В 1915 году норвежский художник Эмануэль Вигеланд, один из самых уважаемых скандинавских художников своего времени, создал образ Христа с золотистыми волосами и светлой кожей.
Вигеланду было хорошо известно о широко популярной Библии, проиллюстрированной французским художником Джеймсом Тиссо, на которой Христос был изображен как представитель Ближнего Востока с темными волосами и смуглой кожей. Тиссо провел много лет на Святой Земле в конце 19 века, исследуя «исторического Иисуса», как часть новой группы художников, стремящихся к исторической точности.
Вигеланд же стремился к другой традиции, которая рассматривала изображение Христа не как фотографическую истину, а как образ, доносящий до норвежской общины, что Иисус был братом.
Вигеланд изобразил красивого юношу на фоне пейзажа Нового Иерусалима, описанного в Библии. Он использовал элегантный стиль того времени, модерн, чтобы обратиться к современному обществу, помогая норвежскому зрителю сблизиться с изображением.
Занимаясь изучением истории религии, я узнал, что на протяжении всей истории художники создавали образы Христа, которые говорили с разными сообществами.
Раннее изображение Христа как символа
Иногда культурное давление не позволяло людям вообще изображать Христа. В Древнем Риме ранние христиане часто предпочитали символы или монограммы с именем Христа, возможно, потому, что не хотели путать образ Христа с образом императора.
Фигурные изображения стали более популярными в четвертом веке, но символы все еще использовались. Например, на каменном саркофаге в Ватиканских музеях изображены события, предшествующие смерти Христа. Однако в центре триумфального воскрешения Христа из мертвых изображен только его крест, над которым выбита монограмма Христа. Она состоит из первых двух заглавных букв, Χ и Ρ, которые называются chi и rho, греческого слова, обозначающего Христа: ΧΡΙΣΤΟΣX.
Христос с двумя природами
Монументальная Святая София в Константинополе — ныне Стамбул — изначально строилась как кафедральный собор. Построенный в 537 году императором Юстинианом, он поначалу был лишен фигурных изображений. Примерно через 300 лет было добавлено несколько мозаичных изображений — одно из них свидетельствует о традициях собора, связанных с глубоким изучением теологии.
Она копирует почитаемую икону, хранящуюся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, Египет. На иконе, скорее всего, созданной в Константинополе в качестве подарка монастырю Юстинианом, изображена необычная асимметрия, символизирующая двойную природу Христа — Бога и человека. Две стороны лица Христа не одинаковы, и эти различия должны были продемонстрировать его человеческую природу и его Божественность. Несмотря на различия, оба они действительно соединены в одном теле.
Они были заказаны учеными собора, чтобы представить христианские тайны и сохранить традиции.
Христос как Бог и ребенок
Эфиопская книга Евангелий изображает Христа вечно юным, хотя он и обладает всей властью на небе и земле. В каком-то смысле это похоже на образ юного правителя Вигеланда.
Христианство пришло в Эфиопию в четвертом веке. С тех пор эфиопы продолжали использовать абстрактные формы, чтобы передать тайну Христа, который жил и умер, но при этом живет вечно. Иллюстрация Вознесения — возвращения Христа к своему небесному отцу после воскресения — в манускрипте изображает его ребенком, держащим книгу в красном круге.
Его окружают крылатые символы четырех евангелистов: Матфея (человек), Марка (лев), Луки (бык) и Иоанна (орел). Внизу ученики Христа указывают вверх, подтверждая его вознесение во славу. Их смелые цвета и мощная абстракция предвосхищают картины Пикассо — демонстрация того, что искусство, как и Христос, может быть одновременно и глубоким для своего времени, и выходить за его пределы.
Вирджиния Рагуин
Заслуженный профессор гуманитарных наук, почетный профессор изобразительного искусства, Колледж Святого Креста