«Радость быть священником, не всегда осознанная, но, я думаю, всё-таки, действующая в молчании, компенсирует всё остальное, включая былые тревоги, нынешние и будущие беспокойства, и даже «taedium vitae» («жизненную усталость») старика Горация. Мы так сильно жаждем Абсолюта, что НИЧЕГО не может удовлетворить нас ни на мгновение… И, если бы нам пришлось сформулировать основные желания, мы бы пришли в замешательство: об Абсолюте невозможно рассуждать».
Эти строки принадлежат перу выдающегося христианского теолога, учителя созерцательной молитвы и пионера диалога между христианством и великими восточными традициями, французскому священнику Жюлю Моншанену, пятидесятилетие которого отмечается 10 октября этого года. Аббат Моншанен принадлежал к кругу католических интеллектуалов, в среде которых родились идеи, ставшие основой реформ II Ватиканского Собора. Его близкими друзьями были будущий кардинал Анри де Любак и видный деятель литургической реформы аббат Дюперре, а среди его последователей можно выделить отцов-основателей индийского инкультурационного христианства Анри Ле Со и Беду Гриффитса.
Вдохновлённый примерами христианский миссионеров в Китае, которым удалось найти баланс между верностью учению Христа и открытостью к местным культурным и духовным традициям, в 1939 году отец Жюль отправляется в Индию, где, спустя почти десятилетие, начинает вместе с бенедиктинцем Анри Ле Со свой уникальный эксперимент в области инкультурации и межрелигиозного диалога: два французских священника-энтузиаста основывают в штате Тамил-Наду один из первых христианский Ашрамов: Монастырь Пресвятой Троицы, который становится центром подлинно христианской созерцательной молитвы, сочетающейся с искренним диалогом с другими религиями.
Опыт отцов-основателей с одной стороны, предвосхитил реформу II Ватиканского Собора, а с другой явился мощным призывом вернуться к святой простоте раннехристианских пустынников, медитативной мудрости средневековых испанских мистиков, и нищете духа, которую проповедовал Христос. Отец Жюль Моншанен писал: «ещё не раскрытая духовность, способы медитации, новые формулировки Тайны, виды поклонения и посвящённой жизни, несомненно, веками ждут прихода таких цивилизаций, как индийская и китайская в лоно Церкви – единой и многогранной. Христианство, какое оно было вчера, какое оно есть сейчас, не станет Тем, «Кто грядёт». Вечный Дух всегда будет во Вселенной. Это и есть христианский эсхатологический взгляд, христианская молитва о реализации «Ма-ра-на-фа», «приди, Господь!»
Это прозрение очень хорошо раскрывает глубинную суть философии и духовной практики Аббата Моншанена. Каждый из нас призван к участию в Тайне Христа, и мы можем реализовать это участие через внутреннюю созерцательную молитву
Максим Демченко