Лидеры берлинского межрелигиозного «Дома Единого» реагируют на израильско-палестинский конфликт

Новости

В центре старого Берлина христиане, мусульмане и иудеи создают межконфессиональный центр с церковью, мечетью и синагогой в одном здании. С момента начала строительства «Дома Единого», призванного объединить три монотеистические религии, участники проекта с нетерпением ждали его открытия в 2028 году.

Они не рассчитывали на 7 октября. Война между Израилем и ХАМАСом, начавшаяся месяц назад с неожиданных расправ ХАМАСа над израильтянами и яростного ответа Израиля, распространила ближневосточную напряженность на всю Европу. Германия не стала исключением.

10 октября партнеры «Дома одного» собрались на молитвенное собрание на строительной площадке здания. Имам Кадир Санчи из Форума межкультурного диалога, одной из организаций, участвующих в этой работе, признал, что слова кажутся странным оружием против войны. Но, по его словам, «это возымело действие: Гораздо больше людей прислушались к нам, гораздо больше людей готовы идти по этому пути вместе с нами».

Но у них была жесткая конкуренция на противоположном направлении.

Примерно через неделю после молитвенного собрания неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью соседнюю берлинскую синагогу. Полицейским, находившимся на особом посту, удалось потушить пламя до того, как здание загорелось.

Вскоре после этого полиция сообщила, что для предотвращения новых нападений полицейские были выставлены по 150 еврейским адресам в Берлине — в синагогах, школах, общинных центрах, магазинах и других местах.

Затем последовал ряд небольших демонстраций, одни из которых призывали к прекращению войны, другие защищали Израиль. Несколько пропалестинских митингов были запрещены, поскольку полиция сочла их антисемитскими.

22 октября президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выступил на произраильском митинге, собравшем не менее 10 тыс. человек у Бранденбургских ворот. «Защита еврейских жизней — наш гражданский долг», — сказал он. «Каждое нападение на евреев и еврейские учреждения — это позор для Германии».

Однако по всей Германии продолжались марши «За прекращение войны», многие из которых проходили с палестинскими флагами. В минувшие выходные в Берлине прошли акции протеста, собравшие не менее 8500 демонстрантов — от еврейских пацифистов до исламистов и ультраправых антисемитов. Некоторые выкрикивали лозунги типа «Свободу Палестине» и обвиняли Израиль в «геноциде» и «апартеиде».

Самая большая толпа собралась в городе Дюссельдорф на западе страны, где некоторые из 17 000 демонстрантов — явка значительно превысила ожидаемую — несли плакаты, ставящие под сомнение или преуменьшающие масштабы Холокоста, что заставило полицию конфисковать их. Еще 3 тыс. человек приняли участие в шествии в Эссене, причем некоторые из них призывали к созданию в Германии халифата, или исламского государства.

По мере роста числа демонстрантов власти Германии, как и их коллеги во Франции и Австрии, запретили некоторые пропалестинские акции протеста, опасаясь, что они могут спровоцировать насилие. Но и немецкие лидеры, похоже, оказались между своей исторической поддержкой Израиля, ставшей основой политики Германии после Второй мировой войны, и реакцией населения на кризис.

Даже вице-канцлер и министр экономики Роберт Хабек, чья партия «зеленых» раньше придерживалась пацифистской линии, 1 ноября выступил с горячим призывом в поддержку Израиля, против ХАМАС и против всех левых и правых, кто релятивизирует эту позицию.

Кризис также обнажил трещины в мусульманских общинах Германии, которые значительно расширились с 2015 года, когда страна приняла около миллиона беженцев с Ближнего Востока, в основном спасающихся от гражданской войны в Сирии. Эти новые жители, как правило, более чувствительны к спорам с Израилем, чем более старое мусульманское меньшинство Германии, основанное на турецком языке.

В конце октября Сейран Атес, женщина-имам прогрессивной берлинской мечети Ибн Рушд-Гете, заявивший о солидарности с Израилем после первой атаки ХАМАС, сказал, что в притоке иммигрантов 2015 года был «определенный социальный класс, который принес с собой антисемитизм». Позднее мечеть объявила о своем закрытии как минимум на год в связи с угрозами со стороны группировки «Исламское государство».

Даже межконфессиональные лидеры House of One с трудом находили нужные слова. Один из членов организации, католик, был вынужден извиниться перед евреями за использование слова «Палестина» при приглашении членов организации на молитвенное собрание.

Христианские группы, стоящие за межконфессиональной декларацией в Мюнхене, вызвали раздражение местных мусульман, потребовав от них сначала осудить массовые убийства, совершенные ХАМАС, на что мусульмане ответили, что они уже это сделали.

Попытки отреагировать на драму, разыгравшуюся на Святой Земле, осложняются антисемитским пятном в истории Германии. Как ни странно, конфликт и протесты происходят в то время, когда отмечаются многочисленные годовщины нацистской эпохи: 9 ноября 1923 г. Адольф Гитлер организовал неудачный «Пивной путч» против зарождающейся немецкой республики. В этот же день в 1938 году начались нацистские погромы «Хрустальной ночи».

Религиозные лидеры, стоящие за проектом «Дом Единого», пообещав не останавливаться на достигнутом, предпочли вспомнить более оптимистичную из этих дат: падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года.

«Граница между Востоком и Западом в Европе была разрушена в 1989 году не с помощью насилия, а со свечами в руках и церковными гимнами», — заявил недавно по немецкому радио раввин Андреас Нахама, вспоминая многочисленные «молитвы о мире» в протестантских церквях того времени. «Мы верим, что с помощью молитвы можно добиться мира», — сказал он.

Тем временем протестантский пастор Грегор Хохберг, глава фонда House of One, объявил, что следующая межконфессиональная молитвенная встреча состоится в воскресенье (12 ноября) в его близлежащей церкви Святой Марии.

«Мы приглашаем всех», — написал он в приглашении. «Озадаченные, отчаявшиеся, ищущие утешения, израильтяне и палестинцы, учителя и студенты, светские и верующие всех конфессий — давайте вместе слушать, молиться, петь и тем самым заметно укреплять себя во имя мира и человечности».

Расскажите друзьям