении десятилетий рядом с нашей Церковью в Украине существовали другие церковные образования, которые долго оставались непризнанными мировым православием. На рубеже 2018-19 годов Вселенский патриарх Варфоломей предпринял попытку решения вопроса церковного раскола в нашей стране, предоставив Томос об автокефалии всем православным Украины, не принимая во внимание причины тогдашнего разделения, в частности вопрос сомнительности апостольского наследования в иерархии тогдашних неканонических группировок.
По нашему убеждению, тогдашнее решение Вселенского патриарха и его синода было поспешным; поэтому оно не принесло примирения и взаимопонимания между украинскими православными. Скорее наоборот, радикализировало настроения этнофилетического характера, внося разделение между православными Украины. Также оно способствовало сокрушительной пропаганде против нашей Церкви и захвату наших храмов.
Так же важной этнофилетическая составляющая остается и сегодня, когда этническая принадлежность, язык общения и язык богослужения остаются маркерами, разделяющими православных украинцев.
С другой стороны, вызовом для существования нашей Церкви в Украине стали высказывания Патриарха Московского Кирилла, который с февраля 2022 года, с начала полномасштабной войны, недвусмысленно поддержал агрессию российского государства против Украины. В своих высказываниях он неоднократно поддерживал войну и даже обещал райское блаженство российским воинам, которые погибнут в войне против Украины. По нашему убеждению, такая позиция идет в разрез с православной традицией, согласно которой даже случайное убийство на войне требует епитимии и воздержания от причастия Святых Христовых Таин.
Такого рода высказывания патриарха приводили к возмущению православных украинцев. Наши клирики оказались в ситуации, когда самовольный разрыв с Московским Патриархатом расценивается многими как путь к расколу, а сохранение его поминовения подталкивает внешних наблюдателей к впечатлению о нашей поддержке агрессивной войны, убийств украинцев и разрушения нашей страны.
Поэтому на Соборе нашей Церкви в мае прошлого года было заявлено, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий, как первоиерарх, поминает за богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей, а архиереи УПЦ поминают только Киевского Митрополита.
Так же недружественным отношением является, по нашему убеждению, попытка аннексии епархий нашей Церкви и их перевод в прямое подчинение Московскому Патриархату, которое постепенно происходило в течение последних месяцев. Такие решения со стороны последнего были односторонними и никак не согласовывались со священноначалием нашей Церкви, а в ситуации войны и оккупации украинских территорий Россией, носят еще более деструктивный характер.
Очередным толчком для осознания сложной ситуации для нашей Церкви стало архиерейское совещание, состоявшееся в Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года под Москвой. В своем выступлении, получившем всеобщую поддержку епископата Русской Церкви, патриарх Кирилл утверждал, что отказ от его литургического поминовения епископатом и клириками Украинской Православной Церкви является «открытой дверью к сползанию в раскол».
Масла в огонь добавил опубликованный 4 августа с.г. текст протоиерея Владислава Цыпина «Спецоперация в свете христианского учения о войне и мире». Автор является одним из признанных канонистов РПЦ и в своем тексте высказывает богословское обоснование войны против Украины. Этот документ в очередной раз показал, что богословские аргументы со стороны России в пользу войны имеют геополитический характер, поддерживают идеи имперского величия и имеют признаки древних ересей, разделявших мир по идеологическим предпочтениям.
Все приведенные аспекты ставят нас перед поиском решения, которое бы сохраняло нашу Церковь в каноническом поле и одновременно подтвердило бы поддержку со стороны епископата и клириков Украинской Православной Церкви идеи целостности и суверенности Украинского государства. Мы являемся верными гражданами нашей страны, стремимся к ее утверждению и укреплению; хотим, чтобы православие в Украине свободно развивалось и служило на благо наших православных сограждан на пути к их спасению в вечности.
Наша главная цель — найти срединный путь между вынужденным приспособлением Церкви к геополитическим и политическим обстоятельствам в ситуации войны и отношением «неотмирности» христианского существования, когда Церковь и ее верные как бы не связаны с конкретными обстоятельствами своей земной жизни.
Выражаем поддержку решению Собора УПЦ от 27 мая 2022 года относительно стремления поиска единства и восстановления диалога в украинском Православии. Мы не можем влиять на решение Вселенского патриарха о предоставлении Томоса Православной Церкви Украины, но вместе с большинством Православных Церквей мира выражаем сомнение относительно возможности признания Церковью структуры, которая имеет сомнительные архиерейские хиротонии. Это мнение разделяют многие архиереи и богословы даже из Церквей, которые признали ПЦУ.
Мы убеждены, что сегодня рано говорить об объединении церковных структур в Украине в одно целое, но считаем, что Украинское Православие будет единым и путь к будущему объединению лежит в терпеливом познании друг друга и постепенном сближении между нашими Церквами. Вместе с тем признание православным миром Православной Церкви Украины, по нашему мнению, напрямую зависит от того, как она будет выстраивать свои отношения с нашей Церковью.
Учитывая то, что в православной традиции нет общепринятой процедуры получения новой автокефалии, в нынешней сложной ситуации проблематичным представляются варианты как греческой, так и московской традиций предоставления автокефалии. Война привела к тому, что Украинская Православная Церковь уже не сможет оставаться в лоне Московского патриархата, но необходимы мудрость и терпение, чтобы выработать путь утверждения новой Украинской Церкви, в которой бы со временем объединились все православные верующие нашей страны.
(Так же, как предоставленная автокефалия для Православной Церкви Украины пошла не тем путем, который предлагался в рамках общеправославного соборного процесса, предшествовавшего Критскому собору 2016 года, и по сей день признана лишь частично).
Мы призываем Поместные Православные Церкви способствовать поиску примирения и взаимопонимания в Украинском Православии. Верим, что сосредоточенность на Христе, как Главе Церкви, даст возможность найти адекватные формулы для поиска путей примирения. Так же верим, что в нынешней сложной ситуации Украинское государство сможет найти оптимальный путь для сохранения высокого уровня церковности нашего боголюбивого народа и не поддастся на соблазны силового решения церковного вопроса.