Во времена потерь, перемен или других трудностей капелланы могут выслушать, утешить и обсудить духовные потребности. Этих душепопечителей можно встретить в больницах, университетах, тюрьмах и многих других светских учреждениях, они служат людям всех вероисповеданий и тем, кто вообще не исповедует никаких религиозных традиций.
Тем не менее, распространено мнение, что сами капелланы должны быть основаны на религиозной традиции. В конце концов, как Вы можете быть религиозным лидером без религии?
В действительности, все большее число капелланов — нерелигиозные люди: те, кто идентифицирует себя как атеист, агностик, гуманист или «духовный, но не религиозный». Я являюсь социологом и руководителем исследований в Лаборатории инноваций в капелланстве Университета Брандейс, где наша команда изучает и поддерживает капелланов всех конфессий, в том числе и нерелигиозных. Наше текущее исследование было сосредоточено на изучении опыта 21 нерелигиозного капеллана.
Меняющееся общество
Тридцать процентов американцев не привержены религии. Исследования показывают, что атеисты или другие нерелигиозные люди иногда отвергают капеллана из настороженности или прекращают разговор, если чувствуют, что их осуждают за их убеждения. Но эти исследования не учитывают новую, все более вероятную ситуацию — что капеллан также может быть нерелигиозным.
Национальных исследований не проводилось, поэтому количество нерелигиозных капелланов неизвестно. Однако есть много оснований полагать, что по мере того, как все больше американцев решают не причислять себя к какой-либо конкретной религии, увеличивается и число капелланов.
Нерелигиозные капелланы уже много лет являются частью больничных систем и университетов, но в августе 2021 г. они оказались в центре национального внимания, когда организация капелланов Гарвардского университета единогласно избрала президентом гуманиста и атеиста Грега Эпштейна. Гуманисты верят в потенциал и доброту человеческих существ, не ссылаясь на сверхъестественное.
Другие недавние репортажи о гуманистических капелланах также были посвящены школьным кампусам, однако нерелигиозные капелланы не ограничиваются колледжами и университетами. Восемнадцать из 21 нерелигиозного капеллана, с которыми мы беседовали в ходе нашего исследования, работают в сфере здравоохранения, включая хоспис. Федеральное бюро тюрем допускает к работе нерелигиозных капелланов, но нам не удалось найти ни одного из них для участия в данном исследовании.
Однако не во всех учреждениях допускаются нерелигиозные капелланы, в том числе и в вооруженных силах США.
Аутентичное призвание
Идея «призвания» от Бога является центральной для многих религиозных призваний: сильный импульс к религиозному руководству, который многие люди приписывают божественному началу.
Капелланы, которые являются атеистами, агностиками, гуманистами или считают себя духовными, но не религиозными, также могут чувствовать призвание. Но они не верят, что их призвание исходит от божества.
Например, Джо, атеист и гуманист, с которым мы провели интервью, работал капелланом в больницах и хосписах. Он говорит, что его «озарило» после того, как профессор истории сказал ему, что верования являются источником силы общества. Хотя атеисты не верят в Бога или богов, многие из них имеют твердые убеждения относительно этики и морали, и американские атеисты чаще, чем американские христиане, говорят, что часто испытывают чувство удивления по поводу Вселенной. Призыв Джо не был «из божественного источника», но, тем не менее, он говорит, что этот опыт «как бы наполнил меня чувством контроля, уверенности и присутствия» в его жизни, что обосновало его ощущение призвания.
Сунил, еще один капеллан, с которым беседовала наша команда, был вдохновлен своим капелланом в колледже, которого он называет «очень влиятельным человеком». Священник помог Сунилу ответить на вопросы об идентичности и ценностях, «не обязательно имея при этом какие-либо религиозные или духовные пристрастия», и побудил его поступить в духовную школу.
Сегодня Сунил старается помочь другим ответить на те же вопросы в своей работе капеллана в сфере здравоохранения — и предложить глубоко продуманную, значимую духовную помощь людям, которые не являются религиозными.
Образование и подготовка
Большинство профессий капелланов требуют наличия богословской степени. Наряду с изучением Священного Писания и религиозного лидерства, обучение капелланов обычно включает клиническое пастырское образование, где студенты знакомятся с практическими аспектами своей профессии, ориентированными на уход за больными. Это предполагает обучение оказанию помощи каждому человеку, независимо от его религиозной принадлежности.
Хотя курсовая работа в целом одинакова для всех студентов, религиозных или нерелигиозных, реальный опыт получения степени сильно отличается для нерелигиозных студентов. В США студенты-христиане легко могут поступить в семинарию или школу богословия, разделяющую их вероисповедание, и потратить годы обучения на изучение своей собственной традиции.
Капелланские программы, ориентированные на нехристианские традиции, существуют, но их меньше, и наша команда не знает ни одной откровенно нерелигиозной капелланской программы. В последние годы все больше семинарий принимают нерелигиозных студентов, но, тем не менее, нерелигиозные студенты часто оказываются сфокусированными на изучении традиций, с которыми они лично не связаны.
Однако есть и удивительная светлая сторона.
‘Я здесь, чтобы поддержать Вас’.
Глубокое погружение в чужие традиции — одна из причин, по которой нерелигиозные капелланы могут быть столь эффективными.
Например, наша команда спросила Кэти, капеллана из медицинского центра, как она подходит к молитве с религиозными и нерелигиозными пациентами. «Моя цель — попытаться встретить пациента на его месте и помолиться так, чтобы это помогло и утешило его, или удовлетворило любую потребность, возникшую в ходе нашего разговора», — сказала она. Как и все капелланы, Кэти находится там для того, чтобы сопровождать, а не прозелитировать. Хотя она сама молится «великой тайне», ей удобно помогать в любой молитве, которая необходима.
Клэр, студентка факультета капелланства, согласилась с Кэти и рассказала о своем первом опыте встречи с пациентом, исповедующим евангельское христианство. По ее словам, это было легко, потому что «Вы не пытаетесь ничего исправить. Вы просто пытаетесь встретить их там, где они есть. Вот и все».
Нерелигиозные капелланы привыкли мыслить нестандартно. Изучив основные мировые религии, многие из них могут найти совпадающие ценности и убеждения со своими пациентами, например, найти красоту и смысл в мире природы или найти силу в своей убежденности в том, что люди по своей природе добры.
Синтия работает в отделении паллиативной помощи в больнице и говорит своим пациентам: «Я здесь, чтобы поддержать Вас во всем, что имеет для Вас значение в данный момент и что является самым важным в Вашей жизни в данный момент». Она спрашивает пациентов: «С чем Вы сейчас боретесь? Каковы Ваши цели? На что Вы надеетесь? Чего Вы боитесь?» — пытаясь «раскрыть это с духовной, а не медицинской точки зрения».
Синтия — это пример того, почему духовная помощь со стороны нерелигиозных капелланов может вызывать удивление, но, скорее всего, она будет продолжаться. Согласно нашим исследованиям, нерелигиозные капелланы так же, как и религиозные, способны встретить человека в его самый трудный час и взять его за руку.
Эми Лоутон
Менеджер по исследованиям, Лаборатория инноваций в области капелланства, Университет Брандейса