«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.»
От Иоанна святое благовествование 2:13-22
Павел, апостол Господа Иисуса Христа, написал то, что мы сегодня называем посланием Реформации, во времена первого поколения христиан:
«Но ныне, кроме закона, открылась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, что праведность Божия во Христе Иисусе для всех верующих; нет различия, ибо все согрешили и лишены славы Божией. По благодати Божией все оправданы без всяких заслуг, потому что Он искупил их во Христе Иисусе, умилостивив Своей Кровью, которую мы принимаем верою, чтобы Бог мог явить Свою праведность. И Бог прощает грехи, совершенные прежде, во время долготерпения Божия, чтобы показать праведность Свою в нынешние времена, что Он Сам праведен, оправдывая верующего в Иисуса». (Рм 3:21-26)
Игнатий Антиохийский проповедовал аналогичную весть в I веке н.э.:
«Хотя вы и не видели Его, но веруете в Него с радостью неизреченной и великой, зная, что благодатью вы спасены, не по делам вашим, но по воле Божией через Господа Иисуса Христа».
В III веке нашей эры к Игнатию присоединился Ориген Александрийский:
«Ты видишь, что даже апостол не получает славы ни от своей праведности, ни от целомудрия, ни от мудрости, ни от каких-либо других своих добродетелей. Далек я от того, чтобы прославлять себя, а между тем апостол говорит, что, за исключением одного случая, мы можем прославить себя только благодаря кресту Христову».
Об этом апостол Павел писал в Послании к Галатам, но в Галатии IV века, был епископ Василий, который также подтвердил послание апостола:
«Если же кто хвалится, пусть хвалится в Господе! Ибо Бог соделал нам Христа Господа праведностью, оправданием, премудростью и спасением». Это и есть хвалиться перед Богом в совершенстве и чистоте. Если кто хвалится, то не своей праведностью, а тем, что знает, что оправдан верою во Христа».
Епископ Амвросий служил в Милане во времена Василия Блаженного. Он также утверждал ту же самую идею Реформации:
«Я буду прославлен не потому, что я праведен, а потому, что я спасен. Я буду превознесен не потому, что у меня нет грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду превознесен не потому, что я сделал добро, но потому, что Христос ходатайствует за меня перед Богом. И все это благодаря Крови Христа, которая была пролита за меня».
Среди тех, кто прилежно слушал святого Амвросия, был и знаменитый святой Августин. Он подхватил эстафету и донес ее до поколений V века:
«Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит греха, — Он находит его во всех! Ибо все согрешили, и все лишены славы Божией. А если грехи есть у всех, то, следовательно, освящаются не праведники, а только те, чьи грехи прощены. Если бы Бог вознаграждал ваши дела так, как вы того заслуживаете, Он бы непременно проклял вас. Но Бог не выносит нам праведного суда; Он дарует вам незаслуженное прощение и милость».
Можно найти и других отцов церкви, которые подхватили эту эстафету, передавая ее с VI по XI век. Особенно хотелось бы выделить следующих. Святой Энзоний, посещая на дому умирающего брата во Христе, по преданию, произнес следующие слова:
«Знаешь ли ты, что ты жил не так, как должен был жить? -Да. Умирающий ответил. Жалеешь ли ты об этом? -Да. Он ответил. Хотели бы вы постараться стать лучше, если бы вам дали больше времени на жизнь. -Да. Верите ли вы, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, умер за вас? -Да. Верите ли вы, что не можете спастись иначе, как через Его смерть? -Да. Тогда на Его смерть возложите все свое упование. И если Господь будет судить тебя, скажи: «Господи, я ставлю смерть моего Господа и Спасителя между мной и тобой; и заслуги, которые я должен был бы нести перед Тобой, но не имею, я несу во Христе, заслуги достойнейших страданий и смерти».
Бернард из Клерво в XII веке:
«Если во мне чего-нибудь недостает, то это я с уверенностью беру из сердца Господа Христа как свое собственное». «Господи Иисусе, я буду упоминать только о Твоей праведности, ибо она и моя, так как Ты сделал ее моей праведностью вместе с Богом».
Так эта эстафета послания передавалась из тринадцатого,
четырнадцатого и пятнадцатого веков до самого Мартина Лютера в шестнадцатом веке, который сказал:
«Таким образом, мы определяем христианина так: христианин — это не тот, у кого нет греха, и не тот, кто не чувствует греха, но христианин — это тот, кому исключительно благодаря его вере во Христа Бог не вменяет его грех».
Все это тесно связано с евангельским текстом, упомянутым в начале. Ученики вместе с Иисусом входят в Иерусалимский храм. Войдя через внешние ворота храмового комплекса, огромные белые камни ослепляют глаза! Куда ни глянь, все создает иллюзию небесного великолепия! Это было не место поклонения, а целый город! Ученики пришли из небольших городов Галилеи. Но храмовый комплекс был настолько велик, что мог бы вместить в себя весь их маленький городок! Куда ни глянь, везде массивные, красивые колонны! Во внешнем дворе слышались языки многих национальностей: греческий, египетский, эфиопский, еврейский, а в углах площади — еще больше. В одном углу кто-то жаловался на то, как дорого приходится платить за барашка. В другом углу меняла пытается объяснить разгневанному человеку, что он не может дать больше за такую серебряную монету. В другом углу блеют овцы. Торговец схватил одну из них, чтобы отдать паломнику для жертвоприношения. В другом месте женщины снова громко торговались о цене голубей.
Что же происходило на самом деле? Видите ли, единственным местом, куда можно было прийти, чтобы принести Богу жертву за свои грехи, был храм, построенный Иродом в Иерусалиме. Если ты живешь в городе, далеком от Иерусалима, ты должен принести свою жертву. Либо на поводке, либо иным способом, животное нужно будет доставить. А если идти далеко — очень неудобно! Лучше иметь возможность купить такую скотину прямо там, в Храме…
Хорошо. Измерьте все расстояние. Вы хотите купить животное у торговца, но тот не хочет брать ваши грязные деньги! Святому дому, святому месту нужна святая валюта! Потом ее можно будет обменять в обменнике, конечно, за отдельную плату…
Все кажется таким благоговейным и святым. Но для того, чтобы взрастить наши отношения с Богом, на каждом шагу перед нами стоит кто-то, кто хочет на этом заработать. А если денег нет…? Тогда вообще нельзя получить прощение грехов. Что же делать бедному человеку…?
Многое из этого мы могли наблюдать в позднесредневековой западной церкви. Это был один из определяющих импульсов Реформации. Эти вещи были источником большого разочарования для честного христианина: отпущение грехов, продажа реликвий, упование на собственное покаяние за свои грехи и т.п.
Создается впечатление, что то, что отцы церкви передавали от Иисуса и апостолов как эстафету из поколения в поколение — «евангельскую весть об Иисусе на кресте, умирающем за мои грехи», — заменили на «мои деньги за мои грехи!». Как это было в Иерусалимском храме — «только валюта чистого храма в жертву за мои грехи!». Но есть только «Христос Господь на кресте за мои грехи». И нет ничего другого, чем мы могли бы заменить Христа. Но в нашем гимне мы поем:
«Бог не даст потонуть лаве Своей [Церкви], Он спасет словом Своим». «Они доведут нас до смерти, и лишат нас имущества. Пусть будет воля Божья, им нет выгоды. У нас сокровище небесное!»
Так что от всякого уродства, когда кто-то делает бизнес на христианской вере, когда кто-то пытается нажиться на спасении другого, или от любого другого уродства — мы реформируемся обратно к истокам, обратно к Евангелию, обратно к «только Иисус!». К Тому, Кто усыновил нас как своих в крещении; Кто всегда поддерживает нас Своей благодатью; Кто всегда прощает нам наши грехи; Кто даже дает нам Свое собственное тело и кровь. Его слова наставляют нас на всякую истину. А в конце жизни Он дарует нам вечную жизнь в Новом Иерусалиме!
И что следует из евангельской вести — в этом у нас не осталось ничего от собственной славы, но вся слава и хвала — Ему! Аминь!
Пастор. Гинтс Граудиньш, в праздник Реформации 2023 г.