Каждый ноябрь в испанском городе Касерес проводится Средневековая ярмарка трех культур в память об истории религиозного сосуществования, не считая испанской инквизиции. Считается, что до того, как христианские королевства объединились, выгнали мусульманских правителей средневековой Испании и изгнали всех евреев в 1492 году, авраамические религии жили в терпимой гармонии. Но название ярмарки, возможно, скоро придется обновить. Трудно будет игнорировать 47-метровую буддийскую статую, которую город планирует воздвигнуть через несколько лет.
Проект, начатый Lumbini Garden Foundation, испанской ассоциацией, созданной в сотрудничестве с непальским городом Лумбини, предусматривает возведение статуи Будды из белого нефрита весом до 6 000 тонн над обширной группой храмов и монастырей, расположенных всего в нескольких километрах от центра Касереса.
Касерес, население которого по состоянию на 2022 год составляет 95 976 человек, хочет стать штаб-квартирой буддизма в Европе. Руководители проекта описывают строительство моста между Западом и Востоком, способствуя более глубокому пониманию духовности и ценностей, ориентированных на Азию, в Европе в то время, когда люди все больше отворачиваются от религии, а также от реальности, в которой Азия стремительно идет вперед.
«Запад, будь то американцы или европейцы, почти ничего не знают об Азии. Мы живем в глобализированном мире, в котором мало-помалу экономический и демографический вес смещается в сторону Азии, и мы не можем позволить себе роскошь развиваться без их знаний», — говорит Рикардо Герреро, один из покровителей фонда Lumbini Garden Foundation.
Отказавшись от католицизма в подростковом возрасте, Герреро нашел духовные ответы, которые искал, в буддизме, который не требовал веры, а, скорее, предоставлял телефонную линию с рациональной точки зрения, говорит он. В 2012 году он основал Испаноязычную ассоциацию буддизма в Испании, а в 2019 году стал монахом Тхеравады в Мьянме.
«У меня нет веры», — говорит Герреро, и это чувство разделяет все большее число жителей Испании. Всего 36% населения страны идентифицируют себя как католики, и только 18% практикуют католическую веру, согласно данным Центра социологических исследований, являющегося государственным органом. Этот сдвиг делает еще более актуальным и необходимым продвижение идей буддизма, считает Герреро.
«В нем есть способ понимания жизни, ряд ценностей, которые мы во многом утратили», — сказал он.
Хосе Мануэль Виланова, президент Фонда садов Лумбини, сказал Religion News Service, что молодые люди, в частности, интересуются буддизмом как философией.
«Философия, которая не руководствуется Богом, которая больше соответствует более естественному отношению, в соответствии с законами Вселенной», — сказал Виланова.
По его словам, буддизм по-прежнему подчеркивает важность таких ценностей, как сочувствие, сострадание и доброта, но «без необходимости рассматривать это с религиозной, а скорее с гуманистической точки зрения».
Это очень привлекательно для молодых людей, особенно когда многие из них «обращаются к псевдорелигиям и другим стилям жизни в поисках ответов, которые они не могут получить от традиционной религии», — добавляет Виланова.
Цели проекта «Будда» грандиозны, особенно для небольшого города, и есть те, кто сомневается, что такая грандиозность может обречь его на гибель, подобно библейской Вавилонской башне.
Антонио Канчо Сьерра из Guías-Historiadores de Extremadura, гид и историк региона, говорит, что все, кого он знает, «как минимум, с подозрением» относятся к проекту, который несколько других городов, имеющих большее значение на национальном уровне, включая Мадрид и Барселону, категорически отвергли.
Финансирование представляется непрозрачным. Никто точно не знает, откуда возьмется огромная сумма денег, необходимая для реализации проекта, говорит Канчо, и он осторожно говорит о том, что ее предоставляет фонд из Непала, «страны гораздо более бедной, чем Испания».
«На данный момент единственное, что было сделано, — это привезена статуя Будды, которая оказалась забытой в углу общественного здания», — говорит он.
Критики указывают на субсидию на культуру и туризм в размере 281 229 евро, предоставленную фонду в 2021 году, которая, как утверждается, помогла оплатить билеты на самолет в Непал и другие страны, исповедующие буддизм, для промоутеров проекта.
По оценкам Герреро, за границу было совершено около 15 поездок, но он настаивает на том, что фонд получил деньги по надлежащим каналам, поскольку делает что-то для огромного блага города — и что многие из этих поездок были оплачены членами фонда из своего кармана.
«Мы открыли двери Эстремадуры в Азию», — добавляет Герреро, имея в виду испанский регион, в котором находится Касерес. Пользуясь тем, что он называет их миссиями в Азии, фонд рекламирует провинцию, ее предприятия и даже футбольные команды — в декабре 2022 года местная команда, Club Polideportivo Cacereño, провела два матча против сборной Непала в Покхаре и Катманду в рамках кампании под названием «Футбол во имя мира», организованной совместно с Фондом садов Лумбини.
Если бы совет заплатил агентству за подобную международную рекламу, расходы были бы «умножены на 10, как минимум», — настаивает Герреро, подчеркивая, что деньги также пошли на множество культурных и образовательных мероприятий.
«В конце концов, эти деньги были потрачены в нашей собственной провинции», — говорит Томас Вега, главный архитектор проекта.
Вега сочувствует тем, кто считает, что строительство 47-метровой статуи Будды на заднем дворе может быть немного надуманным. Сама стоимость материала — предполагаемые 4 800 — 6 000 тонн белого нефрита — это «варварство», — признает Вега.
Но Касерес не придется оплачивать расходы на его строительство.
По словам Герреро, помимо субсидии, проект полностью зависит от значительных иностранных пожертвований из азиатских стран, включая передачу строительных блоков Будды из Мьянмы, страны, которая производит большую часть мирового объема нефрита. В частности, Ассоциация предпринимателей драгоценных камней и ювелирных изделий Мьянмы «выступит в роли донора», говорится в досье «Проект Великого Будды», подготовленном фондом в сентябре 2023 года.
«В Европе и Америке нет ничего подобного. Трудно понять, что это значит. Это будет икона», — сказал Вега.
Касерес — небольшой город, но сейчас он находится «en la boca», или в пасти, многих азиатских стран. Вега знает об этом не понаслышке, поскольку фонд позволил ему и другим людям завязать дружеские отношения с принцессой Таиланда Маха Чакри Сириндхорн, королем Бутана и важными монахами «на уровне Папы Римского», — говорит он.
Деньги и слухи в стороне, проект все еще сталкивается с несколькими препятствиями. Несколько месяцев назад экологические проблемы, связанные с использованием охраняемой государственной земли, едва не привели к его гибели.
Первоначальный участок земли, который был выбран и предварительно подписан, представлял собой гору Арропе, которая является частью специальной зоны для охраняемых видов птиц, или ZEPA. Чтобы построить Будду, часть ZEPA должна была быть ликвидирована. Хотя местный совет в конечном итоге одобрил проект, дебаты об экологической ценности земли продолжались, и в итоге заинтересованные стороны с обеих сторон решили найти для проекта место, не вызывающее споров.
«Мы верили, что проект может развалиться», — признается Вега.
Но новый год обещает начать все с чистого листа: в конце декабря городской совет утвердил окончательный вариант дома для Будды в Серро-де-лос-Романос, примерно в 10 километрах от первоначального участка.
Даже Антонио Диас, президент Adenex, экологической организации в Касересе, который боролся против первоначального размещения Будды, считает, что план нового места «положителен» для Касереса.
«Лично я считаю, что подобный проект положителен для такого города, как Касерес — небольшого и не обладающего большими ресурсами — как из-за его возможных экономических последствий, так и в особенности из-за того, что он может означать для развития толерантности и контактов между культурами», — сказал Диас в интервью RNS.
«Но мы должны постараться сделать так, чтобы этот проект не повлиял на природную среду и не вступил в противоречие с европейскими директивами и правилами городского планирования», — подчеркнул он.
Касерес — город Всемирного наследия ЮНЕСКО, и Герреро, Вега и Виланова ссылаются на мощный элемент «рассказывания историй», связанный с переносом Будды в эту часть Испании, где дома все еще имеют исламские подковообразные арки, а зоркие глаза могут заметить полый камень, на котором раньше крепились еврейские мезузы. Все говорили о наведении культурных мостов и продолжении наследия города как бастиона религиозного общения.
Но, как отметил Канчо, правда не всегда так живописна. Большая часть этой трехрелигиозной гармонии — просто хорошая история. «Миф о трех культурах поддерживается в политической сфере по идеологическим причинам и, в частности, в Касересе, по туристическим причинам, например, для продвижения этого рынка», — говорит Канчо, имея в виду ноябрьский средневековый рынок.
Но прежде чем туристы начнут приезжать, нужно еще разрыть землю.