Совместное слово лютеран и католиков на Генассамблее Всемирной лютеранской федерации

Главное Документы

Совместное слово Всемирной лютеранской федерации и Дикастерии по содействию христианскому единству, Ватикан, представленное преподобной д-ром Анной Бургхардт, Генеральным секретарем, и кардиналом Куртом Кохом 19 сентября 2023 года на 13-й Генеральной Ассамблее ВЛФ в Кракове, Польша.

ГЛАВА 1

Посреди мира, страдающего от войн и насилия во многих формах, посреди поляризаций, разделяющих человеческую семью, мы укрепляем нашу приверженность единству Церкви. Экуменический импульс — это свидетельство Духа Божьего, который хочет примирить человечество и все творение. Сегодня, во время этого праздника, мы вспоминаем «одно крещение для прощения грехов» (Никео-Константинопольский Символ веры). Мы с благодарностью вспоминаем сакраментальную основу нашего единства и обновляем нашу веру в Триединого Бога.

Древнехристианский Никейский Символ веры, 1700-летие которого мы будем отмечать в 2025 году, образует экуменическую связь, источником которой является Христос. Еще в 1965 году, до окончания Второго Ватиканского Собора, католики и лютеране в США могли вместе засвидетельствовать: «Исповедание того, что наш Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Бог Божий, по-прежнему заверяет нас в том, что мы действительно спасены, ибо только Тот, Кто есть Бог, может спасти нас» (Статус Никейского Символа веры как церковной догмы, краткое заявление, Балтимор, 7 июля 1965 г.).

ГЛАВА 2

Бог оправдывает нас в Крещении. В Совместной декларации о доктрине оправдания (СДО) лютеране и католики вместе исповедуют: «Только по благодати и по вере в спасительную работу Христа, а не на основании наших заслуг, мы принимаемся Богом и получаем Святого Духа, который обновляет наши сердца, наделяет нас силой и призывает к добрым делам». (15). Католики и лютеране вместе радуются достигнутому согласию в вопросе об оправдании. Освобожденные благодатью и прощением Бога, мы объединены крещением и верой. Однако мы осознаем «историю нашего разделения, которую мы не можем обратить вспять, [но] которая, тем не менее, может стать частью нашей истории примирения». (см. Введение к итальянскому переводу, 3 января 2021 г.).

Экзистенциальное восприятие уже существующего единства между лютеранами и католиками, несмотря на сохраняющиеся различия, стимулирует стремление к полному, зримому единству. Международный католическо-лютеранский диалог внес свой вклад в историю примирения, особенно благодаря Совместной декларации о доктрине оправдания. «Как человек достигает спасения?» — этот ключевой вопрос, который привел к разделению западного христианства в 16 веке, нашел общий ответ в 1999 году: «Оправдание — это прощение грехов (Римлянам 3:23-25; Деяния 13:39; Луки 18:14), освобождение от господствующей власти греха и смерти (Римлянам 5:12-21) и от проклятия закона (Галатам 3:10-14). Это принятие в общение с Богом, уже сейчас, но в совершенстве только в будущем Царстве Божьем (Рим 5:1n.). Она соединяет человека с Христом, с Его смертью и воскресением (Рим. 6:5). Это происходит благодаря принятию Святого Духа в крещении как объединению в одно тело (Рим. 8,1н.9н.; 1 Кор. 12,12н.). Все это приходит только от Бога ради Христа по благодати через веру в Евангелие Сына Божьего (Рим. 1:1-3).» (WDU 11).

Лютеране и католики признают оправдание как сакраментальную реальность, которая принимается в Крещении. Оправдание как сакраментальная реальность — это уверенность в Божьем обетовании и надежда на продолжающуюся работу Бога по «соединению во Христе всего, что на небе и что на земле» (Еф 1:10). Мы подчеркиваем, что Евангелие и Церковь взаимосвязаны. «С одной стороны, Церковь живет по Евангелию; с другой стороны, Евангелие звучит в Церкви и призывает к общению с ней» (Church and Justification, 170).

ГЛАВА 3

В Совместной декларации о доктрине оправдания говорится, что «все еще существуют вопросы разной степени важности, которые требуют дальнейшего прояснения» (43). Различные теологические концепции привели к разногласиям и конфликтам и, в конечном итоге, к расколу в 16-м веке. Отлучение Мартина Лютера от церкви является серьезным камнем преткновения для некоторых и сегодня. Лютеране не являются для католиков ни чужими, ни врагами, но сестрами и братьями, с которыми католики чувствуют связь через крещение и через «многие элементы или блага, которыми, вместе взятыми, созидается и оживляется сама Церковь». (Unitatis redintegratio, 3). Аналогичным образом, тот факт, что Мартин Лютер и Книги Лютеранского Исповедания называют папство «антихристом», является язвительным заявлением, даже если сегодня Всемирная Лютеранская Федерация не разделяет эту точку зрения. За этими двумя примерами, в конечном счете, стоит вопрос о Петрином служении и о тайне Церкви, ее единстве и единстве. Следовательно, мы должны уделить этому особое внимание, продолжая лютеранско-католический диалог.

Мы все еще с болью осознаем, что прошлое времен конфессионального противостояния может прямо или косвенно влиять на наше нынешнее экуменическое общение. Тем не менее, ни отлучение Лютера от церкви, ни заявления лютеран об антихристе не остановили совместные встречи даже в 16 веке — здесь особое внимание следует уделить Аугсбургскому Исповеданию 1530 г. Разнообразный консенсус позволяет лютеранам и католикам сегодня чувствовать себя совместимыми в тех областях, где наши предки видели лишь непримиримое противостояние. Мы способны признать, что путь к полному общению представляет собой нечто гораздо большее, чем случайности одной эпохи.

ГЛАВА 4

Путь от конфликта к общению привел к подписанию Совместной декларации о доктрине оправдания (Аугсбург, 1999) и совместному празднованию Реформации (Лунд, 2016). Продолжая идти по этому пути, мы сталкиваемся с перспективой 500-летнего юбилея Аугсбургского исповедания (АИ) в 2030 году. Этот юбилей может побудить нас заново открыть Исповедание в его первоначальном замысле «Ясное намерение Аугсбургского Исповедания — свидетельствовать о вере единой, святой, вселенской и апостольской Церкви» (Все под одним Христом, 10).

На момент образования КА церковное единство, по общему признанию, находилось под угрозой, но церковное разделение еще не было окончательно завершено. Будучи «предконфессиональным» свидетельством единства Церкви, Аугсбургское исповедание имеет не только историческое значение, но и несет в себе экуменический потенциал непреходящего значения. Его основной целью было «сохранить церковное единство» и свидетельствовать «об истинности Евангелия в свое время» (All under one Christ, 27). Совместные размышления могут привести к еще одной вехе на пути от конфликта к общению, которая будет сопоставима с Совместной декларацией по доктрине оправдания.

Папа Франциск явно поощрял такое «совместное размышление», когда принимал делегацию Всемирной Лютеранской Федерации в Риме 25 июня 2021 года, в день празднования Аугсбургского исповедания. В своем обращении к делегации он назвал экуменизм «путем благодати»: Экуменизм «основан не на человеческом посредничестве и соглашениях, а на благодати Бога, которая очищает память и человеческие сердца, преодолевает упрямство и направляет нас к новому общению… В этом смысле я хотел бы призвать всех Вас, участвующих в католическо-лютеранском диалоге, с уверенностью и постоянной молитвой упорствовать в общем деле милосердия и в страстном поиске большего единства между отдельными членами Тела Христова».

Заново открывая вместе силу Евангелия Иисуса Христа для нашего времени, католики и лютеране совместно вспоминают Пятый экуменический императив «свидетельствовать о милосердии Бога в проповеди и в служении миру». (От конфликта к общению, 243).

Расскажите друзьям