Что значит благословение «неправильных» пар? Ватикан представил новый документ «Fiducia supplicans»

Главное Новости

Документ «Fiducia supplicans» углубляет «пастырский смысл Блаженств», позволяя «расширить и обогатить их классическое понимание» посредством богословских размышлений, «основанных на пастырском видении Папы Франциска». — гласит введение к первой с 2000 года декларации, обнародованной Дикастерией доктрины веры.

Декларация порождает множество вопросов — некоторые из них уже звучат в публичном пространстве. Однако «Fiducia supplicans» разъясняет принципиальную разницу между литургическим благословением, например, супружеской пары и просьбой о благословении, которая является формой личной преданности. Что касается вопроса об однополых парах, который волнует больше всего, то его можно объяснить просто: речь идет скорее о «кресте на лбу», а не о «близкой замене венчания», и священник не благословляет отношения, недостойные учения Церкви.

Как подчеркивается в документе — даже когда о благословении просят двое людей, состоящих в неприемлемых с точки зрения церковного учения отношениях, им, как и любому другому человеку, нельзя отказать в простом знаке Божьего присутствия и Божьего света, позволяющего им все больше и больше жить по Евангелию. В документе также решительно говорится о необходимости во всех отношениях различать литургическое благословение браков.

Благословения бывают разные

Когда два человека просят рукоположенного священника благословить их, даже если их состояние как пары «нерегулярное», священник сможет это сделать, избегая при этом жестов, даже отдаленно напоминающих обряд празднования таинства брака. Об этом говорится в обнародованной сегодня декларации «Fiducia supplicans», которая разъясняет пастырское значение благословений. Она была опубликована Дикастерией доктрины веры и одобрена Папой Франциском.

В документе, исследующем тему благословений, проводится различие между ритуальными и литургическими благословениями и спонтанными благословениями, которые больше похожи на жесты народного благочестия. Именно в последней категории теперь рассматривается возможность благословлять и тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит о благословении.

«Fiducia supplicans» начинается с вступления префекта, кардинала Виктора Фернандеса, который объясняет, что декларация углубляет «пастырский смысл Блаженств», позволяя «расширить и обогатить их классическое понимание» посредством теологического размышления, «основанного на пастырском видении Папы Франциска». Это размышление, которое «подразумевает реальное развитие по отношению к тому, что было сказано о блаженствах» до сих пор, включает в себя возможность «благословлять пары в нестандартных ситуациях и однополые пары, официально не подтверждая их статус и не изменяя каким-либо образом многолетнее учение Церкви о браке».

Декларация не призвана изменить что-либо в учении о браке

После первых пунктов (1-3), повторяющих предыдущую декларацию 2021 года, которая теперь углублена и заменена, декларация представляет благословение на таинство брака (пункты 4-6), заявляя о недопустимости «обрядов и молитв, которые могли бы вызвать путаницу между тем, что составляет брак», и «тем, что ему противоречит», дабы избежать признания каким-либо образом «браком того, что им не является». В нем вновь подчеркивается, что, согласно «непреходящей католической доктрине», допустимыми считаются только сексуальные отношения в браке между мужчиной и женщиной.

Во втором обширном разделе документа (пункты 7-30) анализируется смысл различных благословений, направленных на людей, объекты поклонения и места жизни. В нем напоминается, что «со строго литургической точки зрения» благословение требует, чтобы то, что благословляется, «соответствовало воле Божьей, выраженной в учении Церкви».

Церковь не может литургически благословлять однополые пары

Когда конкретный литургический обряд «призывает к благословению определенных межличностных отношений», необходимо, чтобы «то, что благословляется, могло соответствовать Божьим планам, начертанным в творении» (11). Поэтому Церковь не имеет права давать литургическое благословение нерегулярным парам или однополым парам. Однако следует избегать риска свести значение благословений исключительно к этой точке зрения, требуя для обычного благословения «тех же нравственных условий, которые необходимы для принятия таинств» (12).

После анализа благословений в Писании в заявлении предлагается богословско-пастырское понимание. Тот, кто просит благословения, «показывает себя нуждающимся в спасительном присутствии Бога в его истории», потому что он выражает «просьбу к Богу о помощи, просьбу о возможности жить лучше» (21). Эта просьба должна быть воспринята и оценена «вне литургических рамок», когда он находится «в обстановке большей спонтанности и свободы» (23). Если смотреть с точки зрения народного благочестия, то «благословения должны оцениваться как акты благочестия. Поэтому для их дарования нет необходимости требовать «предварительного нравственного совершенства» в качестве предварительного условия.

Такое благословение — это не утверждение безгрешности, а помощь.

Углубляя это различие, на основании ответа Папы Франциска на dubia кардиналов, опубликованного в октябре прошлого года и призывающего рассмотреть возможность «форм благословения, о которых просит один или несколько человек и которые не передают ошибочного представления о браке» (26), в документе говорится, что этот вид благословения «предлагается всем, ничего не требуя, давая людям ощущение, что они остаются благословенными, несмотря на свои ошибки, и что «Отец Небесный по-прежнему желает им добра и надеется, что они в конце концов откроются для добра»» (27).

Существуют «различные случаи, когда люди спонтанно приходят просить благословения, будь то во время паломничества, в святилищах или даже на улице, когда они встречают священника», и такие благословения «обращены ко всем, никто не может быть исключен» (28). Поэтому, сохраняя запрет на активизацию «процедур или обрядов» для этих случаев, рукоположенный священник может присоединиться к молитвам тех людей, которые, «хотя и находятся в отношениях, которые никак нельзя сравнить с браком, хотят вверить себя Господу и его милосердию, призвать его помощь, чтобы их привели к лучшему пониманию его плана любви и истины» (30).

«Крест на лбу», а не «близкая замена браку».

Таким образом, третья глава Декларации (пункты 31-41) открывает возможность для благословений, которые жестикулируют в сторону тех, кто, «признавая себя нуждающимися и нуждающимися в Его помощи, не требует юридического признания своего статуса, но умоляет, чтобы все истинное, доброе и по-человечески правильное в их жизни и отношениях было принято, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа» (31). Такие благословения не должны становиться нормой, а должны быть доверены «практическому разбору в конкретной ситуации» (37).

Хотя благословляется именно пара, а не союз, декларация включает в число благословляемых законные отношения между двумя людьми: в «краткой молитве, которая может предшествовать этому спонтанному благословению, рукоположенный служитель может попросить мира, здоровья, духа терпения, диалога и взаимопомощи, а также Божьего света и силы, чтобы быть в состоянии полностью исполнить Его волю» (38).

Также было разъяснено, что во избежание «любой формы путаницы и скандала», когда нестандартная или однополая пара просит о благословении, «оно никогда не будет совершаться в том же контексте, что и обряды гражданского союза, или даже в связи с ними. И не в одеянии, жестами и словами, приличествующими браку» (39). Этот вид благословения «может найти свое место в других контекстах, таких как посещение святыни, встреча со священником, молитва, произнесенная в группе или во время паломничества» (40).

Наконец, четвертая глава (пункты 42-45) напоминает нам, что «даже если отношения с Богом омрачены грехом, всегда можно попросить благословения, обратившись к Нему», и что желание получить благословение «может быть хорошим делом, возможным в некоторых ситуациях» (43).

Источник: Новости Ватикана / mł

Расскажите друзьям