«Когда религия причинает вам боль»: Психотерапевт о религиозной травме

Культура

Воспитанная в евангелической церкви, которую она теперь называет «свалкой» фундаменталистских верований, Лаура Андерсон не спала по ночам с четырехлетнего возраста из-за ужаса перед адом. Ее бессонница была связана не столько с самим адом, сколько со страхом быть разлученной со своей семьей, если Иисус вернется. Поэтому она лежала без сна, представляя себе образ Иисуса, умирающего на кресте, надеясь, что это гарантирует спасение.

Десятилетия спустя, уже после того, как ее режим сна наладился, она вдруг снова стала страдать от сильной бессонницы — на этот раз после того, как она отвергла идею ада.

«Из-за того, что я воплотила в себе те сообщения о последствиях попадания в ад, мое тело снова начало паниковать, потому что у меня не было этой гарантии спасения», — объяснила Андерсон в интервью Religion News Service. Ее страхи все еще были укоренены в ее теле».

В то время Андерсон думала, что она одна переживает травматическую реакцию на свое религиозное воспитание. Но теперь, будучи психотерапевтом, специализирующимся на религиозных травмах, она знает, что это не так. В своей новой книге «Когда религия причиняет Вам боль: Исцеление от религиозной травмы и влияние религии с высоким уровнем контроля» Андерсон дает формулировку и понимание этой малоизученной формы травмы и предлагает читателям принять участие в непрерывном процессе исцеления.

RNS поговорил с Андерсон о культуре чистоты, о том, почему атеизм не является лекарством от религиозной травмы, и о том, как определить религии с высоким уровнем контроля. Данное интервью было отредактировано для увеличения объема и ясности.

Что Вы имеете в виду, когда говорите, что религиозная травма — это травма?

До последних пяти, может быть, десяти лет большинство диалогов вокруг религиозной травмы в профессиональных кругах предполагали, что для исцеления от нее нужно просто стать атеистом. И по множеству причин я с этим не согласен. Это может очень быстро превратиться в фундаментализм, только с другой стороны спектра. Кроме того, этот когнитивный переход к атеизму не учитывает того, как травма воплощается, как эти послания, практики и образ жизни живут в нас даже после того, как мы поверили в новые вещи.

Исследования и клинические вмешательства показывают нам, что травма — это физиологическое состояние, происходящее в нашем теле. Она является результатом всего, чего слишком много, слишком быстро, слишком рано, что перегружает нашу способность справляться с ситуацией. Поэтому, когда мы понимаем религиозную травму как травму, это дает нам богатые ресурсы и возможности для вмешательства. Это также помогает подтвердить реальный жизненный опыт. Многие из моих клиентов испытывали стыд и замешательство из-за того, что у них были психологические реакции даже после того, как они больше не верили в те же самые вещи.

Понимание религиозной травмы помогает нам понять, что происходит в нашем теле, а затем открывает путь к состраданию к себе и исцелению более глубоким, воплощенным способом.

Почему для терапевтов, работающих с религиозной травмой, может быть важно не быть антирелигиозными?

Антирелигиозные высказывания могут быстро стать предписывающими и фундаменталистскими. Сказать, что вся религия ужасна и от нее нужно просто избавиться, или что Бог — это глупость, предназначенная только для психически слабых людей, — это невероятно позорно и обескураживающе. Это также не всегда способствует процессу исцеления. Моя работа как терапевта заключается не в том, чтобы привести Вас к убеждению, которого я, возможно, придерживаюсь. Она заключается в том, чтобы помочь Вам исцелиться и стать более близким к тому, кто Вы есть на самом деле. Я думаю, что это включает в себя религию или духовные практики. Я всегда говорю, что я не против религии, но я против вреда, власти и контроля, а также против злоупотребления. Поэтому, если Вы можете найти религию, веру или духовную практику, которая не включает в себя эти вещи, я думаю, это замечательно.

В чем разница между религиозным насилием и религиозной травмой?

Травма — это не то, что с Вами происходит, это результат того, как Ваша нервная система реагирует на то, что с Вами происходит. Травма очень субъективна. И это означает, что ни одно событие или отдельная доктрина не являются травматичными по своей сути. Подумайте об автомобильной аварии. Некоторые люди могут выйти из нее глубоко травмированными, а другие — нет.

Насилие — это то, что происходит с Вами. Это не обязательно означает, что если Вы подверглись насилию, то у Вас обязательно будет травма, хотя вероятность этого выше, особенно если оно повторяется или неизбежно, как мы часто видим в контексте религий с высоким уровнем контроля.

Важно также отметить, что даже если жестокое обращение, которое Вы испытали в религии, не привело к травме или такому диагнозу, как ПТСР или СПТСР, это не означает, что Вы не испытали серьезных последствий. Это просто означает, что Ваш организм не запомнил это как травму.

Как мы можем определить, когда религия является религией высокого контроля?

В конце книги я рассказываю о том, что я называю «колесом религиозной власти и контроля». Там есть диаграмма, и Вы увидите такие категории, как изоляция; минимизация, отрицание и обвинение; духовное насилие; экономический контроль; жесткое определение пола и сексуальности. Что важно понять о религии с высоким уровнем контроля, так это то, что она никогда не является чем-то одним. Это такие, казалось бы, доброкачественные или незначительные вещи, которые усугубляются, становятся последовательными и настойчивыми и часто приводят к тяжелым последствиям. А в случае религиозной травмы, если Вы не подчиняетесь установленным ими правилам, то Вы бросаете вызов Богу. А если Вы бросаете вызов Богу, то вероятность вечных сознательных мучений, например, весьма высока.

Вы также можете спросить: Что происходит, когда кто-то уходит? Что происходит, когда кто-то выражает несогласие? Что происходит, когда кто-то проявляет себя таким образом, что это может отличаться от того, как группа определяет, что является нормальным или нормальным? Как с ними обращаются?

Что Вы имеете в виду, когда говорите об исцелении как о чем-то постоянном?

Существует множество исследований, которые говорят об исцелении как об уменьшении или ослаблении симптомов. Когда я проводила собственное исследование для своей докторской диссертации, у меня была идея, что исцеление от всего того, что со мной произошло, будет выглядеть определенным образом. Но это было не так. На самом деле, во многих случаях мне казалось, что я ухожу все дальше и дальше, что означало, что мой стыд увеличивался в геометрической прогрессии. Поэтому моя кафедра по защите диссертации сказала мне: «Я просто думаю, что у Вас, возможно, очень ограниченное определение исцеления». В ходе исследования я обнаружил, что когда мы позволяем себе считать, что исцеление не имеет финишной черты, это позволяет нам присутствовать в нашей повседневной жизни. Это позволило мне проявить больше сострадания к себе, настроиться на свое тело и понять, что мне нужно.

Почему Вы называете культуру чистоты формой сексуального насилия?

Одно из определений злоупотребления — это неправильное использование чего-либо по назначению. Культура чистоты нацелена на наш пол, нашу сексуальность, наши отношения и наши тела с точки зрения того, что допустимо. Она посылает нам сообщения о том, что мы отвратительны, что присущие нам порывы, желания или ощущения внутри нас — это зло. Она берет нашу сексуальность, извращает ее и устанавливает вокруг нее правила для контроля. Я очень осторожно говорю, что не считаю это сексуальным посягательством, потому что это физическое действие, совершенное в отношении другого человека. Тем не менее, долгосрочное воздействие культуры чистоты часто проявляется очень похоже на то, как проявляются симптомы у жертв сексуально мотивированного насилия и посягательств.

Почему так мало исследований религиозной травмы?

Большинство исследований, которые были проведены, касаются экстремальных вариантов религиозной травмы, связанных с культами, сексуальным насилием со стороны священнослужителей и т.п. Кроме того, многие исследования говорят о том, что религия дает чувство идентичности, цели, принадлежности и значимости, и, безусловно, это так. Но, кроме того, у нас есть страна, которая считает, что она была основана как христианская. Поэтому исследования в области религиозных злоупотреблений не всегда легко финансируются или широко пропагандируются.

Сейчас, в последнее десятилетие или около того, есть люди, которые все же начинают исследовать эту проблему. Но до 2015-2016 гг. об этом просто не было широкого общественного обсуждения. Люди переживали все в изоляции. С появлением социальных сетей ситуация изменилась. И в настоящее время проводятся исследования. Институт религиозной травмы, одним из основателей которого я являюсь, имеет совместную исследовательскую группу. Есть много людей, которые изучают религиозную травму с разных точек зрения. Остается только пройти через все «обручи» и опубликовать их в журналах.

Расскажите друзьям