+ВАРФОЛОМЕЙ
ПО МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ-НОВОГО РИМА
И ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХ
К МНОГОЧИСЛЕННОСТИ ЦЕРКВИ:
ДА ПРЕБУДУТ С ВАМИ БЛАГОДАТЬ, МИР И МИЛОСТЬ ХРИСТА, ВОСКРЕСШЕГО ВО СЛАВЕ
ДА ПРЕБУДУТ СО ВСЕМИ ВАМИ
Высокочтимые братья-иерархи и возлюбленные дети в Господе,
По благоволению и милости Бога, Подателя всех даров, пробежав дистанцию Святого и Великого поста и с покаянием проведя Неделю Страстей нашего Господа, вот мы радуемся празднованию Его великолепного Воскресения, через которое мы были искуплены от тирании Аида.
Славное Воскресение Господа Христа из мертвых — это общее воскресение всего рода смертных и предвкушение всеобщего совершенства, а также исполнения Божественной Ойкономии в Небесном Царстве. Мы участвуем в неизреченной тайне Воскресения в Церкви, освящаясь в ее таинствах и переживая Пасху, «открывшую нам врата Рая», не как воспоминание о каком-то событии в прошлом, а как квинтэссенцию церковной жизни, как присутствие Христа среди нас, ближе к нам, чем мы к себе. В Пасху православные верующие открывают свою истинную сущность во Христе; они включаются в движение всего сущего к концу времен, «с невыразимой и славной радостью» (1 Пет. 1.8), как «дети света… и дети дня» (1 Фесс. 5.5).
Центральной чертой православной жизни является ее воскресший импульс. Философы ошибочно описывают православную духовность как «унылую» и «осеннюю». Западные люди, напротив, справедливо хвалят утонченную проницательность православных в отношении смысла и глубины пасхального опыта. Однако эта вера никогда не забывает, что путь к Воскресению проходит через Крест. Православная духовность не признает ни утопизма Воскресения без Распятия, ни пессимизма Креста без Воскресения. По этой причине в православном опыте зло не имеет последнего слова в истории, а вера в Воскресение служит мотивацией для борьбы с присутствием зла и его последствиями в мире, действуя как мощная преобразующая сила. В православном самосознании нет места капитуляции перед злом или безразличию к развитию человеческих дел. Напротив, его вклад в преобразование истории имеет богословскую основу и экзистенциальное обоснование, и он разворачивается без риска отождествления Церкви с миром. Православный верующий осознает противоположность между мирской реальностью и эсхатологическим совершенством. Поэтому он или она не может оставаться безучастным перед любыми негативными измерениями мира. По этой причине Православная Церковь никогда не считала борьбу за преображение мира бессмысленным делом. Наша вера в Воскресение сохранила Церковь как от интроверсии и безразличия к миру, так и от секуляризации.
Для нас, православных, вся тайна и экзистенциальное сокровище нашего благочестия заключены в Пасхе. Когда мы слышим, что мироносицы «изумились», «войдя в гробницу и увидев юношу, одетого в светлые одежды» (Мк. 16.5), это характеризует обширность и суть нашего опыта веры как опыта экзистенциального удивления. Когда мы слышим, что «они были поражены», это означает, что мы находимся перед тайной, которая становится тем глубже, чем больше мы к ней приближаемся, в соответствии с тем, как уже было сказано, что наша вера «это путешествие не от тайны к знанию, а от знания к тайне».
В то время как отрицание тайны экзистенциально снижает человеческую природу, уважение к тайне открывает перед нами врата небес. Вера в Воскресение — это самое глубокое и ясное выражение нашей свободы; или, скорее, это рождение свободы как добровольного принятия высшего божественного дара, а именно обожествления по благодати. Как «пережившая Воскресение», Православная Церковь — это пространство «подлинной свободы», которая для христианской жизни является основой, путем и судьбой. Воскресение Христа — это благая весть о свободе, дар свободы и гарантия «общей свободы» в «вечной жизни» Царства Отца, Сына и Святого Духа.
С этими чувствами, драгоценнейшие братья и возлюбленные дети, исполненные полной радости от участия в «празднике, который разделяют все», получив свет от света нетварного и воздав славу Христу, воскресшему из мертвых и даровавшему жизнь всем, — даже когда мы вспоминаем в этот всепраздничный «избранный и святой день» всех наших братьев и сестер, находящихся в трудных обстоятельствах, — мы молим нашего Господа, «попирающего смерть смертью», «, Богу мира, чтобы Он принес мир в мир и направил наши шаги на всякое доброе и угодное Ему дело, провозглашая всерадостный гимн «Христос Воскресе! «
В Фанаре, Святая Пасха 2024 г.
- Варфоломей Константинопольский
Ревностный молельщик за всех вас
к Воскресшему Господу