9 октября состоялась международная конференция в формате телемоста » Финляндия-Латвия-Украина» организованная при участии Хельсинкской межконфессиональной миротворческой группы, экуменического портала Baznica.Info и проекта межрелигиозного диалога Dialogi.online. В нем приняли участие онлайн или заочно (предоставив материалы) социологи, богословы, религиоведы, политики и миротворцы из Финляндии, Латвии, Германии, Канады, Великобритании, Швейцарии и Украины. Особыми гостями были приглашены социолог Николай Митрохин, украинский политик Артем Дмитрук, правозащитник Денис Лапин и адвокат УПЦ Никита Чекман, а также депутаты и политики из Финляндии и стран Северной Европы.
В начале модератор круглого стола сделал важный дисклеймер от лица Хельсинкской межконфессиональной миротворческой группы. Группа была организована накануне полномасштабного вторжения в Украину в канун Рождества 24 декабря 2021 года. В нее вошли священнослужители христианских церквей и нехристианских религий из Латвии, Финляндии, России, Нидерландов, США и Словакии. В том числе епископ баптистов Юрий Сипко, лютеранский священник брат Павел, буддистский монах Феликс Шведовский, продюсер финского христианского канала IRRTV Андрей Мотынга и несколько священников методистских и старокатолических церквей.
«Мы бы хотели подчеркнуть, что все здесь собравшиеся находимся на стороне Украины, мы надеемся на и верим в то что она устоит в этой чудовищной войне мы все мы все поддерживаем теми или иными способами беженцев и поддерживаем действия наших властей наших стран в области помощи Украине в гуманитарной сфере. Мы выступаем в данном случае здесь не как огульные критики, но скорее как друзья Украины, которые очень хотят, чтобы она сохранила из себя как демократическое и свободное государство, несмотря на все опасности и искушения, связанные с полномасштабной войной, которая свой отпечаток. Но после окончания войны Украина должна продолжить быть демократической страной и только таким образом мы можем обеспечить европейский путь развития для дружественной страны».
Журналист и руководитель правозащитного проекта Денис Лапин (Украина) представил широкую хронологию развертывания конфликта между украинскими властями и Украинской православной церковью. Еще в 2018 году начались захваты храмов и насильственные переходы в ПЦУ, с помощью нелегитимного голосования территориальных общин. Президент Порошенко поставил свою предвыборную кампанию под лозунгом: «Армия. Язык. Вера». В пропаганде тогда активно использовалось дарование Томоса об автокефалии для Православной церкви Украины. Первый этап гонений завершился с окончанием выборов, на которых победил Владимир Зеленский, который обещал, что не будет использовать религиозный вопрос в политической деятельности. 8 августа 2019 года на встрече с Патриархом Варфоломеем Зеленский подтвердил, что государство и правительство не должно вмешиваться в дела церкви.
24 февраля 2022 года УПЦ четко обозначила свою позицию. Глава церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий четко и твердо осудил российскую военную агрессию. И до этого, во время гибридной войны 2014-2022 года была местом, где тысячи людей могли получить помощь. Святогорская лавра стала тогда домом для десятков тысяч людей, потерявших дома и имущество. Там же звучали заявления о поисках путей к миру, на территории Лавры прошел Форум Мира. После 24 февраля 2022 года УПЦ продолжила помогать людям. десятки тысяч тонн гуманитарной помощи, огромное количество волонтерских инициатив. Во всех храмах собираются пожертвования, покупается снаряжение для солдат.
И одновременно начался второй этап гонений против самой крупной религиозной организации страны. Мы видим обыски и обвинения без веских доказательств. Захваты храмов происходят с особой жестокостью, а местные власти рапортуют об успехах в борьбе с канонической церковью. Осенью прошлого года в первом чтении принимается закон, который по мнению журналистов и политиков, должен запретить Украинскую православную церковь и вывести ее за пределы правового поля. Совсем недавно принимается этот закон во втором чтении, долго депутаты не могли набрать голоса, набраться смелости, чтобы запретить церковь. Понятно, что дается какое-то время. Рассказывается о том, что церкви нужно доказать, рассказать, показать о том, что она разорвала все связи с Москвой, хотя об этом давно было заявлено.
Глядя на уставные документы, глядя на документы украинской православной церкви, можно сказать об этом как о свершившемся факте. Но в то же время о церкви постоянно пытаются и спросить какие-то новые доказательства, требовать, рассказывая о комиссиях, рассказывая о новых испытаниях, о том, через какой бюрократический круговорот придется пройти. Но в то же время мы видим продолжающиеся захваты, мы видим попытки найти любую причину, чтобы разорвать договоры по тем помещениям, которые сто лет назад еще большевистским правительством перешли в собственность государства, и церковь сейчас пользуется именно правах арендатора. Мы видим всяческие попытки найти причину разорвать этот договор и выгнать оттуда Украинскую Православную Церковь.
И все это происходит в Европе 21 века. Хотелось бы, чтобы все эти действия, безусловно, я очень кратко по ним пробежался, получили должную оценку международного сообщества. Хотелось бы, чтобы депутаты Европарламента, политики, могли обратить на это особое внимание. И, я думаю, многие миллионы православных Украины, будут рады помочь вам разобраться в этой ситуации. Потому что права человека очень важны. Права человека, среди которых свобода совести и право на свободу вероисповедания. И, конечно же, для нашей Украины, которая говорит и мечтает о вступлении в Евросоюз, о том, чтобы стать частью дружной европейской семьи, важно, чтобы все эти права и свободы соблюдались. И очень просим от лица многих православных, говорю, помочь нам в этом.
Историк и социолог из Бременского университета Николай Митрохин (Германия) в своем докладе подчеркнул, что в целом мы можем говорить о конфликте между двумя моделями государственного строительства.
Одна модель гражданско-правовая в контексте понимания права международного, Европейским Союзом, куда Украина стремится или, во всяком случае, декларирует свое стремление. И проектом строительства так называемого национального государства в духе строения национальных государств в Европе начала XX века, где ради достижения национального единства представлений творцов этого национального государства происходит массовое нарушение прав человека. Наблюдается дискриминация прав значительно групп населения, которые не вписываются с точки зрения строителей национального государства в контекст построения этого государства. То, что мы сейчас наблюдаем в Украине — это постоянное балансирование между двумя этими моделями. С одной стороны, Украина является страной, сильно зависящей от поддержки и помощи Европейского Союза и НАТО, североамериканских государств, и поэтому она вынуждена сохранять некоторые рамки в деле строения национального государства.
Уничтожить церковь как таковую я не вижу перспектив. Максимум при самом жестком варианте возможно загнать ее в подполье, как это уже происходило с украинской греко-католической церковью, объявить крупнейшую национальную церковь, как юридически не существующую, но получить в итоге десятки тысяч общин, которые будут, скажем так, критически относиться к действующей власти и к украинскому национальному проекту тоже, вот это как бы самый жесткий вариант, самый тяжелый случай, который возможен. Но реально сейчас следует говорить просто о перспективе отложенной репрессии
Депутат Верховной Рады от партии «Слуга Народа» Артем Дмитрук — прихожанин Украинской Православной Церкви, иподьякон Украинской Православной Церкви, член правоохранительного комитета Верховной Раде рассказал о том, как развивалась ситуация внутри политикума.
«Я защищал и отстаивал интересы всех верующих в Украине, в том числе и Украинской Православной Церкви. Когда в парламенте очень остро стал вопрос принятия законопроекта в первом чтении о запрете украинской православной церкви, я хочу отметить именно запрете украинской православной церкви, потому что в эфире уже звучали тезисы о том, что это законопроект не о том, или это законопроект какой-то не тот, или звучит совсем не так, это все пропаганда, что это запрет церкви — это не так. В первом чтении он был принят под бурные аплодисменты и радость народных депутатов Украины под куполом. Важно сказать, что те депутаты, которые голосовали за принятие этого законопроекта, не ходят вообще ни в какую церковь, то есть являются просто неверующими людьми, и даже никакими не экспертами, чтобы разобраться в этом вопросе и принять реально правильное решение.
Что же происходит дальше? В Украине, после принятия первым чтением законопроекта, раскол в обществе по религиозному, языковому и другим признакам только усилился и набрал еще больший оборот. Поскольку мы знаем, что Украинская Православная Церковь, это было сказано уже в эфире, проводит огромное количество работы по укреплению нашего государства. Огромное количество прихожан Украинской Православной Церкви с первых дней находится на фронте. Украинская Православная Церковь проводит огромную волонтерскую работу, помощи и фронту, и людям, которые остались без жилья, и временно переселенцам, которые переехали на другие территории. В каждом храме украинской православной церкви проходят сборы. В каждом храме любой гражданин может получить помощь, самую необходимую, от просто психологической помощи до материальной помощи. В каждом храме семьи живут, которые потеряли жилье, и так далее, и так далее.
Еще очень важно понять, что украинская православная церковь юридически действует без приставки МП, прихожане украинской православной церкви всю свою жизнь ходили именно в украинскую православную церковь и никогда не считали себя русской церковью или московской церковью. Для многих приказан украинской православной церкви, когда их обвиняют в том, что это московская церковь, то для них это большое удивление, потому что это исключительно пропаганда которая шла от врагов церкви, а не ее внутреннее самоопределение».
Теолог из Швейцарии Димитрий Крихан рассказал о различных канонических основаниях для диалога и возможного объединения УПЦ и ПЦУ в контексте знаменитого казуса «чекалинских рукоположений» в УАПЦ. Это рукоположения епископов, совершенных религиозным мошенником Викентием Чекалиным, который не имел ни епископского, ни даже священнического сана. По мнению Димитрия, в церкви существовали разные модели абсорбции подобного рода сомнительных рукоположений. Но безусловно в условиях военного времени богословский диалог на эту тему пока невозможен и его следует оставить до времени окончания войны.
Митрополит Запорожский Лука дал несколько юридических комментариев относительно нового закона. В частности, он сказал:
Данный закон вводит принцип коллективной ответственности, что является откатом от демократических европейских ценностей к социалистическим тоталитарным догмам. Ключевым аспектом является свобода вероисповедания, один из фундаментальных принципов, защищаемых как Конституцией Украины, так и международными нормами. Авторы закона, ссылаясь на Европейскую Конвенцию по правам человека и Международный Пакт о гражданских политических правах, которые защищают также свободу вероисповедания, утверждают, что данные международные документы предусматривают возможность ограничения права на свободу совести, религии и объединения религиозной организации в интересах национальной безопасности, что не соответствует действительности.
Аналогичную позицию занимает Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое в своих рекомендациях по анализу законодательства в сфере религии или убеждений, подготовленных при содействии Европейской комиссии за демократию через право, то есть Венецианской комиссии, отмечает, что национальная безопасность не является допустимым ограничением в соответствии со статьей 9.2 Европейской Конвенции и статьей 18.3 Международного Пакта, но такие ограничения свободы, мировоззрения и вероисповедания для защиты национальной безопасности возможны только на период действия военного положения. А данный закон предусматривает полный запрет, бессрочный запрет украинской православной церкви.
Из этого следует, что этот закон фактически лишает Украинскую Православную Церковь возможности действия в правовом поле, что воспринимается как угроза религиозной свободы. Украинская Православная Церковь подвергается давлению на основании ложных обвинений, что является нарушением права верующих на свободное исповедание своей религии без страха при следовании или вмешательства государства. В частности, австрийская неправительственная организация «Обсерватория по вопросам нетерпимости и дискриминации крестьян в Европе» опубликовала свой отчет за 2022-2023 годы, в котором обратила внимание на данный еще тогда законопроект о фактическом запрете УПЦ. Упоминая об этой законодательной инициативе, обсерватория заключает, что «это было решение сомнительной законности, которое, вероятнее всего, столкнется с вызовами в системе правосудия Украины и, возможно, в Европейском суде по правам человека».
А в отчете Государственного департамента США по нарушениям свободы в вероисповедании отмечается, что, цитата, Верховный комиссар ООН по правам человека Турк выразила обеспокоенность в связи с тем, что ограничения предполагаемые в законопроекте нарушат свободу вероисповедания и международное право в области прав человека. Некоторые эксперты по религии заявили, что у правительства уже есть достаточная правовая база в рамках существующих законов для решения вопросов безопасности, связанных с религией, и нет необходимости принимать дополнительное законодательство.
Следует отметить нарушение принципа недискриминации, который охватывает религиозные убеждения. В свете принятого закона происходит усиление публичных обвинений в адрес священнослужителей и мерян Украинской Православной Церкви. Утверждение о ее связях с российскими спецслужбами и призывах к запрету ее деятельности способствует дискриминации и социальной изоляции ее верующих. Это создает опасный прецедент для разжигания межконфессиональной розни, особенно в условиях войны, когда подобные заявления могут усугубить разделение в обществе. Хотелось бы привести пример. Львовский телеграм-канал «Львович» 20 августа призвал подписчиков писать им, где молятся верные украинско-православной церкви, чтобы препятствовать их деятельности и совместной молитве. Происходит прямое давление на епископат и духовенство Церкви.
В рамках обсуждения выступил латвийский правозащитник, который пожелал сохранить анонимность ввиду деликатности темы в контексте внутренней политики страны. Он обратился к участникам конференции:
«Мое резюме заключается в том, что мы сейчас наблюдаем завершение процесса, который был начат довольно давно. Процесс национального строительства в любой стране происходит тяжело, иногда драматично, и он всегда будет связан с формированием того, что мы можем назвать сакральной рамкой, которая включает в себя и религиозную, и духовную составляющую: кто мы, каково наше место в обществе и куда мы все вместе идем. Каков наш общий рассказ, который мы друг другу рассказываем, общий миф, в рамках которого мы движемся. Эти процессы формировали национальные государства в Европе в XIX веке. Некоторые исследователи считают, что время этого уже прошло, и кто не успел, должен искать какие-то новые методы для формирования единство общества, а не на основе национального строительства. В процессе формирования сакральной рамки, современная украинская власть в лице действующего президента выбрала путь объединения всех в одну церковь без учета мнений, без учета канонов, без учета в конце концов чувств верующих, как они чувствуют, как они видят мир.
Несмотря на всю мою личную симпатию к ПЦУ, будучи приверженцем свободы вероисповедания для всех, еще раз хочу подчеркнуть, что любые действия государственной власти по изменению структуры религиозного поля должны происходить максимально деликатно, без использования административного ресурса в такой вот грубой форме. Государство может, конечно же, инициировать какие-то встречи, диалоги, научные конференции, которые помогут разобраться людям и выработать какие-то общие точки зрения. Но тот метод, который сейчас используется для объединения украинского религиозного поля вокруг одной отдельно взятой церкви, я не могу оправдать. Он вызывает боль, страдания и горе у огромного количества людей, которые придерживаются других, ну, ничуть не менее легитимных взглядов. Мы все друзья Украины и хотим, чтобы Украина была сильной страной, открытой, чтобы она следовала своим исконным традициям, которые включали в себя максимальную свободу для самовыражения для людей очень разных взглядов. В течение всей своей истории как в рамках Российской империи, так и суверенного существования Украина оставалась местом духовной и интеллектуальной свободы, которой можно было только по-хорошему завидовать. Вот эта свобода самовыражения, свобода самоидентификации и разнообразия, принятие сложности, инклюзия — это как раз те характеристики, которые определяют современное общество, отвечающее на сложные вызовы и проблемы, которые стоят перед христианами и перед светскими людьми сегодня, в XXI веке. Мы за то, чтобы Украина выстояла и стала самой демократической страной в регионе. И я верю, что эта конференция имеет единственное намерение: помочь ей на этом пути.»
В рамках круглого стола состоялась активная дискуссия между участниками и докладчиками. По итогам будет выпущено коммюнике на русском, украинском, английской и немецком языках для ознакомления европейскими про-христианскими политиками, правозащитниками и членами научного сообщества.
В коммюнике отражено требование по соблюдению свободы вероисповедания в Украине и прекращению преследований УПЦ, а также призыв к созданию мониторинговой группы из числа христианских и некоммерческих правозащитных организаций стран Евросоюза. Было также решено продолжить консультации в дальнейшем, на которых будут анализироваться результаты мониторинга соблюдения прав человека и публиковаться регулярные публичные доклады.