МИР ВСЕМ публикует текст Обращения, составленного сообществом верных, частью которого являются соучредители и благополучатели нашего проекта. Это обращение Вы можете найти на многих других дружественных ресурсах
Дорогие друзья, братья и сестры во Христе!
Почти три года продолжается страшная война, развязанная российским государством, которая принесла неисчислимые страдания народу Украины и глубоко ранила саму Россию. Среди тех, кто занимает антивоенную позицию и оказался в вынужденной эмиграции, есть и мы, православные христиане.
Мы обращаемся к тем, кто как и мы оказался в рассеянии, с призывом вспомнить о Той любви, которая вошла в мир через уязвимость и беззащитность Богомладенца Христа. Он пришёл в мир как Тот, кто доверился людям, зная их слабость и жестокость. Он был изгнанником, был гоним, и в этой неустроенности жизни Он тоже близок нам. Мы тоже знаем, как тяжело быть вдали от дома, от семьи, от своей церковной общины. Но Христос близок к каждому из нас там, где мы сейчас, особенно когда мы чувствуем себя уязвимыми и одинокими. Он не просто утешает нас, но зовёт к тому, чтобы мы и в этих обстоятельствах могли стать источником любви, надежды и заботы друг для друга.
Мы обращаемся к вам, призывая к размышлению над тем, что значит быть Церковью в наше время. Нами движет стремление укрепить друг друга в вере и напомнить всем верным: Церковь — это не только и не столько обряды или структуры, но прежде всего жизнь в Духе, жизнь в единстве со Христом и друг с другом. Церковь как собрание — это прежде всего Богообщение, в котором рождается замечательное единство людей, “сообщество плодотворной и миротворческой праведности”(1). В Церкви звучит радостная евангельская весть, в Церкви мы находим надежду и силы преодолевать тяготы и трудности нашей жизни.
Мы видим, что сегодня все больше людей теряют эту радость, забывают о ней. Для многих церковь, которую мы любим и которой принадлежим, стала источником боли и разочарования. Мы хотим вместе с вами задуматься, как вновь увидеть ее светлый лик, полный любви, сострадания и света.
О Евхаристии и молитве
Евхаристия как таинственная встреча со Христом остается центром нашей веры. Однако в нынешних обстоятельствах не все могут принять участие в Евхаристии в желанной полноте. Мы знаем, что некоторые из нас испытывают глубокий духовный кризис, остро переживая невозможность в единомыслии молиться с теми, кто открыто поддерживает войну и насилие.
Всё это тяжелые испытания, но перед нами открывается новый путь: если невозможна общая Евхаристия со сторонниками войны, мы можем искать другие образы молитвы и единства, которые включают прежде всего тех, кто живет с нами общим духом. Собирайтесь небольшими группами, в семьях или с друзьями, чтобы читать Евангелие, молиться вместе. Литургия — это не только Святое Причастие. Это вся наша жизнь во Христе, жизнь по Его заповедям.
Мы хотим поддержать тех, кто ищет пути к совместной молитве и единству: будь то Литургия слова, домашнее богослужение или даже простая совместная беседа о Евангелии за чашкой чая. Важно помнить, что Христос с нами там, где мы собираемся во имя Его.
Слушание и переживание Слова, общая молитва — это тоже евхаристическое по своему содержанию общение. Ведь и ближайшими Его учениками Он был узнаваем не только в преломлении хлеба (Лк. 24:35), но их сердце горело и когда Он говорил им на дороге и когда изъяснял им Писание (см. Лк. 24:32). Именно поэтому там, где место Слова занимает идеология, единство невозможно.
“Верные” вместо “миряне”
В нашем разговоре о Церкви важно переосмыслить не только наше отношение и нашу принадлежность к структурам Русской Православной Церкви, но и наше отношение друг к другу. Последнее важнее первого. Мы привычно используем слово миряне для того, чтобы определить свое место в Церкви. Однако сегодня за ним явно кроется разделение на тех, кто “главный” (клир), и тех, кто “подчиненный” (миряне). Стоит вновь задуматься о том, что в Церкви нет “главных” и “второстепенных” членов. Все мы равны, хоть и несем разные служения. Все мы — род избранный, царственное священство, народ святой (1 Пет. 2:9).
Давайте чаще говорить друг о друге как о верных — верных Христу, верных Евангелию. Это слово напоминает нам о нашей общей ответственности за Церковь Христову как единомысленную общину и за этот мир.
Слово к тем, кто ушел. Мы хотим обратиться и к тем, кто ушел из Церкви; кто чувствует, что больше не находит в ней своего, возможно, прежде вполне привычного места. Мы вас помним, мы видим вашу боль. И хотим сказать: что бы ни случилось, мы остаёмся вместе с вами, мы рядом.
Если вы еще ищете, где можно встретиться с Богом, приходите на наши богослужения, встречи, лекции или просто в гости. Мы будем рады быть рядом с вами, говорить, молчать или вместе молиться. Для Христа нет “чужих”, и для нас тоже.
Общины и служение
Когда мы собираемся как община, это собрание не только ради молитвы. Это пространство, где мы можем делиться друг с другом сокровенным, поддерживать друг друга и вместе служить ближним. Общины могут быть разными — большими или маленькими; они могут встречаться регулярно или изредка; они могут быть совсем тихими, домашними встречами или же заниматься активной деятельностью.
Это, прежде всего, вопрос внутренней силы и деятельной веры. И это вопрос любви. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что молитва означает для него главным образом личные отношения, и это лучший путь к тому, чтобы “стать до конца человечными”(2). Община — это место, где любовь становится видимой и осязаемой.
Мы приглашаем вас к творчеству. Придумывайте свой образ христианской жизни и служения, находите то, что помогает вам и вашим близким. Щедро делитесь этим с другими.
Семейная и домашняя молитва
Когда трудно собираться большими группами, мы можем начать с малого: с небольшой молитвы дома, в кругу семьи. Это может быть чтение Псалмов, молитвы “Отче наш” или даже совместное пение церковных песнопений.
Важно помнить, что каждый может начать эту молитву: отец, мать, бабушка, дедушка, дети, внуки. Домашняя церковь — это не вынужденная и не случайная форма, а возможность ощутить присутствие Христа в нашей повседневной жизни.
Ищите друг друга
Мы хотим напомнить: когда вам тяжело, ищите не столько церковное здание или структуру, сколько друг друга. Как заметил протопресвитер Александр Шмеман, “«собрание в Церковь есть прежде всего таинство любви. В церковь мы идем за любовью, за той новой любовью Самого Христа, которая даруется нам в нашем единстве”(3). Читайте вместе Евангелие, молитесь друг за друга, собирайтесь в любом удобном формате. Господь всегда с теми, кто ищет Его.
Вспоминайте о тех, кто нуждается в нашей поддержке, и старайтесь им помочь по мере сил.
В годовщины убийств всех, пострадавших за правду, и в дни памяти других жертв несправедливости и государственного насилия мы приглашаем вас молиться о мире, о жертвах войн, о политических заключенных, о невинно осужденных. И это тоже будет нашей общей молитвой.
Вместе на пути
Друзья, мы все находимся в трудном поиске, а порой и полной растерянности. Это не минутное состояние, а путь, которым Господь призывает нас пройти. Мы можем чувствовать себя растерянными, но знаем, что Христос рядом. Мы не одни.
Пусть наша общая молитва, наши встречи и наше служение станут тем светом, который укрепляет нашу веру и нашу любовь друг к другу.
Да благословит вас Господь!
С любовью и молитвой о вас,
Сергей Чапнин
Андрей Кордочкин, прот.
Николай Тихончук, свящ.
Алексий Уминский, прот.
Валериан Дунин-Барковский, свящ.
Андрей Лоргус, прот.
Афанасий (Букин), иером.
- Августин Иппонийский, свт. , De Baptismo contra donatistas 7,99 (CSEL 51, 371).
- Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Молитва и жизнь. Рига, 1992. С. 7.
- Шмеман А., прот., Евхаристия. Таинство Царства. Paris, 1984. С. 170.