Какова роль религии в климатической справедливости и действиях по защите окружающей среды?

Главное Диалог

Интервью с ученым в области экологических гуманитарных наук Викторией Мачадо

В рамках нашего постоянного исследования того , чего нам не хватает без уроков религии, я встретился с Викторией Мачадо, приглашенным доцентом экологических исследований в Колледже Роллинс, Орландо, Флорида. Исследуя пересечения религии и природы, Мачадо изучает вопросы справедливости, диалог общин и биорегионализм, уделяя особое внимание раскрытию важности религиозных действий в отношении окружающей среды.

В то время, когда засухи, наводнения и другие стихийные бедствия, опустошающие сообщества по всему миру, подчеркивают растущую актуальность климатического кризиса, экологическая справедливость, похоже, отходит на второй план по сравнению с такими вопросами, как иммиграция, репродуктивные права и экономика. Согласно данным Pew Research Center, на последних выборах климатические инициативы заняли более низкое место, чем другие основные вопросы в избирательных бюллетенях, и при этом наблюдается резкий партийный разрыв в том, как обе политические партии относятся к защите окружающей среды.

В этом интервью Мачадо рассуждает о том, как лучшее понимание религии не только улучшит наше взаимодействие с окружающим миром, но и поможет нам ориентироваться в вопросах, связанных с окружающей средой и изменением климата — как в местном, так и в глобальном масштабе. В частности, мне нравится, как Мачадо указывает на то, что более глубокое понимание религии, духовности и их влияния может помочь нам лучше узнать самих себя и наше взаимодействие с миром природы — особенно с водой и водными путями.

Чего не хватает людям без уроков религии?

Мачадо: На каждом из моих уроков я хочу, чтобы студенты задумались над вопросом: «Как мы можем лучше понять себя и окружающий мир?». Кэтрин Альбанезе сформулировала это следующим образом: «Задача гуманитарных наук — сделать странное знакомым, а знакомое — странным».

Изучение религии помогает нам переосмыслить убеждения и практики, за которые мы так крепко держимся. И оно просит нас рассмотреть различные перспективы и точки зрения. Другими словами, она дает нам более широкую перспективу, помогая взглянуть на мир по-другому, чтобы мы могли лучше понять себя и окружающий нас мир.

Религия в ее различных формах и проявлениях важна для самых разных людей. Для многих она является их сутью — даже если поначалу это не очевидно. Изучение религии дает нам возможность понять менее известные личности, действующие в нашем мире, и то, как люди ориентируются в нем. Другими словами, она помогает нам понять другие верования, культуры и практики, а также то, почему люди делают то, что они делают. Важно учитывать эти моменты, даже если Вы не считаете себя религиозным человеком.

Вы преподаете религию в нетрадиционных аудиториях. Не могли бы Вы рассказать нам подробнее о своем опыте преподавания религии-без-религии во Флориде?

Мачадо: Я преподаю на кафедре экологических исследований и веду курс «Духовность природы», который пользуется большой популярностью у студентов. Говоря о религии, я обнаружил, что очень важно, как мы формулируем вопросы. Люди охотнее говорят о вере, духовности и системах убеждений, а не о «религии». Этот термин сопровождается большим багажом. В моих исследованиях вместо того, чтобы спрашивать людей: «Как религия влияет на Вашу экологическую работу?» Я спрашиваю об их духовности или вере. Тогда им есть что сказать.

Как бы мы ни относились к тому или иному термину, мы должны учитывать то, как он работает в нашем мире. Назовем ли мы это религией, духовностью, сообществом, убеждениями или практикой, популярной религией или мировоззрением — как бы мы это ни обозначили, об этом стоит поговорить.

Где бы я ни преподавала — в классе экологических исследований, в муниципальном колледже, в крупном государственном университете, таком как Университет Флориды, в небольшом частном учебном заведении, таком как Роллинз, или на публичном мероприятии в библиотеке или общественной группе — я стараюсь встретить студентов там, где они находятся. Когда Вы работаете с такими разными студентами, возможно, Вам придется начинать с разных мест. По-моему, самое интересное, когда студенты могут принести в класс идеи и примеры из собственной жизни. Это обогащает дискуссию. Это помогает нам всем думать о священном более живо. Разговоры приобретают новую энергию, когда студенты привязывают дискуссию к своей собственной жизни, независимо от их происхождения или контекста.

Как Вы подходите к пересечению религии и окружающей среды в своей работе?

Мачадо: Мне нравится думать, что религия присутствует повсюду, будь то открытая или более тонкая и подрывная. Когда речь заходит о связи окружающей среды и религии, я вижу роль повествования, этики, более широких гуманитарных наук, экологических гуманитарных наук и климатической справедливости.

Например, когда я говорю со своими студентами о воде, их лица озаряются переживаниями и воспоминаниями. Воспоминания о почти духовном опыте. Здесь есть связь, которую стоит изучить. Изучение религии помогает нам объяснить эту связь. Она дает нам язык, на котором мы можем говорить об этих чувствах и эмоциях и дальше исследовать, что значит быть человеком. В своей работе я изучаю взаимодействие человека с водой во Флориде, что дает богатую информацию о том, как люди взаимодействуют с миром природы. Как недавно напомнил мне один активист движения за сохранение водных ресурсов, вода — будь то реки, озера, родники, океаны или флоридские Эверглейдс — это естественные живые системы. Слишком часто мы рассматриваем их как ресурсы, предназначенные исключительно для использования человеком. Я пытаюсь осветить перспективы, которые перемещают такие изменчивые природные пространства в сферы, которым не уделяется должного внимания. В некоторых случаях, как, например, в моих выступлениях на конференции Florida Humanities, это означает переосмысление воды как священной. В других ситуациях это означает рассмотрение людей, которые усердно работают над защитой воды, и рассмотрение мировоззрения, которое влияет на их стремление и страсть.

Я думаю, что наш экологический кризис — это и физический кризис, и, как отмечают такие писатели, как Ребекка Солнит, кризис повествования. Нам необходимо выработать новые способы видения нашей роли в мире и наших отношений с миром природы. Многое из этого сводится к концепции «Как мы можем лучше понять себя и окружающий нас мир?».

Активисты, работающие над проблемами воды во Флориде, пытаются изменить и сместить повествование, чтобы мы говорили о родниках, озерах и реках как о живых системах, а не как о товарах, имеющих экономическую ценность. Как мы говорим о том, что они обладают неотъемлемой ценностью и, следовательно, достойны сохранения сами по себе.

В то время, когда молодежь охвачена тревогой по поводу климата (и многими другими тревогами), которая может быть просто невыносимой, если сделать шаг назад и переосмыслить мир и самих себя, то можно предложить более широкую перспективу, возможно, более обнадеживающую, которая будет способствовать устойчивым долгосрочным и эффективным действиям по обеспечению климатической справедливости, а не апатии и бездействию.

Для меня это означает изучение наших систем верований (независимо от того, связаны ли они с официальной или мировой религией) и наших повседневных практик. Я думаю, что можно многое сказать о том, что мы выбираем разные направления и предлагаем новые взгляды на окружающий нас мир и наше место в нем. Это не только меняет наш язык, но и открывает возможность для новых идей о том, что будет дальше.

Как эта перспектива связана с текущим политическим климатом и разговорами (или кажущимся отсутствием таковых в США) вокруг изменения климата и политики?

Мачадо: Я подозреваю, что в настоящее время этот вопрос не является главным для многих людей. Я также подозреваю, что гражданские дискуссии необходимы как основа для того, чтобы можно было перейти к таким серьезным вопросам, как окружающая среда и изменение климата.

Но мои студенты видят связь между вопросами справедливости и окружающей среды. Даже если вопрос не рассматривается как экологический, они думают о том, как окружающая среда и изменение климата переплетаются с другими вопросами. Это влияет на их разговоры. Я думаю, что это стоит учитывать, когда мы занимаемся такими вопросами, как экономика или другие виды справедливости. Они взаимосвязаны.

Кен Читвуд
писатель и исследователь глобального ислама и американской религии, живущий в Германии. Его работы публиковались в Newsweek, Salon, The Los Angeles Times, The Washington Post, The Chicago Tribune, Religion News Service, Christianity Today и многих других изданиях.

Источник

Расскажите друзьям