Универсализм выводит из себя многих христиан. Не всех, но многих. Я знаю; я был универсалистом в том или ином качестве почти десять лет и видел все это. Как правило, эти «любящие Иисуса христиане» придерживаются традиционных оскорблений, таких как волк в овечьей шкуре, еретик, отступник и тому подобное. Но иногда эти светочи любви делают еще один шаг вперед, желая, чтобы мы вернулись в то время, когда таких, как я, можно было линчевать. Один так называемый «последователь Иисуса» даже сказал, что у него есть способности узнать, где я живу, чтобы навестить меня (у меня сицилийское происхождение, поэтому я знаю, что имел в виду этот «дон»).
Но что же в теологии всеохватывающей любви так бесит христиан? Разве они не должны быть счастливы, что Божья любовь и милосердие шире, выше, глубже и шире, чем кто-либо может себе представить? Я имею в виду, я предполагаю, что сердитые христиане, которые пишут мне личные сообщения, чтобы сказать мне, насколько я мерзок, тоже грешат время от времени, если не ежедневно. Так не должны ли они испытать хотя бы небольшое облегчение, услышав, что Бог не собирается уничтожить их, как жалких паразитов, о которых говорится в Библии?
Можно было бы задуматься.
Но это не происходит. Если и происходит, то с точностью до наоборот. Почему так? Вероятно, есть несколько причин.
I. «Какой смысл следовать за Иисусом?».
Их логика выглядит следующим образом: Если все спасены или будут спасены, то какой смысл следовать за Иисусом? Да, я видел этот вопрос в разных формах больше раз, чем мне хотелось бы думать. Вот почему это был первый вопрос, который я затронул в своей до смешного популярной книге «Еретик!». Эти люди считают, что если все равно все будут спасены, то какой смысл отдавать свою жизнь Христу? На мой взгляд, это больше говорит о них самих и их желаниях, чем о чем-либо еще. Они рассматривают следование за Иисусом как бремя, которое нуждается в постоянном ультиматуме, чтобы оно «стоило того». Но разве следование за Иисусом не стоит само по себе? Разве мы не должны хотеть следовать за Тем, Кого мы называем «Господом», не нуждаясь в печенье в качестве награды?
Более того, если христианский универсализм истинен, то Иисус все равно остается Спасителем и Господом. Другими словами, лучше узнать правду сейчас, чем потом. Кроме того, если последствия не вечны, это не значит, что их нет вообще. И я не думаю, что те, кто не имеет Иисуса в своей жизни, будут наказаны, но смысл в другом: Те, кто верит в это, могут продолжать верить в это и не демонизировать тех, кто считает, что последствия имеют какой-то долгосрочный эффект. Другими словами, вы все еще можете верить в некое загробное наказание за неправильные поступки и отвергать вечные муки. Это не обязательно должно быть таким категоричным бинарным предложением, «все или ничего».
II. Работа всей их жизни была подорвана
Многие христиане используют подход «Билли Грэма» к спасению души. Не то чтобы они прилагали слишком много усилий для евангелизации, но весь их подход — это что-то вроде «обратись или сгори». Мой дед по отцу (упокой Господь его душу) буквально сказал то же самое, когда я стал универсалистом. Он был пастором в течение десятилетий, и когда он узнал, что я верю во всеобщее примирение, он сказал, что я подрываю дело всей его жизни. В какой-то степени я не могу с ним не согласиться.
Однако есть разница. Как я уже сказал выше, то, что наши действия не имеют вечных последствий, не означает, что наши решения не имеют значения. Конечно, они имеют значение. Просто жизнь не является игрой с высокими ставками, да и не должна быть такой. У нас ограниченные возможности, поэтому ставить нас перед вечным стандартом — это перебор, не так ли? К тому же, если Бог создал всех нас, а затем либо отправил нас в ад, либо позволил нам попасть в ад навечно, разве не он в конечном итоге несет ответственность? Вы же не станете, во всей своей бесконечной мудрости, создавать самолет, а потом, когда он не сможет летать, навечно превращать его в «Офисное пространство»? (Если вы не понимаете, о чем идет речь, щелкните по этой ссылке). Тогда зачем утверждать, что Бог поступает так с существами, созданными по Его образу и подобию? В этом нет никакого смысла.
III. Если есть «мы», то должны быть и «они».
Типичное человеческое мышление выглядит следующим образом: Если есть «мы», то должны быть и «они». В некоторых случаях все это хорошо и правильно. Например, часть того, почему я так люблю спорт, — это соперничество. Я убежденный фанат «Ред Сокс», поэтому, естественно, я ненавижу «Янкиз». Как бы мне ни было больно это говорить, я также являюсь ярым болельщиком «Тоттенхэм Хотспур», поэтому я ненавижу «Арсенал». Я более 30 лет был горьким фанатом «Сан-Хосе Шаркс», не выигрывавшим кубок Стэнли, поэтому понятно, почему я ненавижу «Уток» и «Кингз». Во всех этих случаях это делает поддержку клуба/команды более интересной. И я это понимаю.
Но когда дело доходит до вопросов веры (или политики), нам нужно избавиться от этого бинарного мышления. На протяжении истории это слишком часто приводило к огромным человеческим страданиям. Мы убиваем, калечим и грабим, потому что, как однажды сказал пророк и поэт Боб Дилан, Бог на нашей стороне. Так всегда и происходит. Бог с нами, что означает, что Бог явно против них. Итак, если мы «попадем в рай», когда умрем, то должна быть группа, которая «попадет в ад». Если есть «избранные», то, конечно, должны быть и «неизбранные». Если есть праведники (мы), то обязательно должны быть и нечестивые (они). Так происходит почти всегда, но так не должно быть.
И смотрите, в конце концов, я не призываю людей отбросить свои доктрины и принять Универсализм, как только они услышат о нем. Как правило, убеждения так не работают. Разбирайтесь в вещах. Задавайте трудные вопросы. Искренне ищите. Но не будьте так чертовски быстры, чтобы реагировать с такой яростью и презрением, как только вы слышите учение, которое противоречит вашим так называемым благочестивым чувствам. В итоге вы становитесь похожи на осуждающего придурка, о котором Библия так часто предупреждает других. Цитируя апостола Павла: «Итак, нет вам оправдания, кто бы вы ни были, когда судите других; ибо, осуждая другого, осуждаете себя, потому что вы, судящие, делаете то же».
И поэтому, если вы так ненавидите универсализм, возможно, вы окажетесь среди заблудших, желая, чтобы так называемые еретики и отступники, которых вы так демонизировали и ненавидели, были на самом деле правильными. Потому что, насколько я знаю, некоторые из вас, христиан, являются одними из наименее любящих и наиболее осуждающих людей, с которыми я когда-либо сталкивался, а я встречал много людей. Подумайте хотя бы об этом.
Мэтью Дистефано