Жестокое обращение с детьми происходит в семьях, и никто не говорит, что гетеросексуальность или брак ведет к педофилии. И называть любого человека или группу людей «болезнью» по какой-либо причине означает довести их до состояния болезни, инфекции и, следовательно, дегуманизации. Интервью с американским отцом-иезуитом Джеймсом Мартином SJ, советником секретариата Ватикана по коммуникациям.
Даже для американского иезуита вы чрезвычайно активны в социальных сетях, что было оценено назначением Папы Франциска в 2017 году на должность советника секретариата Ватикана по коммуникациям. Вы также являетесь автором книги «Строим мост: как католическая церковь и сообщество ЛГБТ могут вступить в отношения уважения, сострадания и чуткости», опубликованной в 2017 году и переведенной на многие языки. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, какова роль советника и способствовало ли этой номинации авторство книги о ЛГБТ + сообществах?
Роль советника — просто помочь секретариату во всем, что вам может понадобиться в связи с работой в области коммуникации. Чтобы было ясно, я не являюсь сотрудником секретариата и не консультант, а всего лишь советник. Так что это очень скромная позиция. Однако в прошлом году я был рад присоединиться к секретариату пленарного заседания в Ватикане на несколько дней. Святой Отец назначил меня за несколько месяцев до выхода книги, но после того, как я начал свое служение католикам ЛГБТ. Так получилось, что во время моего пребывания в Риме в прошлом году я имел честь быть приглашенным на частную аудиенцию со Святым Отцом, где мы говорили о служении католиков ЛГБТ. Это был один из самых важных моментов в моей жизни.
Некоторое время мы были свидетелями усиленной атаки польских иерархов на ЛГБТ-сообщество. Архиепископ Гедецкий, председатель конференции польских епископов, говорит о взаимосвязи между гомосексуальной ориентацией и педофилией, а его заместитель называет сексуальные меньшинства «радужной чумой». Что делать в этой ситуации рядовым католикам? Отказать в послушании епископам?
Мы должны прислушиваться к советам наших епископов по всем важным вопросам. Это важная часть католицизма. В то же время важно посмотреть, чему нас могут научить наука и другие дисциплины. Например, почти все авторитетные психиатры и психологи говорят, что быть геем не означает, что вы педофил. Это ужасный стереотип. Помните, что в большинстве случаев жестокое обращение с детьми происходит в семьях, и никто не говорит, что гетеросексуальность или брак ведет к педофилии. И называть любого человека или группу людей «заразой» по какой-либо причине означает довести их до состояния болезни, инфекции и, следовательно, дегуманизации. Он обращается с ними как с «другими». Разве не об этом просит нас Иисус? Разве Иисус не просит нас относиться ко всем людям как к полноценным людям? И св. Иоанн Павел II, приведу только один пример, разве не говорит категорически о достоинстве каждого человека?
В Западной Европе за этим стоит дискуссия о легализации отношений геев и лесбиянок. Есть ли реальная перспектива их принятия церковью, и видите ли вы какие-либо изменения в учении Франциска по этому вопросу по сравнению с его предшественниками?
Нет, я не вижу никаких изменений в учении об однополых браках, но я вижу изменение в тоне и отношении.
Папа Франциск имеет друзей-геев, даже женатых друзей-геев: он первый папа, произнесший слово «гей», и он тепло говорил о нашей потребности принять их.
И хотя я не могу раскрыть, о чем мы говорили в частном порядке в прошлом году, я могу сказать, что мы долго говорили о служении ЛГБТ и покинули нашу встречу с чувством вдохновения, утешения и воодушевления.
Что вы думаете об идее польских епископов направлять гомосексуалистов на конверсионную терапию?
Конверсионная терапия отвергнута почти всеми авторитетными психиатрами и психологами. Это может нанести человеку большой психологический, эмоциональный и даже физический ущерб. От него следует полностью отказаться. Я знаю людей, которые прошли так называемую «терапию» и рассказали мне о ее кошмаре.
Вы слышали о «зонах, свободных от ЛГБТ»? Некоторые польские самоуправления принимают резолюции, тем самым заявляя о своей враждебности по отношению к меньшинствам. Польское правительство предоставляет им субсидии. Должна ли Церковь реагировать на такие инициативы?
Я не слышал о «зонах, свободных от ЛГБТ», но это звучит опасно близко к «зонам, свободным от евреев» в Европе 1930-х и 1940-х годов. Церковь должна помогать преследуемым меньшинствам, а не усиливать преследования. В таких ситуациях мы всегда должны обращаться к Иисусу, человеку, который обращался к тем, кто был на обочине или кого преследовали. Служение Иисуса касалось включения, а не исключения. Подумайте, как он обращался с такими людьми, как римский центурион и самаритянка, людьми вне еврейской культуры. Исключает ли Он их? Нет, Он поступает наоборот. Он заводит с ними отношения, даже если его за это критикуют. Иисус должен быть нашим образцом.
В том же документе, где говорится об «обращении» с геями, польские епископы выражают убеждение, что «перед лицом различных библейских и теолого-моральных толкований, отрицающих моральное зло гомосексуального поведения, Церковь напоминает, что ее учение непогрешимо». Должны ли мы понимать, что мы отвергаем науку и это обсуждение закрыто?
Насколько я понимаю, только Папа может провозгласить непогрешимую доктрину, а папы делали это лишь в редких случаях. Почему бы нам не открыться тому, чему нас может научить наука? Помните, что богословие традиционно определяется как «fides quaerens intellectum» или вера, ищущая понимания. Вере нечего бояться науки.
Папа предлагает соборность. Он хочет дать большую свободу местным епископам. Как вы думаете, эта автономия коснется и отношения церкви к меньшинствам? Мы спрашиваем в контексте немецкого синодального пути, которым вы, вероятно, следуете. Возможен ли раскол в Церкви?
Я не думаю, что мы близки к расколу католической церкви. Идея синодальности, которая зародилась в ранней церкви и была обновлена Вторым Ватиканским собором, является важным шагом вперед в нашей Церкви. Он признает, что Святой Дух действует в Божьем народе, поэтому он старается прислушиваться к Духу, который проявляется на синодах.
Откуда у Церкви интерес к нашей сексуальности? В конце концов, в Евангелии это второстепенная тема. В нем нет абсолютно ничего о геях и лесбиянках.
Церковь естественно интересуется человеческой сексуальностью, потому что она интересуется человеческой личностью. Это прекрасно выражено в первых строках документа Второго Ватиканского Собора Gaudium et spes: «Радость и надежда, горе и страх современных людей, особенно бедных и всех страждущих, также являются радостью и надеждой, печалью и страхом учеников Христа». Человеческая сексуальность во всех ее формах является частью «радости и надежды» всех людей.
Злопыхатели говорят, что это может быть реакцией священнослужителей, которые сами испытывают проблемы со своей сексуальностью. Есть исследования, что сексуальные меньшинства чрезмерно представлены среди духовенства. Что вы думаете?
Конечно, есть много соблюдающих целибат священников-гомосексуалистов, а также натуральных [гетеросексуальных] мужчин и женщин в религиозных орденах. Так было всегда и, наверное, всегда будет. Я знаю многих, может быть, сотни. Подавляющее большинство, как и их обычные братья и сестры, ведут спокойную жизнь в служении Церкви.
Я всегда говорю людям, что они могут этого не знать, но они крестили ваших детей, навещали вас в больнице, выслушивали ваше признание, учили вас в школе и хоронили ваших родителей. И они делали все это, когда люди издевались над ними или говорили, что их не должно быть.
Но из-за того, что они чувствуют себя такими преследуемыми и нежеланными, большинство из них боятся говорить об этом, несмотря на целомудрие и целомудрие, поэтому трудно определить процентное соотношение.
Мы хотели закончить на положительной ноте. Мы с большим интересом и даже восхищением наблюдали за вашей получасовой программой, доступной на веб-сайте Фордхэмского университета в сообществах ЛГБТ +, где многие священнослужители с энтузиазмом высказываются о роли этих сообществ в Церкви. Как вы думаете, есть ли у такой точки зрения шанс популяризироваться в такой стране, как Польша?
ЛГБТ-люди есть везде, и ЛГБТ-католики повсюду. Вот почему Церковь во всех странах, в том числе и в Польше, призвана относиться к ним так, как диктует Катехизис: «с уважением, состраданием и чуткостью». И покажите им, как просит Иисус: любовь, милосердие и открытость.
Отец Джеймс Мартин SJ. — американский иезуит, автор ряда бестселлеров, главный редактор иезуитского журнала «Америка». В 2017 году Папа Франциск назначил отца Мартина консультантом секретариата Ватикана по коммуникациям. Он пишет для New York Times и Wall Street Journal. До прихода к иезуитам в 1988 году отец Мартин окончил Уортонскую бизнес-школу и 6 лет проработал в General Electric. Его деятельность в интересах сексуальных меньшинств вызвала протесты консервативных католиков.