Смерть Пригожина порождает призрак насилия, спонсируемого государством

Колонки

В ночь на 4 мая 1692 года Джон Черчилль, граф (позднее герцог) Мальборо, был арестован по обвинению в государственной измене и отправлен в лондонский Тауэр. Это была важная веха в поступательном движении цивилизации.

Весна 1692 года была отмечена страхами перед неизбежным морским сражением и возможным вторжением, охватившими Англию. За четыре года до этого, в 1688 г., католический король Яков II был свергнут, а защитник протестантизма Вильгельм Оранский высадился в Англии, чтобы вместе со своей женой, королевой Марией, дочерью Якова, претендовать на английскую корону.

Мальборо когда-то был близким помощником Якова, но во время так называемой «Славной революции» переметнулся на другую сторону и присягнул на верность протестантской преемственности. Как и у многих людей, перешедших на другую сторону, у него появились враги. В напряженной атмосфере 1692 года, когда появился поддельный документ, который, казалось, указывал на то, что Мальборо и другие предавали Вильгельма, граф был отправлен в Тауэр.

Почему это был шаг вперед? Отец Джеймса, король Карл I, был обезглавлен в 1639 г., когда он уступил власть «круглоголовым». Бабушка Чарльза, Мария Королева Шотландская, была обезглавлена в предыдущем веке. Переход от казни к тюремному заключению политических противников был шагом вперед.

В 18-м веке заключение в тюрьму тех, кто потерял политическую власть, также будет считаться варварством. В 1761 году, когда Уильям Питт был вынужден уйти с поста премьер-министра, ему было присвоено звание пэра.

Эта история вспомнилась на прошлой неделе, когда по телевизору показали самолет, падающий с неба к северо-западу от Москвы. Самолет, в котором находился Евгений Пригожин, глава группы наемников «Вагнер», очевидно, взорвался в полете, в результате чего погиб не только Пригожин, но и другие высшие руководители группы, которая в июне на короткое время подняла мятеж.

Во время мятежа реакция Путина выглядела приглушенной, как будто он был застигнут врасплох. Очевидное убийство Пригожина свидетельствует о том, что Путин усвоил извечный урок: Месть вкуснее всего, когда она подается холодной.

Конечно, Пригожин не был героем. Он был кровожадным бандитом. Группа «Вагнер» ресторатора, ставшего наемником, была причастна к убийству 500 невинных гражданских лиц в Мали в прошлом году и к пыткам военнопленных в Украине. Видеозапись пыток и убийства дезертира сирийской армии Хамади Буты, сделанная наемниками Вагнера в 2017 году, была использована группой в качестве инструмента PR и вербовки.

Они были порочны, но не умны. Неужели никто из семи лидеров Вагнера, поднявшихся на борт самолета, не читал о «Ночи длинных ножей», когда Гитлер заманил руководство СА, военизированной группировки, на отдаленный баварский курорт и расправился с ними за одну ночь? Не показалось ли лидерам Вагнера странным, что все они летели на одном самолете?

Последователи Пригожина прикидывают, как им действовать дальше. Они не собираются оказаться на собрании Pax Christi. Никто не знает, что означает гибель Пригожина и других лидеров группы Вагнера для участия наемников в Африке или Сирии. Пока кто-то готов платить по рублю, какой-нибудь другой наемник будет заполнять тот вакуум в руководстве, который открылся после падения самолета Пригожина на землю.

Отделение потери политической власти от политического насилия — это достижение цивилизации. Это одна из тех вещей, которые отличают просвещенный режим от варварского.

Предполагаемое убийство было не просто местью со стороны Путина. Оно было призвано послать сигнал.

«Любой, кто проявляет нелояльность, будет рассматриваться государством как враг, которого необходимо уничтожить», — сказал один хорошо связанный московский бизнесмен в интервью The Washington Post. «Все будут считать, что это было сделано по приказу царя. Возможно, мы никогда не узнаем, правда это или нет. Но это всех напугало».

Конечно, Путин отрицает свою ответственность за это убийство.

Отделение потери политической власти от политического насилия — это достижение цивилизации. Это одна из тех вещей, которые отличают просвещенный режим от варварского. Это достижение происходит в разных странах в разное время. Когда Питт стал графом Чатемом, насилие Французской революции было еще на десятилетия вперед. В России насилие, спонсируемое государством, было одной из точек преемственности между царским и советским режимами.

Американцам, которые отвергают опасность, исходящую от роста политического насилия в нашей стране, было бы неплохо вспомнить, что цивилизации не только совершенствуются, но и приходят в упадок. Они способны на великие достижения и преодоление великих злодеяний, но никогда не застрахованы от перспективы скатиться к варварству.

«Дуга нравственной вселенной длинна, но она изгибается в сторону справедливости», — знаменитое высказывание преподобного Мартина Лютера Кинга-младшего. Иногда эта дуга действительно очень длинная.

Майкл Шон Уинтерс

National Catholic Register

Расскажите друзьям