Католицизм должен отвергнуть «ересь триумфализма», говорит известный чешский священник

Главное Интервью

Католицизм должен избавиться от «ереси триумфализма», если он хочет стать более синодальным и более способным к евангелизации в секулярную эпоху, считает известный чешский теолог и философ о. Томаш Халик.

Мы считаем себя «совершенным обществом» (societes perfecta), которое слишком самодостаточно, — сказал Халик, которого недавно пригласил синодальный офис Ватикана помочь возглавить встречу 29 апреля — 2 мая для около 200 приходских священников со всего мира.

Это собрание было организовано в ответ на опасения, что синод Папы Франциска включил лишь несколько приходских священников в число более чем 400 делегатов, которые участвовали в первой сессии ассамблеи в октябре 2023 года.

В интервью National Catholic Reporter от 2 мая Халик высоко оценил усилия Франциска по проведению синода и его стремление искоренить культуру клерикализма, когда священники считают себя более влиятельными, чем миряне.

Но, по его словам, он также указал бы на «экклезиальный триумфализм», который, по его словам, представляет собой горделивое, широко распространенное отношение, определяемое католицизмом, который закрыт от окружающего мира.

В своем обращении к приходским священникам, присутствовавшим на синодальном собрании, Халик посетовал на то, что «некоторые христиане, встревоженные быстрыми изменениями в мире, хотят превратить Церковь в остров неизменной определенности».

«До сих пор есть места, где приходской священник считает себя Папой своего прихода. Но церковь наделяет даром непогрешимости только одного из своих членов, и то лишь при строго ограниченных условиях», — продолжил он. «И если даже Папа опирается на несколько консультативных советов, помогающих ему принимать решения, то насколько больше приходской священник должен прислушиваться к тем, кого он послал служить?»

Халик сказал NCR, что его воодушевили открытые и откровенные дискуссии, состоявшиеся во время четырехдневного собрания, но он отметил, что очевидно, что путь к созданию более синодальной церкви — это «многоскоростное» начинание.

«Некоторые страны очень хорошо подготовлены к радикальным реформам, а другие — нет», — сказал он. «Это зависит от культуры».

Хотя он сказал, что были откровенные разговоры по целому ряду вопросов, включая вовлечение ЛГБТК, женатых священников и другие служения, Халик также признал, что существуют «различия между континентами, а также внутри стран».

Частью решения этих противоречий, по его мнению, является большая децентрализация в церкви и проведение как духовных, так и структурных реформ.

А реформ, по мнению Халика, бояться не стоит.

Опираясь на свою последнюю книгу «После полудня христианства: Мужество меняться», чешский священник сказал, что за всю историю церкви было проведено множество реформ с разным уровнем успеха. Тем не менее, он настаивает на том, что Бог путешествует вместе с — выражаясь языком Второго Ватиканского собора — «народом Божьим» на протяжении всех эпох, включая и нынешнюю стремительно меняющуюся.

«Второй Ватиканский Собор был великим моментом, подготовившим Церковь к современной эпохе», — сказал он. «Но он пришелся на то время, когда современность заканчивалась, и сейчас мы живем в эпоху постмодерна».

По его словам, в эту эпоху существуют кризисы глобализации, демократии и растущего популизма, а церковь сталкивается с «кризисом доверия», особенно из-за своих собственных неудач в искоренении сексуального насилия со стороны священнослужителей, психологического насилия и других форм злоупотреблений.

«Я надеюсь, что в этой идее синодальности есть потенциал, который станет пророческим для будущего», — сказал Халик, добавив, что он верит в это — особенно когда речь идет о привлечении «нетитульных», духовных искателей, которые не связаны с институциональной религией. Частично, по его словам, церковь должна стать более экуменичной и принять свою «кафоличность» — привлечь к себе тех, кого Франциск в своей энциклике «Fratelli Tutti» от 2020 года назвал людьми доброй воли.

Здесь Халик опирается на свой собственный опыт: Обращенный в веру в 18 лет, он уже работал лицензированным психотерапевтом в Праге, когда начал тайно изучать теологию и в конце концов был тайно рукоположен.

«Даже моей матери не разрешалось знать, что я священник!» — вспоминает он, отмечая, что у него никогда не было формального образования в семинарии, и в начале своего служения он проводил значительное время, работая с людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками.

В течение 11 лет он работал в подполье, вплоть до падения коммунизма в Восточной Европе, став в итоге советником президента Чехии Вацлава Гавела и другом Папы Иоанна Павла II.

Однако Халик смеялся, рассказывая о том, что на протяжении многих лет несколько консервативных католических групп в США приглашали его принять участие в различных мероприятиях и форумах, чтобы выразить солидарность с их самопровозглашенными религиозными преследованиями.

«Есть люди, которые не могут жить без врага», — сказал он. Хотя христиане могут не быть «полностью приняты» в западной культуре, он сказал, что сравнения с тоталитаризмом должны быть абсолютно исключены.

А что касается христиан, которые призывают к уходу из светского общества, то он не жалеет слов: «Это антикатолицизм. Католицизм — это открытость, универсальность. Это сектантство».

«Неудивительно, что эти люди симпатизируют [Владимиру] Путину, [Виктору] Орбану и т.д.», — добавил он. «Такой тип закрытого католицизма всегда имеет отношение к тоталитарным и авторитарным системам. Выбор такого пути — это самокастрация Католической Церкви».

Женское лидерство

В отличие от них, 75-летний Халик вложил много сил в синодальный процесс — и как один из руководителей европейской континентальной ассамблеи в феврале 2023 года, и теперь снова на этом всемирном собрании приходских священников.

Реформы, сказал он, должны происходить шаг за шагом, с уважением к культурному контексту, в котором они происходят.

Проведя четыре дня с приходскими священниками, он сказал, что чувствует огромную добрую волю и открытость, даже если остаются серьезные разногласия.

Отвечая на «срочный» призыв Синода расширить возможности для женского лидерства, Халик сказал, что, похоже, есть общее ощущение этой необходимости, но нет консенсуса по поводу того, что это значит.

Лично он сказал, что, по его мнению, существует «больше психологических причин, чем богословских» против рукоположения женщин в священство и диаконство, и сказал, что опора на аргумент «Иисус избрал только мужчин» не является убедительной».

«Иисус избрал только евреев», — добавил он, прежде чем риторически спросить: «Имеем ли мы право рукополагать итальянцев, американцев и японцев?».

Несмотря на это, Халик сказал, что вопрос должен быть рассмотрен с уважением, и какое бы решение ни принял Синод и, в конечном счете, Папа, он считает, что «грех против Святого Духа не принять харизму женщин в провозглашении Евангелия».

По его словам, в конечном счете, процесс синода, инициированный Франциском, требует невероятного мужества.

«Он не прогрессивный теолог, но он очень мудрый пастор. У него есть сочувствие и юмор, открытое сердце, в сочетании с иезуитской стратегией идти шаг за шагом».

Халик сказал, что в Церкви есть те, кто — в том числе и в его родной стране — просто ждет, когда Франциска сменит другой Папа, надеясь на коррекцию курса.

«Я думаю, что это невозможно», — сказал он. «Это изменения, которые невозможно изменить, и он открыл путь».

Расскажите друзьям