Baznica.info поддерживает разнообразие обоснованных и аргументированных мнений. Данная статья отражает точку зрения автора и не обязательно совпадает с мнением редакции и авторов издания.
Духовная ответственность перед обществом
В процессе монашеского обучения в буддийском монастыре Сравасти Эбби мы иногда говорим о том, что наша роль — быть совестью общества. Это задание, которое Будда неоднократно давал своим ученикам, когда устанавливал новые монашеские правила поведения.
Среди преимуществ монашеских предписаний Будда называл:
📍 «Вдохновлять тех, кто ещё не имеет веры в Дхарму»
📍 «Укреплять практику тех, кто уже обрёл веру»
В этом контексте «вера в Дхарму» означает не просто религиозную убеждённость, но и доверие к этическим основам жизни: ненанесению вреда, служению благу других и обузданию беспокойного ума.
При этом Будда не призывал монахов и монахинь становиться моральной полицией общества, диктующей правильное поведение или принуждающей к соблюдению норм. Напротив, он учил, что просто живя в соответствии с этими принципами, монашеские общины могут служить примером этичного существования.
Когда человек осознанно культивирует спокойствие, любовь, сострадание и радость за чужое счастье, он вдохновляет окружающих поступать так же.
Я не так много знаю о духовном образовании лидеров других традиций, но мне кажется, что их задачи схожи. Священники, раввины, имамы, гуру, шаманы и старейшины разных народов напоминают нам об изначальной добродетели, которая есть в каждом человеке.
📖 Далай-лама называет это универсальными человеческими ценностями, которые разделяют все люди вне зависимости от культуры и духовных убеждений.
К таким принципам относятся:
✔ любовь
✔ ненасилие
✔ уважение
✔ честность
✔ прощение
✔ дружба
✔ милосердие
Духовные лидеры, которые верны этим ценностям как подлинному выражению своей веры, становятся совестью общества.
Но иногда проповедники и учителя, прикрываясь этими великими понятиями, используют их для оправдания вреда другим. Это недопустимо.
Когда епископ Марианн Бадде выступала на молитвенной службе в честь инаугурации Дональда Трампа в Национальном соборе Вашингтона 21 января, она просто выполняла свою миссию. И она сделала это достойно.
Наш монастырь выразил ей благодарность:
«Сравасти Эбби радуется вашему мужественному и сострадательному посланию, прозвучавшему с кафедры Национального собора в защиту тех, кто напуган и страдает.
Хотя наши духовные пути различны, мы признаем вас и христиан, подобных вам, как духовных спутников в практике любви, сострадания, доброты и щедрости. Эти качества приносят пользу окружающим даже больше, чем нам самим.
Когда человек берёт на себя духовное обязательство воплощать такие ценности в жизни, он не может не заботиться о самых уязвимых членах общества.
Мы радуемся, что ваш жизненный путь привёл вас к этому моменту – обращению к лидерам страны с духовной властью вашей должности. Мы восхищаемся ясностью вашего послания, лишённого политической ангажированности и укоренённого в универсальных духовных истинах.»
Доброта и милосердие не являются политическими вопросами.
Человеческие сердца по своей природе склонны к добру, даже если мы часто запутываемся в своих желаниях, разочарованиях и гневе.
🔹 Хотите доказательств? Посмотрите на мать, заботящуюся о своём новорождённом ребёнке. Если она не может этого сделать, заботу возьмёт на себя кто-то другой. Без этого человечество бы не выжило.
🔹 Это забота – наша изначальная природа и первый урок жизни.
Мы все можем последовать примеру епископа Будде.
Когда у нас есть шанс выступить за милосердие и сострадание, мы должны сказать об этом громко и смело.
Скажите это доброжелательно.
А затем – столь же доброжелательно – выслушайте ответ.
Вы можете столкнуться с сопротивлением, критикой или осуждением, но ваши слова оставят след в сознании людей.
Наше письмо завершилось такими словами:
«Пусть ваши мужественные слова вдохновят всех искренних практикующих – независимо от их философии – смело провозглашать эти ценности, когда бы ни представилась возможность, ради блага нашей страны и всех существ на планете.»
Каждый раз, когда мы говорим в защиту универсальных ценностей,
мы на мгновение берём на себя роль совести общества.
📌 Эта статья была перепечатана из Religion Unplugged.
👤 Автор: Досточтимая Тхубтен Чоньи — монахиня тибетской буддийской традиции. С 1996 года она является ученицей Досточтимой Тхубтен Чодрон, основательницы монастыря Сравасти Эбби. Получила послушническое посвящение в 2008 году и полное монашеское посвящение в 2011 году в Тайване.
📍 Преподаёт буддизм и медитацию в Унитарианской Универсалистской Церкви Спокана и других местах.