Нам трудно понять, что христианство нельзя свести к набору моральных норм. Напротив, христианство — это встреча с живой Личностью.
Четвертая энциклика Папы Франциска «Dilexit nos — о человеческой и божественной любви Сердца Иисуса Христа» была представлена в Ватикане в четверг. Ватиканские СМИ опубликовали комментарий Андреа Торниелли, программного директора Директората по коммуникациям:
Папа Франциск пишет в своей новой энциклике, что «то, как Христос любит нас, — это то, что Он не хотел слишком много объяснять нам. Он показал это в Своих жестах. Наблюдая за Его действиями, мы можем узнать, как Он относится к каждому из нас…». Будучи детьми греческого рационализма, постхристианского идеализма, материализма, а сегодня живя в изменчивой культуре индивидуализма, мы пытаемся понять, что христианство нельзя свести к теории, философии, набору моральных норм или даже последовательности сентиментальных эмоций. Напротив, это встреча с живой Личностью.
Понимание того, как Иисус любит нас, привлекает и призывает нас, и вступление в отношения с Ним, таким образом, не может быть сведено к рассуждениям, культурной самобытности, которую нужно выставлять напоказ, или книге правил, к которой нужно обращаться при необходимости. Понимание того, как Иисус любит нас, связано с сердцем: это история жестов, взглядов и слов. Это история дружбы, вопрос сердца. «Я — это мое сердце, — пишет преемник Петра, — потому что это то, что отличает меня, формирует мою духовную идентичность и объединяет меня в общении с другими людьми».
Мы можем понять, как Иисус любит нас, предлагает Франциск, «наблюдая за Его действиями», то есть, размышляя над евангельскими сценами и позволяя себе удивляться евангельским событиям, которые все еще происходят вокруг нас, возможно, там, где мы меньше всего этого ожидаем.
Наблюдая за Его действиями, мы видим, что Иисус «уделяет все Свое внимание людям, их заботам и страданиям». То, что предлагает Назарянин, — это «взаимная принадлежность друзей». Он пришел, Он преодолел все расстояния, Он стал так же близок нам, как самые простые и повседневные вещи. На самом деле, у Него есть второе имя, которое звучит как «Эммануил» и означает «Бог с нами», Бог, близкий к нашей жизни, живущий среди нас. Сын Божий воплотился и опустошил Себя, приняв облик раба», пожертвовав Собой из любви.
Встреча с христианской верой — это встреча с сердцем Христа, сердцем, не способным оставаться равнодушным, которое обнимает нас своим бесконечным милосердием и приглашает следовать за ним. И это имеет социальные последствия, потому что мир, который выживает в условиях войн, социально-экономического дисбаланса, потребительства и антигуманного использования технологий, «может измениться от сердца». Таким образом, энциклика «Dilexit nos» становится интерпретационным ключом для всего понтификата.