Во вторник, 4 мая, в соборе Святого Иакова в Риге прошла экуменическая служба по случаю 31-й годовщины восстановления независимости Латвийской Республики. Службу возглавил архиепископ Рижский митрополит Збигнев Станкевич. В нем приняли участие архиепископ Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Янис Ванагс, епископ Елгавский Латвийской православной церкви Янис Сичевскис, епископ Союза латвийских баптистских церквей Каспарс Штернс и помогающий епископ Рижской архиепископии Андрис Кравалис.
Далее предлагаем полный текст выступления архиепископа Збигнева Станкевича.
Уважаемые участники службы, 18 ноября 1918 года и 4 мая 1990 года — две важнейшие даты в истории Латвии. Сегодня исполняется 31 год с тех пор, как 4 мая 1990 года Верховный Совет 138 голосами принял декларацию «О восстановлении независимости Латвийской Республики». Что было бы наиболее актуальным в эту 31-ю годовщину провозглашения независимости в контексте нашего поклонения и молитвы сегодня?
Как сообщил несколько дней назад латвийский портал общественных средств массовой информации lsm.lv, Латвия является страной с одним из самых высоких показателей самоубийств как в Европейском Союзе, так и в мире. Мы также слышим, что внутреннее напряжение, нервозность и агрессия у людей увеличились из-за продолжительных ограничений на общение и передвижение людей из-за пандемии Covid-19. Сообщается также, что многие молодые люди страдают депрессией из-за недобровольного бездействия и дистанционного обучения. Поэтому сегодня я хотел бы обратить особое внимание на вопрос актуальности и важности внутреннего баланса. Несомненно, это большой вызов не только в это время великих испытаний, но и для всей нашей жизни как таковой. Этот внутренний баланс тесно связан с миром как в нашем внутреннем мире, так и с миром в межличностных отношениях.
Как обрести этот внутренний покой и сохранить его, когда окружающие беспокоятся, когда бушует буря? Мы только что слышали, как Иисус сказал ученикам: «Я оставляю вам мир, я даю вам мой мир; не то, что мир дает, я даю вам. Да не тревожится сердце твое и не бойся ». (Иоанна 14:27) В пророчестве Ветхого Завета Мессия назван Князем мира. Итак, первая точка отсчета для решения только что упомянутых проблем — это открыть мир, который дает нам Иисус Христос. Конечно, для этого есть свои предпосылки. Первый — быть учеником Христа. Что это значит? Ученик — это тот, кто выбрал Иисуса своим учителем, слушая Его слова и согласовывая с ними свою жизнь. Это также можно назвать установкой жизни, т.е. приведением шкалы ценностей или приоритетов в соответствие с предложенными Иисусом.
Прежде чем вернуться к вопросу о мире в наших сердцах, нам нужно немного обрисовать мировоззрение, предлагаемое Священными Писаниями. В этом и состоит суть послания Иисуса. Человек не живет на земле вечно. Его жизнь ограничена. После смерти он должен отчитаться о том, что он сделал за свою жизнь, он не может взять с собой ничего из материальных вещей. Иисус говорит, что основная задача человеческой жизни — искать Царства Божьего и его праведности, тогда все остальное встает на свои места. Это Царство, его ростки уже присутствуют в этом мире, но полностью раскроются в конце времен. В той степени, в которой человек сотрудничал с этой таинственной реальностью в течение своей жизни и способствовал ее росту, в той степени, в которой после смерти он также пожинает плоды своей деятельности. С другой стороны, если он сопротивлялся ее росту в течение своей жизни, он становится неудачником — неудачником — который зря потратил свою жизнь, потому что после смерти ничего нельзя исправить.
Св. Павел, с другой стороны, пишет: «Мы должны войти в Царство Божье через многие бедствия» (Деян. 14:22), но Иисус говорит, что любители Царства Божьего вторгаются в него (ср. Мф. 11: 12) Активная позиция также должна быть готова к боли и жертвам. С этой точки зрения страдания и ограничения пандемии Covid-19 становятся своего рода стимулом, «топливом» на пути к Царству Божьему, убеждая нас не терять базовые настройки, данные нам Богом для нашей жизни. Такой подход позволяет нам взглянуть на проблемы с другой точки зрения и увидеть положительные моменты, а не только тени.
Несколько дней назад я прочитал несколько отзывов о том, как временные ограничения Covid-19 стали благословением, помогая нам увидеть, что важно в нашей жизни, восстановить и углубить семейные отношения и понять, что не все в жизни зависит от нас. Тогда человек становится более открытым для потребности в божественном или сверхъестественном. Однако также важно понимать, что Иисус не просто Учитель, но Тот, Кто взял на Себя бремя человеческих грехов, умер и в Своем воскресении засвидетельствовал, что Он и Отец — одно, что эти слова следующие: «Я есть дверь ». [в небо, в Царство Божье] — это истина. Недаром апостол Павел в одном из своих посланий о Христе пишет: «Он есть наш мир». (Еф. 2.14)
Итак, наш внутренний мир основан на мире, который дает Иисус Христос. Как Он Сам говорит, этот мир отличается от того, что дает мир. Мир, предлагаемый миром, всегда хрупок и легко нарушается. Мир Христов освобождает нас от страха, от власти материальных и мирских вещей. Что может поставить под угрозу этот мир, данный Христом? Только это угрожает нашей внутренней связи с Ним как нашим Учителем и Освободителем от силы зла и разрушения. Эта связь ослабевает или даже теряется, когда мы выбираем приоритеты, отличные от тех, которые мы предлагаем. На языке Церкви мы называем это грехом. Эта связь восстанавливается, когда мы раскаиваемся в своем недоверии, исповедуемся, всем сердцем обязуемся покаяться и получить прощение грехов.
Поэтому первое предварительное условие для восстановления внутреннего равновесия как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего общества, всей Латвии, — это вернуться от грехов и попросить Воскресшего: «Дай мне Свой мир, мир, который приходит свыше , от Тебя и то, что со мной никто не сможет сделать. Помоги мне понять, что жизнь на этой земле — не единственное для меня. Помоги мне увидеть, что время Ковида и все другие испытания — это Твой призыв вернуться к Тебе, к принципам, которые Ты нам открыл!»
Основываясь на этих, так сказать, фундаментальных истинах вертикального характера, также стоит дать некоторые горизонтальные рекомендации для восстановления нашего физического и психического равновесия, для поддержания покоя. Здесь я хочу отметить четыре момента.
Первое — это психическая гигиена и дисциплина. Ежедневно мы можем легко загрязнять наше воображение и умы потоком лишней и грязной информации, что затрудняет концентрацию и снижает нашу способность работать. Спокойный ум, как спокойная вода, лучше отражает действительность. Хотя развитие спокойного и сосредоточенного ума дает огромные преимущества, это отнюдь не простая задача. Как сильное дикое животное, привыкшее бродить, где хочет, и начинает сопротивляться, когда оно пытается его приручить, так делает и разум, как беспокойная обезьяна. Когда мы находимся в состоянии стресса, наш мозг выделяет стимулирующие гормоны, адреналин, который в лучшем случае мобилизует нас — и тогда мы можем легко справиться с ситуацией фрилансера. Но в худшем случае это угрожает нашей эффективности и нашей способности действовать. Это может даже парализовать нас. В этом негативном сценарии фокус сужается — он фокусируется на причине стресса, а не на задачах, которые необходимо решить.
Второй момент — это способность жить с другими и уважать взгляды друг друга. Затем, когда мы живем с чувством, что я самый важный и самый особенный, трудно принять друг друга и прийти к единому мнению. Ученые показали, что, когда мы развиваем сострадание и сознательное внимание к другим людям (когда мы отказываемся от поспешных суждений друг о друге и полностью живем настоящим), мы используем внутренние нервные цепи, которые отвечают за социальное общение и, в результате мы можем изменить отношение также и в отношении самого себя.
В последнее время, возможно, также из-за ограничений Covid, люди становятся все более агрессивными по отношению к диссидентам. Нам предоставлена свобода, мы живем в стране, где можем проводить демонстрации, свободно выражать свое мнение, обсуждать, защищать свое мнение, но это не означает, что мы можем относиться друг к другу с неуважением к его ценностям. Давайте не будем забывать, что человеческое достоинство лежит в основе всех других наших европейских ценностей.
К сожалению, мы обычно быстрее воспринимаем негативную информацию и храним ее дольше, чем позитивную. Странно, что отрицательная информация о человеке значит для нас больше, чем положительная. Чтобы изменить это, необходимы сознательные и систематические усилия. На христианском языке это называется практикой добродетели.
Третий — преодоление страха и агрессии. Реальность такова, что в повседневной жизни мы никогда не бываем в полной безопасности, потому что находимся в постоянном потоке меняющихся событий. Невозможно достичь полного ощущения стабильности или идеального убежища, чтобы спрятаться. События последних нескольких недель, которые широко описаны и комментируются, показывают это с особой остротой. Мы также время от времени читаем о трагических последствиях нарушений правил дорожного движения. Наша неуверенность и страх следуют за нами.
Беспокойство, страх, беспокойство, тревога и даже паника — это всего лишь состояния ума. Сознательное отношение к страху само по себе не приносит страха. Если мы признаем наши страхи, давайте посмотрим, как они пытаются завладеть нами, давайте понаблюдаем за ними, тогда мы увидим, как страхи изменятся и утихнут.
Здесь мы также должны осознавать, что гнев и агрессия не могут решить наши проблемы. Однако они очень эффективно разрушают нашу иммунную систему. Это особенно важно в контексте риска заражения Covid-19. Важно понимать, что в жизни мы не можем избежать боли и страданий, мы часто сами являемся причиной нашего собственного выбора. Мы можем минимизировать их только настолько, насколько это зависит от нас. Там, где их невозможно избежать, важно научиться жить с ними, и тогда взгляд снизу вверх, на сверхъестественное, на вечное, помогает нам увидеть их значение.
Четвертый — думать позитивно. Человек устроен как динамически изменяющаяся система. Но естественная природа человека таинственным образом связана с изначальными основами реальности, она сформирована образом и подобием Бога, и поэтому сущность каждого человека жаждет Добра, Прекрасного и Истинного.
И хотя наше истинное «я» может быть запятнано стрессом и тревогой, гневом и невыполненными желаниями, эти стремления сохраняются, несмотря на это, и могут пробудиться с новой силой в любой момент.
Чтобы жить, организм должен постоянно участвовать в обмене веществ: необходим постоянный обмен веществами и энергией с окружающим миром. То же и с душой — она обновляется и возрождается нашими добрыми делами, нашим доброжелательным отношением к другим и любовью к ближнему, общением с Божественным. Рост напряженности и агрессии в мире показывает, что человечество более чем когда-либо должно начать осознавать, что проблема агрессии и насилия не может быть решена с помощью насильственных средств, а только путем продвижения таких позиций, как вера, взаимопонимание и милосердие, для процветания. наше общество. Истинный мир между народами и в человеческом обществе — это плод справедливости, а не применения оружия. Мир, который исходит от праведности, прочен. Мир, который является результатом применения силы и войны, хрупок и недолговечен.
Несмотря на меняющийся поток событий, в которые мы вовлечены, наша жизнь по-прежнему в значительной степени зависит от нас самих. То, чем мы станем с годами, все больше зависит от нашего предыдущего выбора. В этом отношении каждый из нас держит свою жизнь в своих руках, и то, кем мы станем, зависит от нашего отношения и заботы о себе. В этом смысле следует отметить, что саморазвитие — это не эгоизм. Это важный подарок для других людей.
Таким образом, соединяя эту вертикаль — измерение веры — с горизонталью — знаниями современной науки и разумом — мы можем помочь каждому человеку и обществу в целом гармонично развиваться. И этого от всей души желаю всем нам — участвовать в восстановлении духовного равновесия нашей страны и сохранении мира!