‘Laudate Deum’ — это призыв к «выбору жизни или смерти», говорят католические экологи

Диалог

Последняя просьба Папы Франциска срочно заняться проблемой глобального потепления и изменения климата приветствуется католическими защитниками экологии как «великий призыв к действию».

4 октября Папа выпустил свое апостольское увещевание «Laudate Deum» («Хвала Богу»), в котором предупредил, что время опасностей, связанных с изменением климата, идет, и для предотвращения надвигающихся катастроф в природе и человеческом обществе крайне необходимы как смена парадигмы, так и практические стратегии.

В увещевании, которое следует за его энцикликой 2015 года «Laudato Si’: О заботе о нашем общем доме», Франциск сказал, что «мир, в котором мы живем, разрушается и, возможно, приближается к переломному моменту» из-за изменения климата — «одной из главных проблем, стоящих перед обществом и мировым сообществом».

Поскольку средняя мировая температура быстро повышается из-за выбросов парниковых газов, экстремальные погодные условия и резкие климатические сдвиги затронули миллионы людей, особенно бедных, сказал Папа, который также посетовал на инертность международного сообщества в вопросе ограничения выбросов.

Томас Инсуа, исполнительный директор Движения «Laudato Si'», жестикулирует во время пресс-конференции в Ватикане 25 мая 2023 г., на которой было представлено послание Папы Франциска по случаю Всемирного дня молитвы о заботе о творении. (CNS/Lola Gomez)
Томас Инсуа, исполнительный директор Движения Laudato Si’, жестикулирует во время пресс-конференции в Ватикане 25 мая 2023 г., на которой было представлено послание Папы Франциска по случаю Всемирного дня молитвы о заботе о творении. (CNS/Lola Gomez)

По словам Томаса Инсуа, соучредителя и исполнительного директора некоммерческой организации Laudato Si’ Movement, которая через почти 900 организаций-членов в 115 странах мира работает над продвижением католического подхода к заботе об окружающей среде, новое увещевание является «своевременным».

Инсуа, работающий в Риме, сказал OSV News, что послание Папы подчеркивает, что «забота о любимом творении Бога — это глубоко христианская вещь (и) … глубоко укоренена в этой самой библейской любви к творению».

В «Laudate Deum» используется «суровый язык», чтобы передать серьезное влияние глобального потепления на погоду и климат, говорит Дэн Мислех, основатель Catholic Climate Covenant, некоммерческой организации в Вашингтоне, которая сотрудничает с Конференцией католических епископов США в области экологического просвещения и защиты окружающей среды.

«Я думаю, что у Папы Франциска разбито сердце», — сказал Мислех в интервью OSV News. «Он написал «Laudato Si» восемь лет назад. И вот мы уже в 2023 году… и он говорит: «Мы просто должны сделать больше. У нас больше нет оправданий для бездействия».

По словам Инсуа и Мислеха, прямой тон «Laudate Deum» обращен к людям — среди них есть и католики — которые отвергают научные данные, подтверждающие глобальное потепление.

«Папа напоминает нам, что то, о чем говорят ученые, действительно является кризисом», — сказал Инсуа. «Одна из вводящих в заблуждение вещей, связанных с (термином) «изменение климата», заключается в том, что «изменение» — это слово нейтральное. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. … Используя слово «кризис» вместо простого «изменение», (Папа Франциск) напоминает нам, что это изменение на самом деле очень вредно. Именно наши самые уязвимые, самые бедные из наших братьев и сестер, наши дети и внуки больше всех оплачивают издержки (глобального потепления). Поэтому мы должны отнестись к этому серьезно».

Епископ Якимы (штат Вашингтон) Джозеф Дж. Тайсон, епископальный модератор Catholic Climate Covenant, рассказал OSV News, что он не понаслышке знает о последствиях изменения климата.

Во время пастырского визита два года назад в один из приходов этого штата он увидел, как «весь город … был охвачен пламенем» от полевых пожаров, возникших из-за недостатка осадков. В результате пожара около 15 семей прихожан были вынуждены покинуть свои дома, в то время как из Канады доносились «волны дыма» от других пожаров, создавая опасные условия труда для находящихся поблизости работников, собирающих фрукты.

Как и Франциск, Тайсон осудил «отсутствие прогресса в решении этого кризиса со стороны нашего общества, включая нашу церковь».

«Нашим оправданием не может быть недостаток знаний, поскольку многие представители научного сообщества предупреждают нас о надвигающемся «климатическом кризисе», — сказал он. «Нашим ответом также не должна быть апатия — нынешнее и будущие поколения не терпят бездействия. Финансовые затраты и неудобства также не должны быть в стороне — практические меры по повышению энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии часто позволяют экономить деньги и делают наши здания более здоровыми и эффективными».

В своем размышлении, опубликованном 4 октября в газете Trenton Monitor, епископ Трентона, штат Нью-Джерси, Дэвид М. О’Коннелл предсказал, что некоторые верующие не воспримут «Laudate Deum», и подчеркнул, что «призыв Святого Отца ко всем людям, особенно к верующим, быть распорядителями нашего «общего дома» не является незначительной частью нашей веры и морали».

«Если верующий человек игнорирует ответственность за мир, в котором мы живем, за ресурсы, которые он предоставляет, и за людей, с которыми мы их разделяем, то чего мы можем ожидать от тех, кто не верит?» — сказал О’Коннелл. «Если мы не проявляем ни уважения, ни почтения к Божественному плану творения, то что можно сказать о человеческих планах, человеческих возможностях, человеческих надеждах на устойчивое будущее?»

Он отметил, что, будучи апостольским увещеванием, «Laudate Deum» является «магистериальным документом, который занимает третье место по значимости среди папских учений после апостольских конституций и энциклик».

По словам Инсуа, высказывания Франциска согласуются с предыдущими папскими призывами Св. Иоанна Павла II и Св. Павла VI о «важности нашего диалога между верой и наукой», что является «давней католической традицией», а также об ответственном отношении к окружающей среде.

«Я молюсь о том, чтобы бдительное внимание Святого Отца к угрозам нашему «общему дому», который в основе своей включает каждую человеческую жизнь, упало на благодатную почву, обратив наши сердца и вдохновив всех нас сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию к лучшему», — сказал О’Коннелл.

По словам Мислеха, эта трансформация потребует усиленного пасторского образования в области заботы о творении.

«Я думаю, что часть (проблемы) заключается в том, что об этом не проповедуют в церквях», — сказал он. «Для верующих католиков не так много хорошей катехизации по этим вопросам. Они рассматривают это как отвлечение или второстепенную часть… того, как действовать в своей вере. Их больше волнуют другие вопросы».

Мислех и Инсуа отметили, что в новом увещевании делается акцент на необходимости понимания законной роли человечества в творении.

«Немного парадоксально, что послание (Папы) обращено ко всем людям доброй воли, а само название документа — «Хвала Богу» (на латыни)», — сказал Инсуа. «Папа Франциск обращается ко всем людям доброй воли, но он делает это с христианской точки зрения. И, выбирая название, (он) ставит Бога в центр, как точку отсчета для всех наших экологических проблем. Все эти вопросы должны быть твердо основаны на Боге и напоминании себе о том, что мы — творения».

Мислех согласился с этим, сказав, что, как и в «Laudato Si'», Франциск указал на «три отношения, на которые мы должны обратить внимание: наши отношения с Богом, наши отношения друг с другом и наши отношения с творением». И Папа Франциск говорит о том, что когда не уделяется внимание какому-либо из этих трех отношений, страдают два других».

Мислех сказал, что призыв нового увещевания является пророческим, вызывая в памяти слова Господа, сказанные через Моисея древним израильтянам, как записано во Второзаконии 30:19: «Я поставил перед Вами жизнь и смерть, благословение и проклятие. Изберите же жизнь, чтобы жили Вы и Ваши потомки».

Джина Кристиан

NCR

Расскажите друзьям