Размышления палестинского христианского богослова о Лозаннском конгрессе

Альтернативное мнение Главное

Прошло около месяца после всемирного собрания Лозанны IV в Инчхоне, Южная Корея. Как один из четырех палестинских участников, я был воодушевлен опубликовать палестинскую христианскую точку зрения на пленарную презентацию Рут Падилла ДеБорст — единственную, посвященную справедливости. В своем выступлении Падилла ДеБорст кратко затронула тему продолжающейся войны Израиля с сектором Газа, что заставило руководство Лозанны принести извинения всем участникам конференции. Этот инцидент шокировал многих из нас, заставив меня задаться вопросом, была ли Лозанна IV действительно пространством для содержательного диалога или просто мобилизационным мероприятием, призванным зарядить энергией тех, кто разделяет определенное миссиологическое видение — например, цель, заявленная одним из докладчиков, предотвратить попадание в ад 4000 человек в час, ускорив выполнение Великой Комиссии к 2033 году.

К сожалению, вместо того, чтобы найти палестинскую христианскую точку зрения на речь Падильи ДеБорста, несколько влиятельных западных христианских СМИ отказались публиковать мою статью: один редактор сразу же отверг эту идею, сославшись на произраильскую редакционную позицию своего журнала; другой выразил опасение, что моя точка зрения может оттолкнуть некоторых людей; а третий отклонил мою статью как несвоевременную, хотя я отправил ее сразу же после конгресса. Несмотря на нежелание основных христианских СМИ прислушиваться к голосам палестинцев, я предлагаю здесь свои мысли по поводу выступления Падильи ДеБорст. Моя цель — предоставить контекст и расширить значение ее высказываний о Палестине.

Опытный латиноамериканский богослов, Падилья ДеБорст пророчески обратилась к более чем 5 000 христианских лидеров, представляющих более 200 стран:

Божьих людей делают таковыми не поверхностные проявления религиозного благочестия, не «христианский» жаргон, не песни поклонения и не колониалистские теологии, оправдывающие и финансирующие угнетение под прикрытием диспенсационной эсхатологии.

Здесь нет места равнодушию ко всем, кто страдает от бедствий войны и насилия во всем мире: изгнанному и осажденному народу Газы, заложникам, удерживаемым Израилем и ХАМАС, и их семьям, палестинцам, находящимся под угрозой на своих собственных территориях, всем, кто оплакивает потерю близких. Их боль — это наша боль, если мы — Божий народ.

По иронии судьбы, именно те строки, которые расстроили некоторых людей на Лозанне IV, заставили меня больше всего ценить речь Падильи ДеБорст. Далее я расскажу о двух основных причинах, по которым я так считаю. Во-первых, я рассмотрю слова Падильи ДеБорста в более широком контексте палестино-израильского конфликта, а во-вторых, я обсужу участие евангелистов в войнах Израиля против палестинцев. Для более подробного обсуждения некоторых богословских вопросов, рассматриваемых здесь, читатели могут ознакомиться с моим пленарным докладом на конференции «Христос на Контрольно-пропускном пункте 2024»: Миссиология после Газы: Христианский сионизм, образ Божий и Евангелие.

Слова Падильи ДеБорст в контексте: поселенческий колониализм, апартеид и «административное задержание»

Палестино-израильский конфликт — один из самых продолжительных в современной истории. Однако это не конфликт между равными, а поселенческо-колониальная борьба между угнетателем и угнетенным, колонизатором и колонизируемым. 

В конце XIX и начале XX веков европейские евреи стремились повторить колониально-поселенческую парадигму, которой следовали их «христианские» соотечественники в Америке и Океании. Эти европейские евреи начали движение, известное как сионизм, во главе которого стоял Теодор Герцль, австро-венгерский журналист. Целью сионизма было решить проблему укоренившегося в Европе антисемитизма путем создания того, что Герцль назвал der Judenstaat (Еврейское государство). При поддержке западных держав сионистское движение начало поощрять и облегчать массовую иммиграцию евреев из Европы в Палестину. Эти евреи приехали не для того, чтобы жить среди нас как иммигранты. Вместо этого они приехали, чтобы создать этностат — этнически исключительный Judenstaat — на земле, населенной другими людьми, палестинцами.

Как сионистские поселенцы добились этого? Не с помощью цветов и воздушных шаров, а на крови и костях палестинцев — как это обычно бывает в поселенческо-колониальных начинаниях. В рамках создания Израиля в 1948 году — рассматриваемого многими евангелистами как «знак Божьей верности» — сионистские ополченцы совершили не менее 30 задокументированных массовых убийств палестинцев, разрушили 530 палестинских деревень и изгнали 750 000 палестинцев из их домов (почти 90% населения той территории, которая в итоге стала государством Израиль). В результате было завоевано 78% исторической Палестины. Для нас, палестинцев, эти злодеяния — наша Накба (катастрофа), но известный израильский историк Илан Паппе метко показывает, что они были частью преднамеренного плана: «этническая чистка Палестины».

Трагично, но палестинская Накба не закончилась в 1948 году, а продолжается с тех пор. Израиль — это страна без четко определенных границ; это поселенческо-колониальное государство, проводящее политику «максимум земли, минимум палестинцев».

В Газе Израиль использовал прискорбные события 7 октября для реализации этой политики — отсюда и продолжающаяся непропорциональная геноцидная война в Газе, которая на момент написания статьи унесла жизни более 42 800 палестинцев, включая 16 765 детей. Ужасно, но один видный диспенсационный теолог, присутствовавший на Лозанне IV, недавно назвал политику непропорциональных войн Израиля «понятной».

На Западном берегу Израиль проводит политику «максимум земли, минимум палестинцев», используя жестокую систему поселенческо-колониального апартеида, которая способствует постоянному захвату земли и расширению израильских поселений. Уже 60% палестинских земель на Западном берегу (так называемая Зона С) конфискованы Израилем. На личном уровне я и моя семья в настоящее время живем в вынужденном изгнании из-за израильской политики апартеида (Вы можете послушать нашу историю здесь).

Конечно, мне бы хотелось, чтобы в презентации Падильи ДеБорст было рассказано обо всем этом. Но ей было дано всего 15 минут, чтобы затронуть всю тему правосудия! Однако то, чего она добилась, достойно подражания: она подчеркнула тяжелое положение не только «измученного и осажденного народа Газы», но и «заложников, удерживаемых Израилем». Последнее замечание вызвало бурную реакцию в некоторых кругах; мне рассказывали, что группа немцев уже собиралась покинуть зал, когда Падилла ДеБорст упомянула «заложников, удерживаемых Израилем». Как она смеет утверждать, что Израиль — «единственная демократия на Ближнем Востоке» — может удерживать палестинских заложников!

Однако то, что сделала Падилья ДеБорст, отражает пророческую смелость. Она подчеркнула забытую участь палестинцев, содержащихся под стражей в рамках печально известной израильской системы «административного задержания», которая хорошо задокументирована даже израильскими правозащитными организациями, такими как B’tselem. В соответствии с израильской системой апартеида на Западном берегу израильские военные могут арестовать любого палестинца без предъявления обвинений или суда — политика, которая не распространяется в равной степени на еврейских поселенцев, живущих в том же районе. Когда я учился в Университете Бирзейт на Западном берегу, однажды ночью израильские солдаты без всякой причины ворвались в мою квартиру, направив на меня свои винтовки. Мне повезло — меня не арестовали и не стреляли в меня, но несколько моих друзей оказались в израильском «административном заключении» на длительный срок. В апреле 2024 года израильские солдаты похитили палестинскую англиканскую христианку Лаян Насир под дулом пистолета из ее дома на Западном берегу, оставив ее родителей в неведении относительно ее местонахождения. Примерно в тот же период Израиль арестовал уважаемого палестинского ученого-христианина Надеру Шалхуб-Кеворкян и ужасно жестоко с ней обращался. Ее держали в помещениях, пропахших мочой и кишащих тараканами, подвергали крикам и запугиваниям, лишали сна и при этом отказывали в доступе к необходимым лекарствам.

Евангелисты — часть войны против палестинцев

Акцент Падильи ДеБорст на страданиях и угнетении палестинцев крайне важен не только потому, что палестинские трудности, описанные выше, часто игнорировались евангелистами, но, возможно, и потому, что многие евангелисты трагически сыграли активную роль в войнах Израиля против палестинцев, оказывая Израилю духовную, теологическую и практическую поддержку.

(1) В духовном плане многие евангелисты молятся за Израиль, чтобы он победил и разгромил своих врагов. Я впервые столкнулся с такими молитвами, когда работал миссионером в западном миссионерском агентстве, и продолжаю сталкиваться с ними в евангельских кругах, последним из которых является Лозанна IV! К нашему огорчению и беде, кто-то написал на молитвенной стене конгресса: «Молитесь за Израиль: пусть он победит своих врагов». Для меня это геноцидная молитва, которая резко противоречит Евангелию Христа, поскольку «завоевание палестинцев» в израильской военной догме равносильно этнической чистке Палестины, свидетелями которой были мой дед и его семья в 1948 году, и свидетелями которой мы являемся сегодня в геноцидной войне в Газе. Разумеется, руководство Лозанны не принесло никаких извинений за эту ужасающую, нехристианскую молитву.

Сионистская молитва, размещенная на молитвенной стене Лозанны IV

(2) С богословской точки зрения, по данным Pew Research (май 2022 г.), 70% белых евангелистов в США верят, что «Бог отдал землю, которая сейчас является Израилем, еврейскому народу». Это убеждение — основной постулат диспенсационного христианского сионизма, который Падилла ДеБорст критиковала в своем пленарном докладе. Однако тот факт, что это убеждение широко распространено в США, не означает, что проблема существует только там. Где бы я ни жил, включая Филиппины, Великобританию и Боливию, я сталкиваюсь с христианским сионизмом. Сейчас мы живем в Кочабамбе, Боливия, и в пятидесятнической церкви рядом с нашим домом нет никаких христианских символов, а вместо них — большой израильский флаг! В Африке ситуация не лучше, как показано в книге под редакцией Синтии Холдер Рич (Cynthia Holder Rich). Ключевой причиной распространения христианского сионизма в большинстве стран мира является влияние миссионеров, придерживающихся диспенсационных убеждений.

По словам палестинского теолога Митри Рахеба, такие утверждения, как «Бог отдал землю Израилю» и «Израиль имеет божественное право на землю», являются частью «программного обеспечения», которое запускает израильскую военную машину. Это «программное обеспечение» не только несовместимо с Евангелием, но и является серьезным искажением характера Бога и Благой вести об Иисусе. Христианский сионизм, как я объяснял в своей недавней речи на конференции «Христос на КПП», изображает Бога не как справедливого или доброго, а как племенное, расистское божество, которое проявляет благосклонность к определенной нации или расе по отношению к другим, включая отдачу земель, населенных другими людьми. Это, конечно же, не тот Бог, которому мы поклоняемся во Христе, который праведен и добр и «не проявляет благосклонности» (Деян. 10:34 NIV).

(3) Практически, одним из основных акцентов евангелизма является «активизм», как утверждает Дэвид Беббингтон. Поэтому вполне ожидаемо, что евангелисты-сионисты, которые молятся за поражение врагов Израиля и верят, что Израиль имеет божественное право на историческую Палестину, будут действовать в соответствии со своими богословскими и духовными убеждениями. Например, одна дама однажды рассказала мне, как «Святой Дух» побудил ее связаться с посольством Израиля в ее стране и организовать большую конференцию в поддержку Израиля. Это не единичный случай. Христиане, объединенные в поддержку Израиля (CUFI) — это базирующаяся в США диспенсационалистская коалиция, насчитывающая 10 миллионов членов и призванная поддерживать Израиль духовно, теологически и политически. Беглое изучение сайта CUFI дает множество примеров того, какую материальную поддержку оказывают Израилю эти евангелисты, включая политическое лоббирование, финансовые пожертвования и спонсирование политических поездок в Израиль, чтобы «превратить пасторов из духовных паломников в страстных сионистов». Другие отличительные черты CUFI — это поддержка израильских поселений, противодействие правам палестинцев и поддержка отправки большего количества оружия в Израиль.

Одним словом, христианский сионизм противоречит Евангелию и ему нет места в праведной и святой Невесте Христа: свете мира и соли земли. Если Лозанна серьезно относится к своей цели «провозглашать и показывать Христа», то пророческие голоса, такие как голос Падильи ДеБорст, должны еще больше усиливаться, а не замалчиваться или оскорбляться. Кроме того, вопрос христианского сионизма должен был быть должным образом рассмотрен в отчете Лозанны о состоянии Великой Комиссии, на самом конгрессе и в Сеульском заявлении, поскольку состояние Великой Комиссии неразрывно переплетено с состоянием Церкви. Как мы можем провозглашать и демонстрировать Христа, придерживаясь теологии, которая сильно искажает характер Бога? Какое Евангелие мы провозглашаем миру? Петру и ранней Церкви пришлось избавиться от своего этноцентричного богословия, прежде чем проповедовать благую весть об Иисусе народам (Деян. 10:33-36). Несомненно, мы должны отказаться от расистской, колониалистской теологии, которая оправдывает смерть и разрушение, если мы серьезно настроены провозглашать и демонстрировать подлинное Евангелие Христа.

Тони Дейк — член сетевой группы и Совета директоров Международного братства «Миссия как преобразование», преподаватель библейских исследований в Вифлеемском библейском колледже и научный сотрудник Центра изучения Библии и насилия, Великобритания. Тони — палестинский христианин из Вифлеема, за последние тринадцать лет он жил и служил в различных контекстах, в том числе на Филиппинах, в Гонконге, Англии, Палестине и Боливии. Тони женат на Саре Аместеги Дейк, и у них есть шестилетняя дочь Нур София.

Red Letter Christians

Расскажите друзьям