29 января 2024 года был опубликован официальный ответ постоянной миссии Украины в ООН и других международных организациях на коммуникацию Специального докладчика ООН по вопросам свободы религии и убеждений, Специального докладчика ООН по вопросам прав меньшинств, Специального докладчика ООН по вопросу права на мирные собрания и ассоциации, — относительно нарушений прав верующих Украинской Православной Церкви.
Данный коммуникат был подготовлен указанными выше тремя Специальными докладчиками ООН после изучения обращений верующих и религиозных организаций, заявлений нашей и других правозащитных организаций во время 52-54 сессий Совета по правам человека ООН, личного выступления митрополита Черкасского и Каневского Феодосия (Снигирева) во время рассмотрения доклада Верховного Комиссара ООН по правам человека относительно Украины, а также письменных обращений руководителей ряда епархий УПЦ в международные структуры.
В результате рассмотрения указанного выше массива доказательств и фактов, Специальные докладчики ООН в своей коммуникации к правительству Украины отметили (цитаты из текста коммуникационного заявления специальных докладчиков ООН — факты, вызвавшие их обеспокоенность):
«1. 1 апреля 2023 года один из иерархов УПЦ получил от Службы безопасности Украины (СБУ) уведомление о подозрении по статьям 161 и 436-2 — о разжигании межрелигиозной вражды и оправдании российской агрессии, и в его резиденции был проведен обыск. В другом случае, 7 августа 2023 года, известного религиозного деятеля приговорили к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества за совершение многочисленных преступлений, связанных с конфликтом (по статьям 109, 110, 161 и 436-2). Сейчас он находится под домашним арестом, пока приговор обжалуется в апелляционной инстанции.
- 9 августа 2023 года Хозяйственный суд Киева признал законным решение о расторжении договора от 2013 года, который официально закрепил и позволил УПЦ использовать часть помещений как монастырь на безвозмездной основе. Суд также отметил, что Киево-Печерская лавра является государственным культовым сооружением. В соответствии с этим решением, 10 августа 2023 года государственные органы, контролирующие Киево-Печерскую лавру, заявили, что суд также постановил, что передача объектов культурного наследия и реликвий из монастыря должна быть завершена УПЦ до конца года.
3 Эти ограничительные меры и последовавшие за ними случаи разжигания ненависти и подстрекательства к насилию в отношении верующих и монашеской общины УПЦ возникли на фоне утверждений, в частности украинских властей, что УПЦ не объявила себя канонически независимой церковью в отношениях с другими православными общинами, в частности, с Русской православной церковью (РПЦ)…
- После событий, связанных с Киево-Печерской Лаврой, в ряде областей, преимущественно в западных регионах Украины, был зафиксирован заметный рост случаев разжигания ненависти и призывов к насилию в отношении верующих УПЦ. Так, 28 марта 2023 года неизвестные силой ворвались в оставшийся храм УПЦ в Ивано-Франковске. Во время нападения был распылен слезоточивый газ, верующих и священнослужителей насильно вывели из здания. В период с 1 февраля по 31 июля 2023 года было зафиксировано несколько десятков случаев физического насилия и несколько случаев угроз применения насилия вследствие конфликтов между прихожанами разных православных общин. 4 апреля 2023 года Хмельницкий городской совет принял решение о расторжении всех договоров о владении УПЦ муниципальной землей. Позже в тот же день Хмельницкий областной совет принял аналогичное решение, запретив УПЦ на территории всей области. Несколько городских и областных советов также запретили «деятельность УПЦ» в своих областях.
- С ноября 2022 года СБУ провела обыски в нескольких монастырях, офисах, учебных заведениях и других помещениях УПЦ в Киеве, Ровенской, Житомирской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Днепропетровской, Хмельницкой, Черкасской, Волынской, Херсонской, Тернопольской, Полтавской и Закарпатской областях. В декабре 2022 года Совет национальной безопасности и обороны Украины применил персональные санкции против семи членов руководства УПЦ. Эти санкции включали в себя блокирование личных счетов, отзыв лицензий и разрешений, запрет на аренду и приобретение государственного имущества, а также изъятие наград и благодарностей, выданных государством.»
В заключительной части своего заявления Специальные докладчики ООН заявили:
«…мы хотим выразить свою обеспокоенность предполагаемой схемой преследования УПЦ и ее верующих, которая, как представляется, связана с законным и мирным осуществлением их прав на свободу религии или убеждений, на свободу выражения взглядов и на свободу объединений, закрепленных в статьях 18, 19 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), ратифицированного государством Украина в 1973 году. В частности, мы обеспокоены этой моделью запугивания, о которой свидетельствуют вышеупомянутые обвинения, направленные против монашеской общины УПЦ и верующих с целью изменить их религиозную принадлежность. Это противоречит запрету на принуждение, закрепленному в статье 18 МПГПП. Мы также обеспокоены ответной реакцией (в связи с призывами к насилию и административными санкциями, наложенными на УПЦ в целом), с которой могут столкнуться верующие УПЦ, что фактически ограничивает их право исповедовать свою религию.»
Таким образом текст коммуникационного заявления Специальных докладчиков ООН свидетельствует о признании на международном уровне фактов нарушения прав УПЦ реализацией системной политики по дискриминации этой конфессии и ограничению прав ее иерархии и верующих.
Следует отметить, что несмотря на очевидный характер правонарушений, совершенных в отношении верующих УПЦ в течение 2022-2023 годов, а также и в более ранние периоды, а также на уже сложившуюся позицию международных правозащитных организаций о том, что ответственность за такие действия во многом несет украинская власть, ответ постоянной миссии Украины при ООН и других международных организациях № 38/017 от 22 января 2024 года, предоставленный от имени государства Украина Специальным докладчикам ООН, является неполным, а в ряде пунктов содержит, на наш взгляд, неточности, а именно — неточности, которые, к сожалению, не являются соблюдением закона. Как нам представляется, религиозные организации УПЦ, упомянутые в коммуникации Специальных докладчиков ООН и в официальном ответе правительства Украины на международный запрос, могут подать свои замечания относительно данных неточностей и фактов, которые они будут считать недостоверными.
При этом следует подчеркнуть следующее:
- Украинская Православная Церковь в 2023 году подтвердила свою способность доносить информацию о нарушениях прав своих верующих на международном уровне, обеспечивая не только информативное представление сведений о фактах правонарушений, но и реакцию международных органов в рамках конкретных международных правовых процедур.
- Коммуникация Специальных докладчиков ООН по итогам рассмотрения заявлений верующих и религиозных организаций УПЦ свидетельствует о том, что представителям официальных дипломатических международных организаций известен весь спектр нарушений прав верующих и они рассматривают массовое прекращение прав религиозных организаций на землю решениями органов местной власти, открытие уголовных дел против религиозных лидеров, применение к ним санкций, лишение прав пользования храмами и их силовые захваты, риторику ненависти в отношении УПЦ и ее верующих, а также о том, что они не имеют
- Религиозные организации УПЦ сейчас имеют возможность представить свои возражения и дополнительные аргументы в процессе международной защиты своих прав, в частности, исходя из содержания ответа, предоставленного правительством Украины на международный коммуникационный запрос ООН, или в формате индивидуальных заявлений, адресованных непосредственно Специальному докладчику по вопросам свободы религий и убеждений, а также в Совет по правам человека ООН.
Неправительственная организация с консультативным статусом
при Экономическом и Социальном Совете ООН «Public Advocacy»