Во всем мире церкви отвергают одиноких людей, говорит автор Анна Бродвей.

Интервью

Иисус никогда не говорил: «Ищите сначала брак», но «Ищите сначала Царство Божье». Быть плодотворным в Божьем Царстве — это не то же самое, что быть женатым. Но все же церкви не умеют принимать одиноких людей. Американская писательница Анна Бродвей призывает взглянуть на неженатых другими глазами.

Послание к Ефесянам 5 глава было темой церковного служения, на котором присутствовала Анна. Ей было интересно, потому что в этой главе дается духовное измерение брака. Анну поразило, что пастор ни слова не сказал о неженатых. О, подождите, одно предложение: «Неженатые, возможно, тоже могут вступить в брак», — говорит Анна в интервью CNE.news.

В разговоре с командой из ее родного города, Анкориджа, штат Аляска, Анна говорит, что это было шокирующе: «Я сидела там рядом с 60-летней разведенной бабушкой. Неужели это все, что он мог ей сказать? Что одиночество — это то, о чем она должна молиться, чтобы выбраться из него?»

Для своей книги «Solo Planet: How Singles Help the Church to Recover Our Calling» («Планета одиночек: как одиночки помогают Церкви восстановить наше призвание») журналистка поговорила не менее чем с 345 христианами из 48 стран во время своих путешествий в 2018-2019 годах. Ее вывод: «Кажется, ни одна культура не умеет так хорошо обращаться с одиночками или интегрировать их в поместную церковь».

Интервью с 345 одинокими людьми на шести континентах: как Вы нашли их всех?

В каждом месте это было по-разному. Я всегда начинала с обращения в местную церковь. Я также старалась оставаться с христианами в их доме. Многие из них приводили меня к людям, с которыми я проводила интервью. Иногда мне приходилось искать квартиру на Airbnb. Но даже там я находила новые контакты. У людей в одном месте всегда были контакты и в других городах.

Вся полевая работа была окружена молитвой. Оглядываясь назад, я вижу Божью провидческую руку в том, как Он вел и защищал меня. Все это происходило под руководством Духа, как и все, что я делала раньше.

Это также обогатило меня. Например, я впервые в жизни остановилась в семье без холодильника. Это заставило меня осознать, что я больше доверяю своему холодильнику в вопросе завтрашней еды, чем Иисусу. Это заставило меня задуматься, а на что же я полагаюсь?

Хотя Бог защищал меня в опасных местах, в Бразилии меня схватили за руку и ограбили. Я не знаю, почему это произошло, но Бог предоставил ночного менеджера в кондоминиуме, где я остановилась, чтобы тот помолился со мной после этого. Господь никогда не оставлял меня.

Отличается ли одиночество в США от одиночества в других частях света?

Во всем мире одиноким людям приходится нелегко. Во многих странах одиночество рассматривается как проблема, которую необходимо решить. Иногда это является причиной того, что Вас воспринимают как гражданина второго сорта.

В Индии, например, я слышала о том, что к вдовам относятся с большой подозрительностью. Например, люди не хотят, чтобы вдовы прикасались к маленькому ребенку, опасаясь, что это может навредить младенцу.

Во всех культурах есть негативные слова, особенно для одиноких женщин. Такие слова, как «старая дева» и т.д.».

Она также заметила, что в некоторых местах слово «одиночка» понимается по-разному. «Когда я спрашивала об одиночках в церкви, я имела в виду любого человека, не состоящего в браке, от 23 лет до 93 лет. Но люди часто говорили, что в нашей церкви не так уж много одиноких. Но они думали только о тех, кому за 20 или 30, кто активно ищет партнера.

В целом, как церкви относятся к одиночкам?

Не очень хорошо. Когда в церквях есть программа, посвященная одиночеству, ее часто ведет женатый человек. Я слышал, как многие люди жаловались на то, что одинокие люди не участвуют в руководстве. Обычно обсуждение одиноких людей сводится к сексу и свиданиям. Я думаю, что многие церкви не умеют признавать одиноких людей.

Вы обнаружили, что церкви повсюду строятся вокруг семей. Должны ли христиане избегать разговоров о своих детях?

Это правильный инстинкт, но с неправильными границами. Подумайте об Иисусе на кресте: Он не попросил одного из Своих младших братьев и сестер ухаживать за Его матерью. Он передал ее ученику. Именно он забрал Свою мать к себе домой, и с тех пор они жили как одна семья.

Церкви часто празднуют последние слова Иисуса. Но они, кажется, не понимают, что Иисус переделал семью прямо с креста. Благодаря этому у Вас есть братья и сестры, тети и дяди без кровного родства. Это то, что церковь называет связью через Святой Дух.

Что церкви могут почерпнуть из Вашего исследования?

Во-первых, мы нуждаемся друг в друге как женатые и незамужние христиане, и мы должны помогать друг другу.

Я помню, как была в церковной группе в Претории, Южная Африка. Большинство членов группы были одиноки, но в ней было и несколько семейных пар. Во время беседы стало ясно, что обе группы имеют неверное представление друг о друге. Женатые люди считали, что одиночки всегда заняты прогулками и ведут веселую одинокую жизнь.

Одинокие люди думают: ну, Вы просто слишком заняты своим супругом и детьми. Нам часто нужно другое представление друг о друге. Давайте откроем больше нашей жизни. Например, приглашая одиноких людей на Рождество и другие праздники.

Еще одна вещь, которой церковь могла бы научиться, — это по-другому смотреть на брак и семью. Писание гласит, что успешная жизнь предполагает вступление в брак, рождение детей и их воспитание. Но Иисус сказал: Ищите прежде Царства Божьего и правды Его. Это то, что одинаково верно как для одиноких людей, так и для женатых. Но это предполагает совсем другой вид плодотворности.

Помните, что ранняя церковь росла за счет провозглашения, а не за счет деторождения. Нам слишком удобен этот культурный нарратив, связанный с браком и деторождением. По крайней мере, церкви могли бы переосмыслить то, как они празднуют День матери. У всех нас были матери. Однако многие одинокие и некоторые замужние женщины никогда не становились матерями. И у всех нас, надеюсь, есть шанс внести свой вклад в воспитание молодых людей, с которыми мы не состоим в родстве».

Помогло бы это, если бы было больше одиноких пасторов?

Что ж, это интересный вопрос. Вполне протестантский вопрос. Я также разговаривал с католиками, для которых незамужество является обязательным условием для служения. В Православной Церкви женатый человек может стать священником, но он не может жениться или повторно выйти замуж во время своего священнослужения.

Если я правильно вижу тенденции, я ожидаю, что число одиноких пасторов будет расти. Я думаю, что это может быть очень хорошо. Пасторы могут привести множество примеров из супружеской жизни. Сами того не осознавая, они тем самым исключают многих незамужних людей».

Одинокие женщины иногда воспринимают посещение дома двумя мужчинами-старейшинами как неловкое или даже пугающее. Как можно избежать таких ситуаций?

Я думаю, что ходить по домам — это здорово. Но было бы лучше, если бы Вы сначала прислушались к чувствам этого человека. Не все люди чувствуют одно и то же. Возможно, есть другие способы достичь той же цели. Могут ли это делать только старейшины? Или Вы можете пригласить других женщин? Творческие решения могут обогатить общество.

В самом начале книги Вы говорите, что одинокие люди склонны покидать церковь чаще, чем в среднем. Какова здесь закономерность?

«Американское исследование религиозных ориентиров» в 2022 году показало, что многие одинокие люди не вернулись в церковь после пандемии Ковида. До пандемии 30% незамужних американцев никогда не ходили в церковь; после пандемии этот показатель вырос до 44%. Это довольно значительный сдвиг.

Меня это не удивляет. В церквях было социально дистанцированное богослужение. Это означает, что во время богослужения одиночки буквально сидели в шести футах от других людей. Это заставляло их чувствовать себя одинокими. Такой опыт может привести к отсутствию интеграции и разочарованию».

В этом виновата не только пандемия Ковида. Основываясь на полевых исследованиях, проведенных до пандемии в 2018-2019 годах, Бродвей показывает в своей книге, что многие церкви всегда испытывали трудности с интеграцией одиночек.

Вы — протестантка. Но для этого исследования Вы также беседовали с католиками и православными христианами. Как это повлияло на Ваши выводы?

Это привело к более насыщенным беседам. Например, люди в православных церквях постятся невероятным образом. Я этого не знала. Это заставило меня больше думать о еде. Для одинокого человека прием пищи — это практический аспект, который отличается от приема пищи в семье.

В католическом духовенстве существует вопрос безбрачия. Как протестанты, мы говорим о безбрачии только для геев. Эти различия дают новые перспективы.

В своей книге Вы пишете, что все свои интервью Вы начинали с молитвы. Как люди реагировали на это?

В некоторых случаях это было немного неловко, особенно со священнослужителями, принадлежащими к другой традиции. Но я чувствовала, что это важно, чтобы услышать Божью цель для нашего разговора. Меня удивило, что многие люди нашли интервью значимым. Не все из них привыкли к тому, что кто-то другой так интересуется их жизнью, особенно такими обыденными деталями, как приготовление еды. В некоторых случаях другой человек молился. Но в большинстве случаев молитва с интервьюируемыми казалась нормальной.

Ваша полевая работа растянулась на несколько лет. Ваши источники могли измениться. Что с ними случилось?

Некоторые из них потом перезвонили мне и сказали, что они больше не христиане, и попросили не использовать их историю. Другие говорили, что сменили местоимения из-за смены пола. А другие вышли замуж. Так что с ними тоже многое изменилось.

Вы несколько раз ссылаетесь на Кевина, гея, который решил следовать за Иисусом и оставил активную гомосексуальную жизнь. Он говорит, что его «крест имеет цвета радуги». Кажется, что Вы представляете его как некий пример для подражания. Это правда?

Не совсем. Я постаралась включить в свою книгу различные точки зрения на сексуальность. Независимо от моих личных взглядов, христиане смотрят на это по-разному, и я хотела отразить это. Думаю, так получилось, что Кевин говорил красноречиво. Большинство представителей сексуальных меньшинств, с которыми я встречалась, были довольно молоды, но у Кевина было гораздо больше жизненного опыта. У него была более широкая и глубокая перспектива, чем у других».

В книге Вы говорите, что всегда мечтали о браке. Как Вы относитесь к этому после завершения книги?

Я никогда не была так доволена своим одиночеством, как во время путешествия по миру для этой книги. У меня было четкое ощущение цели. Я больше концентрировалась на том, что у меня есть, чем на том, чего у меня нет. Последнее приводит к большому разочарованию. Исследование было бы невозможным, если бы у меня была семья. И книги бы не было.

Расскажите друзьям