Джефф Фонтейн, журналист по профессии, является основателем и директором Центра европейских исследований имени Шумана. Родом из Новой Зеландии и сейчас живущий в Голландии, он в течение 20 лет возглавлял организацию «Молодежь с миссией» (YWAM) в Европе. Он также помог создать «Надежду для Европы», зонтичную инициативу для евангельских групп на континенте.
В серии статей, опубликованной Christian Daily International, Фонтейн делится с евангелистами своими взглядами на духовный ландшафт Европы, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. В частности бывший лидер YWAM призывает христиан молиться за Украину и за то, что будет после окончания российско-украинской войны.
«Неспровоцированное и неоправданное» вторжение России в Украину в феврале 2022 года продемонстрировало «некоторые из худших черт человечества», по словам Гэвина Калвера, генерального директора Евангельского Альянса Великобритании.
В марте того же года, Калвер призвал христиан молиться за всех, кого это касается, выразить свое несогласие, предоставить убежище беженцам и «откликнуться сердцем, руками и кошельком». Аналогичные призывы прозвучали от евангелистов по всей Европе и за ее пределами.
Два года спустя тысячи украинцев и россиян погибли в этой, ставшей неразрешимой, войне — так как же христиане должны реагировать сейчас, когда конца конфликту все еще не видно? Джефф Фонтейн, директор Центра европейских исследований имени Шумана, подчеркивает важность молитвы и практической помощи, как и раньше, но также подчеркивает, что очень важно подготовиться к будущим последствиям.
«Очень важно, чтобы мы осознали, что это не просто бизнес как обычно», — сказал Фонтейн. «Мы вступили в новую фазу. Порядок, который был основан на христианских корнях после Второй мировой войны, сейчас подвергается мощной атаке со стороны Путина».
«Это не значит, что Запад всегда держал свои руки чистыми и что есть только хорошие и плохие. Но мы должны признать, что этот порядок, который привел к 70 годам относительного мира, на самом деле вступает в новую главу. И если мы не преуспеем на этом этапе, будущее Европы будет совсем другим. Так что это повод для молитвы».
Фонтейн также подчеркнул важность видения «общей картины» в конфликте на Украине. Это означает понимание роли Евангелия в формировании процесса европейской интеграции. Он признал, что «не все, что произошло в процессе европейской интеграции, было замечательным».
Тем не менее, в Украине, вероятно, есть реальное стремление к Европе, по сравнению с более равнодушной европейской страной, такой как Голландия, где живет Фонтейн.
Глядя на последние несколько десятилетий, он видит последовательность событий, включая мировые войны и падение Берлинской стены, ознаменовавших новую главу в борьбе Украины за автономную свободу.
«Я уже говорил, что вряд ли кто-то из голландцев знает, что такое День Европы [9 мая]. Но если Вы поедете в Украину, большинство людей смогут рассказать Вам, что такое День Европы».
Сам Фонтейн видел, как раньше 50 000 украинцев праздновали День Европы 9 мая.
«Сейчас в Голландии не видно даже европейского флага. Здесь никто не знает, что такое День Европы. Мы воспринимаем это как должное. Мы принимаем как должное весь мир и стабильность, которые пришли в результате того, что произошло в День Европы.
«Но люди, у которых этого нет, знают, что они упускают, и хотят этого. И именно поэтому сейчас идет эта война. На самом деле, это борьба за Европу, которая основана на христианских ценностях, о которых мы говорили раньше, и нам нужно молиться за Россию и русских одновременно, чтобы Божьи цели для них исполнились».
Фонтейн упомянул о христианских ценностях любви и прощения, которые привели к тому, что бывший французский политик Роберт Шуман принял Декларацию Шумана, возвестившую о начале послевоенной современной Европы.
Но то же самое послание Шумана о необходимости любить и прощать — это будет нелегко для украинцев».
«Мы очень тесно сотрудничаем с нашими коллегами из YWAM. У нас регулярно проходят встречи по увеличению, молитвенные встречи и т.д. для Украины. Отношения между русскими братьями и украинцами складываются непросто, но в конце концов нам придется столкнуться с необходимостью прощения».
«Но это могло произойти только в Германии после того, как ушел Гитлер, и появились новые люди, способные перестроить будущее. И это то, о чем мы молимся за Россию».
«Умиротворение — это вовсе не урегулирование».
Фонтейн призвал христиан «продолжать упорствовать в молитве», несмотря на то, что они «устали от всего этого». Он согласился с президентом Украины Зеленским в том, что линия фронта в Украине — это линия фронта «для всей Европы и того, за что мы выступаем».
«Путин не собирается останавливаться, даже если ему удастся доминировать на Украине, он хочет вернуть Прибалтику и восстановить гегемонию России в Центральной Европе», — сказал Фонтейн, который считает, что на сегодняшнюю ситуацию повлияла Атлантическая хартия, заключенная в августе 1941 года.
Это была секретная встреча Черчилля и Рузвельта, на которой они согласились на самоопределение территорий и договорились «о ряде вещей, которые показывают, что именно это сейчас стоит на кону в Украине».
«И далее Рузвельт сказал, что мир диктатора никогда не приведет нас к великодушию, никогда не приведет нас к демократии, к свободе слова, свободе религии и т.д.», — добавил Фонтейн. «И поэтому, когда христиане слышат разговоры о том, что «ну, Украине просто нужно договориться с Путиным», они должны сделать следующее. Мы должны признать, что это умиротворение.
«Это вовсе не будет урегулированием. Это приведет к гораздо худшему будущему для Европы».
Фонтейн сказал, что реакция Запада «слишком мала, слишком запоздала, слишком медленна». Людям необходимо проснуться и осознать, «что мы все вовлечены в войну, а не просто думать, что вот, мы подошли к концу 70-летнего периода».
«Мы не можем просто зарыть голову в песок», — сказал он. «Есть много параллелей с концом тридцатых годов, и мы должны признать опасность ультраправых движений, а также параллели с тем, как Гитлер пришел к власти».
«Мы сталкиваемся с этим здесь, в Голландии, Вы сталкиваетесь с этим в Англии, они сталкиваются с этим во Франции, Германии и так далее. И слишком многие христиане голосуют за эти крайне правые партии, не понимая, насколько это опасно. Это заигрывание с катастрофой. Нам нужно сделать домашнее задание».
По словам Фонтейна, по мере того, как конфликт в Украине продолжает оказывать влияние на Европу, христианский вклад в такие правовые системы, как Европейская конвенция по правам человека, страдает и ослабевает.
«Мы теряем это, потому что наша память угасает, а короткая память порождает недальновидность, и, к сожалению, очень многое в нашем голосовании происходит из-за недальновидности. Нам нужно осознать эту общую картину и разглядеть отпечатки Божьих пальцев в истории, не только в далеком прошлом, но и сейчас, в нашей современной Европе».
Любовь и прощение понадобятся, когда война закончится
Фонтейн также рассказывает о том, как Роберт Шуман, архитектор современной Европы, страдал от одиночного заключения нацистов, когда они вторглись в Париж, но отреагировал на это по-христиански.
Однажды он разговаривал с человеком, который работал с Шуманом, и этот неизвестный якобы видел записку Шумана французскому сопротивлению, в которой тот якобы сказал: «Нам, французам, придется научиться любить и прощать немцев, чтобы восстановить Европу после войны».
Эти радикальные ценности любви и прощения понадобятся, когда закончится украинская война, утверждает Фонтана.
«Это все равно, что сказать украинцам: «Мы, украинцы, должны научиться любить и прощать русских, чтобы восстановить Европу после войны». Но именно такой была мотивация Шумана, когда он объявил о плане создания Европейского сообщества угля и стали, который должен был быть запущен 9 мая 1950 года.
«Нам нужно взглянуть на все это еще раз, чтобы помолиться».