«Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного» (Ис 1:17).
Мы, нижеподписавшиеся палестинские христианские организации и низовые движения, скорбим и сокрушаемся по поводу возобновления цикла насилия на нашей земле. В тот момент, когда мы собирались опубликовать это открытое письмо, некоторые из нас потеряли дорогих друзей и членов семьи в результате жестокой израильской бомбардировки невинных гражданских лиц 19 октября 2023 года, в том числе и христиан, которые укрывались в исторической греческой православной церкви Святого Порфирия в Газе. Слова не могут выразить наше потрясение и ужас в связи с продолжающейся войной на нашей земле. Мы глубоко скорбим о смерти и страданиях всех людей, поскольку мы твердо убеждены, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. Мы также глубоко переживаем, когда имя Бога используется для пропаганды насилия и религиозных национальных идеологий.
Более того, мы с ужасом наблюдаем за тем, как многие западные христиане оказывают непоколебимую поддержку войне Израиля против народа Палестины. Признавая многочисленные голоса, которые выступали и продолжают выступать за правду и справедливость на нашей земле, мы пишем, чтобы бросить вызов западным богословам и церковным лидерам, которые некритично поддерживают Израиль, и призвать их к покаянию и переменам. К сожалению, действия и двойные стандарты некоторых христианских лидеров нанесли серьезный ущерб их христианскому свидетельству и сильно исказили их моральные суждения в отношении ситуации на нашей земле.
Мы вместе с другими христианами осуждаем любые нападения на гражданское население, особенно на беззащитные семьи и детей. Тем не менее, нас беспокоит молчание многих церковных лидеров и богословов, когда убивают палестинских гражданских лиц. Нас также ужасает отказ некоторых западных христиан осудить продолжающуюся израильскую оккупацию Палестины, а в некоторых случаях они оправдывают и поддерживают эту оккупацию. Кроме того, мы потрясены тем, как некоторые христиане узаконивают продолжающиеся неизбирательные атаки Израиля на сектор Газа, которые на сегодняшний день унесли жизни более 3 700 палестинцев, большинство из которых — женщины и дети. Эти атаки привели к массовому разрушению целых кварталов и насильственному перемещению более чем одного миллиона палестинцев. Израильские военные применяют тактику, направленную против гражданского населения, такую как использование белого фосфора, отключение воды, топлива и электричества, бомбардировка школ, больниц и мест отправления религиозных обрядов, включая чудовищную бойню в англиканско-баптистской больнице Аль-Ахли (израильская сторона считает, что на больницу упала ракета «Исламского джихада», палестинская сторона продолжает настаивать на версии бомбардировки ЦАХАЛ — прим.ред.) и бомбардировку греческой православной церкви Святого Порфирия, которая уничтожила целые семьи палестинских христиан.
Более того, мы категорически отвергаем близорукую и искаженную реакцию христиан, которая игнорирует более широкий контекст и глубинные причины этой войны: Систематическое угнетение Израилем палестинцев на протяжении последних 75 лет после Накбы, продолжающаяся этническая чистка Палестины, а также угнетающая и расистская военная оккупация, которая представляет собой преступление апартеида. Это именно тот ужасающий контекст угнетения, который многие западные христианские богословы и лидеры упорно игнорируют и, что еще хуже, время от времени узаконивают, используя широкий спектр сионистских теологий и интерпретаций. Более того, жестокая блокада Израилем сектора Газа на протяжении последних 17 лет превратила сектор площадью 365 кв. км в тюрьму под открытым небом для более чем двух миллионов палестинцев — 70% из которых принадлежат к семьям, перемещенным во время Накбы, — которым отказано в основных правах человека. Жестокие и безнадежные условия жизни в Газе под железным кулаком Израиля, к сожалению, подтолкнули экстремистские настроения некоторых палестинских групп прибегнуть к воинственности и насилию в качестве ответа на угнетение и отчаяние. К сожалению, палестинское ненасильственное сопротивление, которому мы искренне привержены, встречает неприятие, а некоторые западные христианские лидеры даже запрещают обсуждение израильского апартеида, о котором сообщают Human Rights Watch, Amnesty International и B’Tselem, и о котором давно заявляют как палестинцы, так и южноафриканцы.
Снова и снова нам напоминают, что отношение Запада к Палестине-Израилю страдает от вопиющего двойного стандарта, который гуманизирует израильских евреев, настаивая при этом на дегуманизации палестинцев и обелении их страданий. Это видно из общего отношения к недавней израильской атаке на сектор Газа, в результате которой погибли тысячи палестинцев, безразличия к убийству палестино-американской христианской журналистки Ширин Абу Аклех в 2022 году, а также к убийству более 300 палестинцев, включая 38 детей, на Западном берегу в этом году до недавней эскалации.
Нам кажется, что эти двойные стандарты отражают укоренившийся колониальный дискурс, который использовал Библию для оправдания этнических чисток коренных народов в Америке, Океании и других странах, рабства африканцев и трансатлантической работорговли, а также десятилетий апартеида в Южной Африке. Колониальные теологии не ушли в прошлое; они продолжают существовать в широко распространенных сионистских теологиях и интерпретациях, которые узаконили этническую чистку Палестины и очернение и дегуманизацию палестинцев, включая христиан, живущих в условиях систематического поселенческо-колониального апартеида. Кроме того, мы знаем о западном христианском наследии теории справедливой войны, которая использовалась для оправдания сброса атомных бомб на невинных гражданских лиц в Японии во время Второй мировой войны, разрушения Ирака и уничтожения его христианского населения во время последней американской войны в Ираке, а также о непоколебимой и некритичной поддержке Израиля против палестинцев во имя морального превосходства и «самообороны». К сожалению, многие западные христиане, принадлежащие к широкому деноминационному и теологическому спектру, принимают сионистские теологии и интерпретации, оправдывающие войну, что делает их соучастниками насилия и угнетения со стороны Израиля. Некоторые из них также соучаствуют в росте антипалестинского языка ненависти, который мы наблюдаем сегодня во многих западных странах и средствах массовой информации.
Хотя многие христиане на Западе не возражают против теологической легитимации войны, подавляющее большинство палестинских христиан не потворствует насилию — даже со стороны бесправных и оккупированных. Напротив, палестинские христиане полностью привержены пути Иисуса в творческом ненасильственном сопротивлении (Кайрос Палестина, §4.2.3), которое использует «логику любви и привлекает все силы для установления мира» (§4.2.5). Крайне важно, что мы отвергаем все теологии и интерпретации, которые узаконивают войны сильных мира сего. Мы настоятельно призываем западных христиан встать рядом с нами в этом вопросе. Мы также напоминаем себе и другим христианам, что Бог — это Бог угнетенных и угнетателей, и что Иисус обличал сильных и возвышал маргиналов. Это лежит в основе Божьей концепции справедливости. Поэтому нас глубоко беспокоит неспособность некоторых западных христианских лидеров и теологов признать библейскую традицию справедливости и милосердия, впервые провозглашенную Моисеем (Втор 10:18; 16:18-20; 32:4) и пророками (Ис 1:17; 61:8; Мих 2:1-3, 6:8; Амос 5:10-24), а также показанную и воплощенную в Христе (Мф 25:34-46; Лк 1:51-53; 4:16-21).
Наконец, и мы говорим это с разбитым сердцем, мы призываем лидеров западных церквей и богословов, которые поддерживают войны Израиля, к ответственности за их теологическое и политическое соучастие в преступлениях Израиля против палестинцев, которые совершались на протяжении последних 75 лет. Мы призываем их пересмотреть свои позиции и изменить направление своей деятельности, помня о том, что Бог «будет судить мир по справедливости» (Деян. 17:31). Мы также напоминаем себе и нашему палестинскому народу, что наша сумуд («непоколебимость») основана на нашем справедливом деле и наших исторических корнях на этой земле. Как палестинские христиане, мы также продолжаем находить мужество и утешение в Боге, Который живет с теми, у кого раскаянный и смиренный дух (Ис 57:15). Мы находим мужество в солидарности, которую мы получаем от распятого Христа, и мы находим надежду в пустой гробнице. Нас также ободряет и придает силы дорогостоящая солидарность и поддержка многих церквей и низовых религиозных движений по всему миру, бросающих вызов господству идеологий власти и превосходства. Мы отказываемся сдаваться, даже когда наши братья и сестры покидают нас. Мы непоколебимы в нашей надежде, стойки в нашем свидетельстве и продолжаем хранить приверженность Евангелию веры, надежды и любви перед лицом тирании и тьмы. «В отсутствие всякой надежды мы взываем к надежде. Мы верим в Бога, доброго и справедливого. Мы верим, что Божья доброта в конце концов одержит победу над злом ненависти и смерти, которые все еще сохраняются на нашей земле. Мы увидим здесь «новую землю» и «нового человека», способного восстать в духе и любить каждого из своих братьев и сестер» (Kairos Palestine, §10).
Да прибудет Его Царство!
20 октября 2023 года
Подписавшиеся организации и учреждения:
Кайрос Палестина
Христос на контрольно-пропускном пункте
Вифлеемский библейский колледж
Экуменический центр теологии освобождения Sabeel
Университет Дар аль-Калима
Центр Аль-Лика по изучению религии, наследия и культуры Святой Земли
YMCA Восточного Иерусалима
YWCA Палестины
Арабское православное общество, Иерусалим
Арабский православный клуб, Иерусалим
Отдел служения палестинским беженцам Ближневосточного Совета Церквей
Арабский образовательный институт Pax Christi, Вифлеем