Католический священник проповедовал лютеранам о «Новой Реформации»

Репортажи

Известный чешский богослов и философ, римско-католический священник преп. проф. Томаш Халик был приглашен Всемирной Лютеранской Федерацией выступить с основным докладом перед более чем 300 делегатами из 150 лютеранских церквей в 99 странах мира — сообщает портал Ekumenizm.pl.

В самом начале выступления преп. Халик выдвинул тезис о том, что христианство находится накануне новой Реформации:

— Это будет не первая, не вторая и не последняя Реформация. Церковь — говоря словами Св. Августина — все еще реформируется, «semper reformanda». У Мартина Лютера, великого учителя парадоксальной мудрости креста и ученика великого немецкого мистика, мы должны учиться в эти времена быть чувствительными к тому, как сила Бога проявляется — sub contrario — в наших кризисах и слабостях.

О. Халик ловко и замечательно лавировал между айсбергами межконфессиональной полемики, как бы упреждая потенциальные препятствия, называя их по имени и интегрируя их в вызовы современного мира:

— Две параллельные Реформации 16-го века, Лютеранская и Католическая, обогатили, обновили и углубили христианство, но также и разделили его. В 20-м веке также начались две параллельные Реформации — глобальная экспансия пятидесятнического христианства и Второй Ватиканский Собор. Собор ознаменовал переход (исход) Католической Церкви от конфессиональной закрытости, контркультуры протестантизма и модерна к католичности, всеобщей экуменической открытости.

Говоря об экуменизме, главный докладчик лютеранской встречи отметил, что «экуменизм 21-го века должен пойти дальше, чем экуменизм прошлого века. Единство христиан не должно быть конечной целью новой Реформации; оно может быть лишь сопутствующим продуктом усилий по объединению человеческой семьи и принятию общей ответственности за свое окружение, все творение».

Чешский богослов связал задачу «новой Реформации» с укреплением сознания, касающегося христианской совместной ответственности за все «тело», частью которого мы являемся благодаря тайне Божьего Воплощения. Более того, в историческом контексте о. Халик отметил, что «история мира и Церкви — это не путь одностороннего прогресса, не непрерывный упадок и отчуждение идеализированного прошлого, а драма с открытым финалом, постоянная борьба между благодатью и грехом, верой и неверием, которая происходит в каждом человеческом сердце».

Возвращаясь к лютеранскому контексту, о. Халик напомнил о гамартиологии (учении о грехе) Лютера, ссылаясь на один из флагманов теологии Реформации в контексте учения об оправдании грешника по благодати через веру:

— Мартин Лютер учил, что каждый христианин является «simul iustus et peccator» (одновременно оправданным и грешным). Добавьте к этому тот факт, что многие люди в современном мире являются simul fidlis et infidelis (одновременно верными и неверными) — герменевтика доверия переплетается с герменевтикой скептицизма и сомнения. Если мы сможем превратить конфликт веры и сомнения в наших умах и сердцах в честный диалог, это поможет зрелости нашей веры и может способствовать диалогу между верующими и неверующими, живущими вместе в плюралистическом обществе. Вера без критических сомнений может привести к фундаментализму, фанатизму и фанатизму. Сомнение, которое не способно сомневаться в себе, может привести к цинизму. Вера и критическое мышление нуждаются друг в друге.

В то же время, преп. проф. Томаш Халик предостерег от высокомерия христиан, саботирующих послание Иисуса, подчеркнув элемент паломничества и прислушивания к тому, что Спаситель говорит церквям:

— Частью «новой Реформации», «новой евангелизации» и экуменизма 21-го века является также изменение того, как мы выполняем миссию. Мы не можем подходить к себе как к высокомерным носителям истины. Только Иисус может сказать: «Я — истина». Мы — не Иисус, мы — несовершенные ученики Иисуса, находящиеся в пути ученичества, в котором Дух постепенно ведет нас к полноте веры.

Были также ссылки на текущую ситуацию в Украине. О.Халик отметил, что всякий раз, когда Церковь и власть вступают в «партнерство», когда происходит союз национализма и религии, это всегда заканчивается трагически. Говоря о вовлеченности Русской Православной Церкви в продолжающуюся войну на территории Украины, о. Халик сказал:

— Владимир Путин цинично использует русский религиозный мессианизм и коррумпированных лидеров Русской Православной Церкви для достижения своих целей. Мировое экуменическое христианское сообщество не может быть слепым и равнодушным к этому скандалу.

Выступление Халика было встречено бурными аплодисментами, и по крайней мере дважды ответственные за эту часть программы подчеркивали, насколько речь римско-католического богослова соответствует лютеранской духовности и мышлению.

Расскажите друзьям