В Риме состоялась богословская консультация по ситуации Украинской православной церкви

Новости

27 апреля в столице Италии прошла «Римская консультация», на которой богословы, историки, социологи, юристы и эксперты в области экуменических отношений анализировали соблюдение в Украине норм по обеспечению свободы вероисповедания на примере давления на Украинскую православную церковь со стороны местных и национальных органов власти.

В самом начале собравшиеся сформулировали цель встречи следующим образом: «Мы поддерживаем Украину в ее справедливой оборонительной войне против России и считаем, что законные и обоснованные действия спецслужб и государственных органов по защите конституционного строя и предотвращения коллаборационизма и шпионажа в отношении конкретных лиц, совершивших преступления, находятся в рамках правового поля. При этом мы не можем разделять риторику, которая эксплуатирует тезисы коллективной ответственности всей религиозной общины за действия отдельных ее членов или даже священнослужителей. 

Мы выступаем за то, чтобы даже в условиях войны с тоталитарным российским режимом Украина сохранила приверженность демократическим ценностям, к которым относится свобода вероисповедания, как одна из базовых.»

В консультации приняли участие священники Константинопольского патриархата Андрей Кордочкин (Нидерланды) и Георгий Ашков (Франция), историк и социолог Николай Митрохин, богословы Дмитрий Крихан и Юстина Панина, адвокат и священник Микита Чекман, журналист и правозащитник Денис Лапин и другие. 

Журналист Денис Лапин отметил, что обвинения в отношении Святогорского митрополита основывается на видео 2023 года, где иерарх упоминал о расположении блокпостов украинской армии. «С современными системами наблюдения и в условии, что речь идет о маленьких населенных пунктах, где все друг друга знают, но это секрет Полишинеля» — отметил журналист.

Он коснулся также репрессий в отношении Союза православных журналистов. «Можно по-разному относиться к их деятельности, но несколько представителей союза арестованы, они сейчас находятся в СИЗО. И мы не видим, чтобы журналистское сообщество Украины этим как-то озаботилось. Все просто перепубликовали пресс-релиз Службы Безопасности и сказали: «ну, все понятно, врагов нашли, врагов наказывают». То есть ситуация далека от нормальной.» — подчеркнул Лапин. 

Он также рассказал о свежих случаях захвата храмов и изгнания общин УПЦ, в частности в городе Ирпене и селе Лесники. 

Николай Митрохин представил данные мониторинга давления на священнослужителей и приходы Украинской православной церкви, которые проводились с февраля по апрель, между Берлинской и Римской консультациями. 

«В первую очередь надо говорить об изменении позиции РПЦ, которая через встречу Всемирного Русского Народного Собора 27 марта 2024 года куда более четко заявила о поддержке войны. РПЦ, в принципе, отрастила себе политическую структуру для принятия резких заявлений в поддержку, значит, и путинского режима, и войны, и это ВРНС выполняет такую же функцию, как «немецкие христианине» во время второй мировой войны. То есть это некая политическая структура при теле церкви, которая де-факто отвечает за политические заявления. Исходя из того, что Священный Синод РПЦ поддерживает в своих заявлениях принятые ВРНС решения и одобряет деятельность Патриарха в этом Совете, можно сказать, что через этот инструмент РПЦ реально подписывается под все более жесткой терминологией, поддерживающей войну. Обозначение войны как «священной войны», предъявление Украине территориальных претензий в том же «Наказе» и прочие заявления, сделанные 27 марта, переводят РПЦ в новую плоскость. Это было отмечено в резолюции ПАСЕ о том, что теперь РПЦ рассматривается международными организациями одной из российских структур, поддерживающих войну. Это новое качество РПЦ, что сразу привело к серьезным проблемам с зарубежными, в первую очередь, европейскими епархиями, начиная со стран Балтии, где уже со стороны государственных чиновников начались разговоры о возможности запрета РПЦ как структуры, идеологически поддерживающей и обосновывающей войну» — сказал Митрохин.

Вторая тенденция, о которой рассказал социолог – это очевидное продолжение захвата епархий УПЦ на оккупированных территориях Украины со стороны РПЦ. При том, что большая часть епископов с оккупированных территорий переехала на ту территорию Украины, которая контролируется правительством в Киеве, и не поддерживают оккупацию. Некоторые случаи захвата происходят с временными формулировками «до регулирования ситуации». В других случаях епархии полностью переходят, с непонятной степенью достоверности голосования духовенства. 

На этом фоне, как бы, УПЦ занимает совершенно однозначную позицию. Она оперативно осудила «Наказ» ВРНС. И даже заявила, что это не христианство. То есть, политически УПЦ однозначно отмежевывается от заявлений в РПЦ.

Митрохин отметил, что количество реальных уголовных дел с доказанными фактами коллаборации священников, исчисляется десятками, что составляет ничтожно малый процент от числа духовенства.  Но он также указал, что есть другая совершенно страта – это руководители церкви, против которых СБУ ведет систематическую борьбу. «И здесь важнейшая новация – ряд уголовных дел против крупных фигур в церкви, которые, очевидным образом, наказываются за деятельность по организованному сопротивлению тем репрессиям, которые проводят СБУ, ДЭСС и другие. На данный момент мы имеем дело против митрополита Феодосия Черкасского, который выступил с протестом против захвата сторонниками ПЦУ монастыря на территории черкасской епархии. Против него возбуждено дело» — рассказал немецкий социолог.

В качестве примера были также приведены нападение на митрополита Лонгина (Жара), арест под надуманными предлогами митрополита Святогорского Арсения, уголовное дело в отношении заместителя главы отдела внешних церковных связей УПЦ, протоиерея Николая Данилевича и другие случаи. 

Митрохин отметил, что юридическая перерегистрация общин из УПЦ в ПЦУ не означает реального перехода верующих. Храмы ПЦУ стоят полупустые в то время, как верующие УПЦ молятся в церковных домах и арендованных помещениях. Еще одним важным вопросом, поднятым немецким исследователем, стал раскол украинского общества, который может оказать негативное влияние в условиях продолжающейся войны. 

Адвокат и священник Микита Чекман из Киева поделился опытом участия в правовой помощи Киево-Печерской лавре и отдельным приходам. Он особо отметил абсурдные формулировки, фигурирующие в некоторых делах и прямо противоречащие Конституции страны. Например в материалах уголовного дела по протоиерею Сергею Чертилину его обвиняют в отрицании атрибутов независимой Украины, в том числе новосозданной Православной Церкви Украины. «По их логике в светском государстве Украина атрибутом государственности является ПЦУ, что противоречит статье 35 Конституции, по которой церковь отделена от государства» — сказал Чекман. 

По данным адвоката сам факт межцерковной дискуссии о наличии апостольской преемственности или действительности таинств, светскими правохранителями трактуется, как разжигание межрелигиозной ненависти. 

Существует также проблема правовой неграмотности священников и руководителей приходов. Несмотря на размытость формулировок о членстве в приходе при принятии решения о переходе, существуют нормы, препятствующие проведению незаконных собраний «территориальных общин», вместо приходских. «Большая Палата Верховного Суда четко установила критерии доказывания, является членом общины или нет. Уставами общин не предусмотрена фиксированное членство. Поэтому Палата указала два критерия. Первый критерий – это 18-летний возраст человека. Второй критерий – это регулярность посещения богослужений. То есть, если правильно вести работу на приходах, правильно все оформлять, чтобы подтвердить документально, что человек регулярно посещает богослужения, то при спорах это будет доказательством» — сказал Чекман. 

Вторая часть Римской консультации была посвящена в основном обсуждению проблемы системного кризиса православной экклезиологии, которая балансирует между имперской экстерриториальной и националистической филетистской моделями «национальной церкви». По мнению священника Григория Ашкова из Франции, решением могло стать развитие «евхаристической экклезиологии», где центром принятия решений является местная евхаристическая община, при добровольности и выборности вышестоящих органов. Эта экклезиология была сформулирована и развивалась в Свято-Сергиевском институте в Париже в среде русской эмиграции. С ним согласна магистр теологии Юстина Панина (Франция), которая сказала, что эта модель уже реализована частично в Православной церкви в Америке, и вполне применима для Европы. «К сожалению, ПЦУ унаследовала все родовые проблемы РПЦ, а именно вертикальность структуры и самовластие епископов-феодалов, что сделало бессмысленным переход даже так называемых «интеллигентских общин», которые в начале смотрели на новую церковь с большой надеждой» — пояснила Панина.

Дмитрий Крихан в свою очередь рассказал о появлении в Украине новой юрисдикции Румынской православной церкви, которая начала свою миссию на исторических румынских землях на Черновцах и в Одесской области. При этом Румынская православная церковь находится в каноническом общении с УПЦ и гонения на румынские приходы в ее юрисдикции могут ухудшить межгосударственные отношения Румынии и Украины. Также Румынская церковь может стать церковью-прибежищем для священников и части мирян в случае полного запрета деятельности УПЦ в Украине. 

По итогам консультации была принята «Римская декларация по ситуации со свободой вероисповедания в Украине», которая была выслана депутатам Европарламента, омбудсменам и членам профильных комитетов парламентов стран ЕС, в межцерковные органы и международные правозащитные организации. В декларации констатируются основные выявленные проблемы в области реализации свободы вероисповедания, но также подчеркивается поддержка Украины и желание оказать помощь в сохранении курса ее демократических реформ в дальнейшем. 

Расскажите друзьям