Когда в ноябре архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби объявил о своей отставке из-за неспособности сообщить о серийном насильнике в своей же конфессии, это решение было воспринято как попытка сохранить способность Церкви Англии к дисциплинарным мерам в отношении других священнослужителей, обвиненных в насилии. Однако уход Уэлби не успел состояться, как исполняющий обязанности главы Церкви Англии, архиепископ Йорка, оказался под давлением вопросов о своем собственном управлении случаями насилия. А 28 января епископ Ливерпуля подал в отставку после обвинений в нежелательных сексуальных домогательствах. Он отверг эти обвинения, заявив, что покидает пост, чтобы не «отвлекать внимание» от более важных вопросов.
Хотя кризис сексуального насилия в основном ассоциируется с католической церковью, он затронул практически все религиозные традиции, где священниками чаще всего являются мужчины. В последние пять лет сразу три англиканские конфессии в США и Канаде столкнулись с волной обвинений в насилии и неподобающем поведении духовенства.
В то время как Епископальная церковь и Англиканская церковь Канады входят в состав Англиканского сообщества и признают архиепископа Кентерберийского в качестве своего духовного лидера, все три конфессии имеют разные структуры управления и собственные механизмы реагирования на жалобы о насилии. Однако, как отмечает Мэтью Таунсенд, бывший сотрудник нескольких англиканских организаций, занимавшийся коммуникациями, реформа в этих конфессиях остается формальной, а жертвы продолжают сталкиваться с теми же проблемами.
«Эти церкви десятилетиями пытались усовершенствовать свои политики по рассмотрению жалоб на священнослужителей и мирян, но мы снова и снова видим одни и те же жалобы от людей, достаточно храбрых, чтобы высказаться», — сказал Таунсенд.
Кризис в ACNA: отрицаемое и скрываемое насилие
Англиканская церковь Северной Америки (ACNA), отколовшаяся от Англиканского сообщества в 2009 году в связи с несогласием с одобрением ЛГБТ-священников и однополых браков, оказалась в центре громкого скандала после обвинений в адрес Марка Риверы, мирского служителя в епархии Верхнего Среднего Запада.
В 2019 году девятилетняя девочка обвинила Риверу в сексуальном насилии. Позже еще десять человек заявили, что он насиловал их или подвергал сексуальному преследованию. Ривера, который служил в двух приходах, был осужден за сексуальное насилие над ребенком в 2022 году и позже признал себя виновным в аналогичном преступлении в отношении взрослого. Однако на протяжении нескольких лет руководство церкви не предпринимало мер и даже поддерживало Риверу после его ареста.
«Ответственные за церковь люди либо медлили, либо откровенно защищали насильника, даже после его ареста», — заявили жертвы.
Епископ Стюарт Руч, возглавлявший епархию, признал, что допустил «ошибки» в ведении дела, и ожидает церковного суда. В другом приходе ACNA — Falls Church Anglican в Вирджинии — руководство церкви ждало 16 лет, прежде чем начать расследование по делу о сексуальном насилии со стороны бывшего молодежного пастора.
«Церковь реагирует на скандалы только тогда, когда на нее оказывается внешнее давление», — говорит отец Джерард МакГлоун, иезуитский священник и эксперт по предотвращению сексуального насилия.
МакГлоун отмечает, что во многих церквях действует «модель защиты насильника», когда приоритет отдается репутации институции, а не помощи пострадавшим. Он также подчеркивает, что кризис насилия не зависит от конфессиональных или идеологических различий.
От Канады до США: кризис доверия к епископату
С 2021 года два епископа Англиканской церкви Канады, включая национального епископа-индейца Марка Макдональда, подали в отставку из-за обвинений в сексуальных домогательствах.
В Епископальной церкви США Джулия Аяла Харрис, председатель Палаты депутатов, второй по значимости руководитель церкви, публично обнародовала письмо о том, как руководство церкви отреагировало на ее жалобу против отставного епископа. В письме говорилось, что этот епископ подвергал ее «неконсенсуальному физическому контакту» и «неприемлемым высказываниям», но церковь ограничилась отправкой его на консультацию.
МакГлоун связывает продолжающиеся случаи насилия с «приобретенным ситуативным нарциссизмом». Священнослужители, как и другие публичные фигуры, со временем могут ощутить искаженное чувство власти, которое влияет на их поведение. Кроме того, в некоторых теологиях духовенство воспринимается как «голос Христа», что усугубляет динамику власти.
«Во многих приходах к священникам относятся с безоговорочным доверием, особенно если они успешны в одном аспекте своей работы», — отмечает бывший прихожанин церкви ACNA в Вашингтоне.
Таунсенд также указывает, что проблема усугубляется из-за «культуры малых сообществ», характерной для англиканских церквей.
«Группы становятся меньше, теснее, люди устали и боятся потерять то, что любят. В таких условиях любые угрозы воспринимаются с презрением — даже если это жертвы, добивающиеся справедливости», — говорит он.
Критики указывают, что нынешние дисциплинарные меры чаще всего неэффективны. Например, в ACNA епископ сам проводит расследование и принимает решение о наказании.
«Пока епископы сами управляют расследованиями, система останется коррумпированной», — говорит священник Уильям Барто.
В июне 2024 года после долгих разбирательств ACNA объявила, что ее протоколы по сексуальному насилию будут пересмотрены к 2026 году. Однако жертвы считают, что структурные реформы не решат проблему, если не изменится сама культура церкви.
«Никто не может принять мудрое и справедливое решение, руководствуясь страхом. А именно страхом пронизаны все их решения», — говорит бывший прихожанин ACNA.
«Вопрос в том, кто понесет последствия — церковные чиновники или жертвы?»
Пока что, признают эксперты, ответ остается неизменным: страдают жертвы.