Лютеране Мадагаскара ищут пути создания равных возможностей для женщин

Главное Интервью

Работать над расширением прав и возможностей женщин на благо отдельных людей, семей, церквей и общин. Такова амбициозная цель, которую поставила перед собой Ракотондрамиадана Холихарифетра с тех пор, как заняла пост координатора по вопросам гендерной справедливости в Малагасийской лютеранской церкви.

Эта церковь, насчитывающая более 4 миллионов членов, является одной из самых быстрорастущих церквей во Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ), к которой она принадлежит с 1950 года. Отличительной особенностью церкви является ее процветающее низовое движение возрождения, которое активно уже более века, собирая толпы людей всех возрастов для поклонения и духовного исцеления.

По словам Холихарифетры, Мадагаскар — очень патриархальное общество, где женщинам трудно получить равные возможности, что делает их более уязвимыми перед бедностью и насилием. Она путешествует по стране, используя изучение Библии, а также соответствующую лютеранскую теологию и взгляды движения возрождения, чтобы дать свежий взгляд на совместное принятие решений и равное достоинство женщин и мужчин.

Когда Вы впервые почувствовали призвание к лидерству в Малагасийской лютеранской церкви?

Это трудно объяснить, но с самого раннего возраста мне нравилось ходить в воскресную школу, и я чувствовала сильный призыв Бога участвовать в жизни церкви. Получив среднее образование, в 1994 году я поступила в региональную семинарию, хотя и не думала, что смогу далеко продвинуться в изучении богословия. Но моя семья и люди в моей церкви очень поддерживали меня и побуждали продолжать.

Получив степень бакалавра на Мадагаскаре, я смогла поехать в Норвегию, чтобы получить степень магистра систематического богословия. Было тяжело находиться вдали от семьи, но когда я вернулась, бывший президент нашей церкви, д-р Ракото Эндор Модесте, попросил меня координировать работу зарубежной миссии, расположенной в столице Антананариву.

Я мало что знала об этом служении, но я очень много работала и ездила по стране, чтобы поощрять участие местных жителей в этом миссионерском проекте. При поддержке наших партнеров церковь посылает миссионеров в Бангладеш, Папуа-Новую Гвинею, Таиланд и другие страны.

Сейчас Вы назначены координатором по вопросам гендерной справедливости в церкви, следуя по стопам другого теолога, Элен Раливао, которая была убита за свою работу по расширению прав и возможностей женщин — Вы тоже опасаетесь за свою безопасность?

Нет, я просто верю, что выполняю Божью работу. Это так важно для нашей церкви, наших общин, наших семей. Нам нужно мобилизовать родителей, супружеские пары, членов нашей церкви и общества, принимающих решения, чтобы они относились к мальчикам и девочкам одинаково с точки зрения прав и обязанностей.

Точно так же нам нужно готовить наших детей к большей самостоятельности и создавать лучшие отношения между молодыми женщинами и мужчинами, не завися от своих семей, которые могут вмешиваться в жизнь новой пары.

Что является основным направлением Вашей работы?

Моя работа заключается в том, чтобы дать людям понять, что все люди созданы равными по образу и подобию Божьему. Я делаю это с помощью семинаров для женщин и мужчин, встреч и изучения Библии. Такая разъяснительная работа трудна, но, как христиане, мы должны открыть людям глаза, чтобы они увидели слова Библии в новом свете.

Речь идет не о том, чтобы женщины заменили мужчин, а о том, чтобы служить вместе, не конкурируя, а дополняя друг друга, используя все дары и таланты для служения Божьей миссии. Женщины должны быть свободны от систем, структур и традиций, которые сковывают их и препятствуют их полноценному участию.

Мы также ведем программу на нашем церковном радио в Антананариву и хотим распространить ее на различные регионы. Это очень сложно, поскольку мне приходится записывать свои выступления поздно вечером, когда в эфире тихо.

С какими еще проблемами Вы сталкиваетесь?

Нам необходимо отойти от патриархальных взглядов и установок, которые все еще преобладают в обществе и даже в церкви, где некоторым светским и рукоположенным лидерам не нравится эта работа по обеспечению гендерной справедливости. На самом деле, женщины в нашей церкви могут изучать теологию с 1970-х годов, но мы до сих пор не можем быть рукоположены.

Мы имеем ту же квалификацию, сдаем те же экзамены, что и мужчины в семинарии, но после окончания семинарии мужчин рукополагают и назначают в приходы, а большинство женщин остаются без работы. Только 10 процентов женщин-теологов находят работу. Большинство из них вынуждены возвращаться домой и теряют надежду на будущее.

Есть ли у Вас надежда на то, что ситуация для женщин в Вашей стране улучшается?

Для многих женщин жизнь очень тяжела. Они не могут получить равные возможности, у девочек меньше образования, меньше доступа к здравоохранению. Из-за бедности многие девушки, включая старшеклассниц, вынуждены заниматься проституцией. Если замужние женщины хотят учиться, их мужья могут пригрозить, что бросят их, поэтому они остаются финансово зависимыми.

Как церковь, мы сотрудничаем с LWF, Евангелическо-лютеранской церковью в Америке и Норвежским миссионерским обществом, чтобы оказать экономическую поддержку женщинам, предоставляя небольшие гранты на развитие бизнеса, например, фермерства или швейного дела. Мы также проводим профессиональное обучение таким предметам, как парикмахерское искусство или кулинария, и занимаемся наращиванием потенциала, чтобы дать женщинам и девочкам уверенность в своих силах.

Вы недавно посетили Комиссию ООН по положению женщин в Нью-Йорке — как это помогло Вам в Вашей работе?

Посещение CSW68 дало мне новое чувство ответственности, но я также поняла, что женщины во многих странах сталкиваются с теми же проблемами бедности и насилия, которые мы наблюдаем на Мадагаскаре.

С тех пор я организовала диалог для членов одного из синодов на юге страны. Большинство из них — мужчины, но я также воспользовалась возможностью встретиться с женской ассоциацией. Я говорила с обеими группами о гендерном равенстве, но использовала разные способы повышения осведомленности, и я видела, что у них открылись глаза. Я также хочу использовать кампанию «16 дней», чтобы помочь молодым девушкам узнать свои права, что снизит их уязвимость к гендерному насилию.

Что значит для Вашей церкви и Вашей работы быть частью всемирного сообщества церквей?

Это так важно для нас, потому что нам предстоит проделать очень много работы. Нам нужна поддержка большой семьи, которую оказывает LWF. Через наших партнеров мы предлагаем несколько стипендий по различным предметам, а также поддерживаем молодых матерей и обеспечиваем дневной уход за их детьми.

Я видела, как многие женщины изменили свою жизнь благодаря нашей поддержке. Одна моя знакомая получила средства на открытие небольшой свинофермы и теперь может продавать поросят на местном рынке. На вырученные деньги она покупает еще одну свинью и несколько кирпичей, чтобы построить себе дом. Теперь, три года спустя, она возводит крышу над собственным домом и имеет надежду для себя и своей семьи.

LWF/P. Хитчен

Расскажите друзьям