Хоррор с Хью Грантом в главной роли поднимает вопросы сомнения и искренней веры

Культура

Еретик — это перечень теологических вопросов, завернутый в кожу фильма ужасов. Как и в фильме «Легион», режиссеров Скотта Бека и Брайана Вудса пугает многое, но больше всего пугает не демоническое, паранормальное или жуткое: Это уникальный ужас от того, что Вы оказались втянуты в теологическую беседу с самодовольным человеком.

Мало найдется худших теологов, с которыми можно поспорить, чем мистер Рид, сыгранный обходительным, но грозным Хью Грантом, который берет свою харизму из ромкомов и переделывает ее в нечто совершенно нечестивое. Мистер Рид колеблется между дружелюбием и угрозой, подчеркивая, как сложно и многогранно проявляется зло в нашем мире. Фильм пугает зрителей не только прыжками или тревожными образами (хотя и их здесь предостаточно), но и тем, как он исследует сложную реальность необходимости честно жить в своей вере в разбитом и падшем мире. Таким образом, «Еретик» — это леденящая душу проповедь об опасностях, которые таит в себе встреча с трагедиями мира с помощью ответов из воскресной школы и поверхностных банальностей. Новый фильм ужасов отстаивает веру, которая не боится сложностей и неопределенности.

Несчастные женщины, которым приходится выслушивать монологи мистера Рида, — это сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист). Эти две мормонские миссионерки постучали в его дверь в дождливый день, узнав, что ему интересно узнать больше о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Когда он приглашает их войти, сестры вежливо отказываются, поскольку обычай запрещает им входить в дом, если в нем нет другой женщины. После того, как мистер Рид заверил их, что его жена как раз находится на кухне и печет черничный пирог, молодые женщины охотно соглашаются. И хотя они обращают внимание на неприятные идиосинкразии его дома (окна крошечные и расположены далеко друг от друга, а свет работает по таймеру), их утешает его гостеприимство и искренний интерес к мормонизму.

Это балансирование между беспокойством и комфортом мастерски проводит оператор Чун-Хун Чун. Часто увеличивая объектив на лице персонажа, мы можем проследить каждую нервную эмоцию Барнса и Пакстона, когда минуты идут, а пирога (и жены мистера Рида) все нет и нет. Возникает эффект клаустрофобии: Молодые женщины заперты в ментальной и, в конечном счете, физической битве с мистером Ридом.

Действительно, вскоре мистер Рид раскрывает свои менее чем альтруистические причины, по которым он пригласил женщин в свой дом. Он рассказывает, что изучал мормонизм и многие мировые религии. Его исследования привели к религиозному разочарованию, и, желая защитить свое неверие, он решил проверить, является ли вера женщин подлинной.

Мистер Рид высмеивает то, как основатель церкви СПД Джозеф Смит оправдывал свое стремление к многоженству, утверждая, что такой поступок был предписан Богом. Если люди ошибаются, утверждает мистер Рид, как мог Смит быть так уверен в этом божественном откровении?

Хотя у Барнс и Пакстон есть тезисы и опровержения, которые они выучили в процессе воспитания и изучения катехизиса, этот разговор с мистером Ридом — первый раз, когда им пришлось серьезно задуматься об истинности своей веры. Однако фильм никогда не высмеивает Барнс и Пэкстон за их уязвимость. На самом деле, «Еретик» подчеркивает лицемерие самого мистера Рида. Он ругает сестер за слепую веру, но, по иронии судьбы, сам остается некритично убежденным в своем мировоззрении. В его сердце произошло ожесточение, которое мистер Рид ошибочно принял за духовное просветление.

Убежденный в том, что наши истинные убеждения раскрываются только в кризисе — что чем ближе мы к смерти, тем ближе мы к религиозной ясности — мистер Рид придумывает жестокие испытания, чтобы проверить Барнс и Пакстон.

В конечном счете, «Еретик» выражает желание обрести живую веру с нюансами, находясь где-то между непоколебимыми убеждениями мистера Рида и идеализмом мормонских миссионеров. Мир, во всей его жестокости, не испытывает недостатка в том, чтобы дать верующим повод для сомнений. От деградации окружающей среды до продолжающегося геноцида и фашизма- трудно смотреть на положение дел в мире и не задаваться вопросом: «Где же ты, Бог? Почему Ты оставил нас?».

Ближе к концу фильма сестра Пакстон, ошеломленная обстоятельствами своего пленения, молится не только за себя и сестру Барнс, но и за мистера Рида. Она со слезами признается, что не знает, слышит ли Бог ее молитву, но говорит, что есть утешение в том, чтобы молиться, даже если Вы не уверены, что Вас кто-то слушает. Это приятие неизвестности резко контрастирует с бездушной уверенностью, которую отстаивает мистер Рид. Фильм напоминает нам, что, возможно, настоящие еретики — это не те, кто сомневается, а те, кто уверен.

Закари Ли
бывший ассистент онлайн-редакции в Sojourners и участник первой журналистской когорты Sojourners.

====================

Поблагодарить редакцию и поддержать проект можно:
Юмани: https://yoomoney.ru/to/410015066056359
PayPal: https://paypal.me/baznica
Revolut: https://revolut.me/paveld9ne
На карту МИР: 2204 1201 1978 4292

Стать партнером и поддерживать редактора регулярными платежами:
Патреон https://www.patreon.com/bralispavels
Бусти https://boosty.to/pavels

Расскажите друзьям