После ряда случаев публичной поддержки католическими священниками и религиозными деятелями кандидатов в президенты Джозефа Р. Байдена-младшего или Дональда Дж. Трампа снова возникают два постоянных вопроса для церкви и католических политиков: допустимо ли это для священника или члена религиозного ордена публично поддерживать кандидата на выборную должность? Должен ли священник или член религиозного ордена публично поддерживать кандидата на государственную должность?
Согласно каноническому праву, ответ на первый вопрос отрицательный. Согласно гражданскому законодательству США, ответ на первый вопрос положительный — может в качестве частного лица, гражданина, но не от имени некоммерческой, освобожденной от налогов организации.
Согласно практике католической церкви, ответ на второй вопрос заключается в том, что вам, вероятно, не следует, но иногда вам скажут, что вы не можете (за некоторыми исключениями).
Что говорит (и делает) закон США
Поправка Джонсона, принятая в 1954 году (по имени тогдашнего сенатора Линдона Джонсона), говорит, что церквям и другим организациям, которые являются свободными от налогообложения правительства (обычно называется 501(3) организации) «абсолютно запрещены прямое или косвенное участие или вмешательство в любую политическую кампанию от имени (или против) любого кандидата на выборную государственную должность». Господин Трамп пообещал «избавиться и полностью уничтожить» поправку Джонсона в феврале 2017 года, а в мае 2017 года подписал президентский указ о поощрении свободы слова и вероисповедания , ограничивающий способ применения поправки. Это был спорный вопрос, потому что поправка Джонсона почти никогда не применялась.
Поправка Джонсона также применяется только к группам, а не к отдельным лицам. «Я думаю, что важно проводить различие между Конституцией Соединенных Штатов и правом Католической церкви», — сказал Томас Дж. Риз, SJ , бывший главный редактор журнала «Америка» и эксперт по церковным вопросам. «Нет ничего, что мешает священнику или члену религиозного ордена поддержать кандидата в соответствии с Конституцией. Совершенно неправы люди, которые говорят, что это нарушение законов церкви и государства. Согласно Конституции США, вы даже можете выставить свою кандидатуру, будучи епископом, как это сделали многие протестантские священники. Причина, по которой они не могут баллотироваться, заключается в том, что католическая церковь говорит, что они не могут, а не по законам Соединенных Штатов».
Во время общей аудиенции в Ватикане 28 июля 1993 г. (позднее это упоминается в «Справочнике о служении и жизни священников», выпущенном Конгрегацией духовенства в 1994 г.) Папа Иоанн Павел II сказал, что священник «должен воздерживаться от активного участия в политике, как это часто бывает, чтобы быть центральной точкой духовного братства». В документе Конгрегации духовенства также приводятся цитаты из Катехизиса католической церкви , опубликованного в 1993 году: «Пастыри церкви не должны участвовать напрямую в политических структурирах и организациях общественной жизни. Эта задача — часть призвания верующих-мирян, действуя по собственной инициативе со своими согражданами». В «Директории» далее говорится, что «сведение миссии [священника] к мирским задачам чисто социального или политического характера чуждо его служению и представляет собой не триумф, а, скорее, серьезную утрату евангельской плодотворности Церкви.»
В официальном церковном кодексе канонического права канон 287 также гласит, что священники «не должны принимать активного участия в политических партиях и в управлении профсоюзами, кроме случаев, когда, по мнению компетентных церковных властей, этого требует защита прав церкви или продвижение общего блага».
Но любой церковный историк (и, возможно, любой практикующий католик) скажет вам, что существует практика католической церкви де-юре и практика католической церкви де-факто. Каноническое право включает ряд правил, которым противоречит церковная практика. Иногда это просто разница между континентально-европейским пониманием права и англо-американским, где последнее часто рассматривает закон как абсолютный, а первое часто рассматривает его как представление идеалов, которых следует придерживаться или к которым нужно стремиться, но не всегда они полностью могут быть реализованы в данный момент.
История в Соединенных Штатах
Ватикан вмешался в политику США в 1980 году в случае Роберта Дж. Дринана, SJ , из Массачусетса, священника-иезуита, который пять сроков служил в Конгрессе. Он был одним из двух католических священников, когда-либо занимавших официальный пост в Соединенных Штатах. Другим был преподобный Роберт Дж. Корнелл из Висконсина , который два срока служил в Палате представителей с 1975 по 1979 год и однажды сказал: «Я лично считаю, что служение в Конгрессе не более несовместимо со священством, чем преподавание государственного управления и истории, что я делал 35 лет».
Через иезуитское руководство отца Дринана Папа Иоанн Павел II приказал ему не добиваться избрания на шестой срок в 1980 году. В последней редакции Кодекса канонического права, обнародованной в 1983 году, в каноне 285 говорится, что «священникам запрещено занимать государственные должности, которые влекут за собой участие в осуществлении гражданской власти».
Менее очевидны ситуации, когда священники или религиозные деятели не занимали должности, но были политическими активистами. Католическая церковь в США имеет давнюю традицию «священников-рабочих», которые выступали в поддержку профсоюзов и за законы о защите рабочих, включая епископа Джона А. Райана и епископа Джорджа Г. Хиггинса, но эти епископы не считались политическими активистами. Точно так же мероприятия, подобные ежегодному Маршу жизни, привлекают тысячи священников, семинаристов, а также монашествующих мужчин и женщин, которые без возражений со стороны церковных властей открыто поддерживают дело жизни.
Священникам или верующим, которые публично поддерживают кандидата, не так уж много места для маневра. В конце прошлого месяца преподобный Пол Гаррити, священник Бостонской архиепископии, поддержал кандидатуру Байдена на пост президента в Facebook; он извинился после того, как кардинал Шон О’Мэлли выступил с публичным заявлением о том, что священники не должны поддерживать политических кандидатов. Точно так же в июле преподобный Фрэнк Павоне, который открыто поддерживал г-на Трампа, объявил, что уйдет со своей должности в консультативном совете «католиков за Трампа» после того, как Конгрегация духовенства Ватикана попросила его сделать это, сославшись на Канон 287.
С другой стороны, сестра Диди Бёрн поддержала г-на Трампа во время ее выступления на республиканском национальном съезде, назвав его «самым борющимся за жизнь президентом, которого когда-либо имела эта страна», и без каких-либо оснований заявила, что г-н Байден поддерживает детоубийство. Грег Бойл, SJ, известный основатель и исполнительный директор Homeboy Industries , крупнейшей сети программ реабилитации банд в Соединенных Штатах, 28 августа публично поддержал г-на Байдена , отметив, что г-н Байден посетил Homeboy Industries. и что «Джо Байден знает, как трепетать перед тем, что несут бедные, а не судить о том, как они это несут».
Последствия для церкви и государства
В других христианских конфессиях в Соединенных Штатах служители обычно поддерживают кандидатов и политические партии, в результате чего эти церкви часто имеют большее политическое влияние и участие, чем сопоставимые католические общины. Не исключено, что если бы индивидуальная поддержка священников и членов религиозных орденов увеличилась, католическая церковь увидела бы аналогичные результаты. Однако негативные последствия могут быть долгосрочными. Для политиков преимущество наличия своих сторонников среди священников и религиозных деятелей остается довольно неочевидным, поскольку другая сторона, скорее всего, сделает то же самое. Возможно, в интересах всех кандидатов избежать конкуренции за поддержку со стороны священников и членов религиозных орденов.
Последствия для церкви также могут быть негативными с точки зрения ее отношения к политикам США.
Николас П. Кафарди , канонический юрист, бывший декан и профессор права Университета Дюкен и редактор журнала «Голосование и святость», выразил аналогичные взгляды. «Священник одобрив политического кандидата обвязывает себя на историческую обусловленность и активное участие в политике, и то и другое запрещает Директория 1994 года», — сказал профессор Кафарди. «И Директория дает для этого веские основания:« Следовательно, все верные всегда должны иметь возможность приближаться к священнику, не чувствуя препятствий по какой-либо причине». Если я поддерживаю Джо Байдена и знаю, что мой пастор поддерживал Дональда Трампа, насколько вероятно, что я пойду к нему за духовной помощью?» Другими словами, любая попытка епископа или священника поддержать партию или кандидата (или, что еще хуже, заявить, что голосовать за конкретного кандидата — грех), может в конечном итоге вызвать серьезное разделение в епархии или приходе.
Поддерживающие партии или кандидатов также могут оставить у избирателей-католиков ложное представление о том, что существует «католический» и «некатолический» кандидат, несмотря на то, что ни одна партия или кандидат никогда не сможет полностью отразить учение церкви по всем вопросам. Ни одна партия или кандидат не может полностью выразить видение мира Иисусом, выраженное в Евангелиях. Как заявила Конференция католических епископов США в документе «Формирование совести для верного гражданства» в 2016 году, «для всех граждан важно не ограничиваться политикой партии, а анализировать критически риторику кампании и делать выбор политических лидеров в соответствии с принципами, а не партийной принадлежностью или частными интересами».
В «Формировании совести для верного гражданства» конференция епископов всегда подчеркивала, что роль священников и верующих заключается в том, чтобы помочь людям взвесить церковное учение, свою личную совесть и различные «за» и «против» каждого кандидата перед голосованием. Эта осторожная политика часто позволяла католической церкви в США держаться подальше от политической борьбы, даже когда в одной из основных политических партий есть кандидат-католик (что имело место в этом году и на последних четырех президентских выборах).
«Для конференции епископов — хорошая идея держаться подальше от активной политики, такой как политическая поддержка, и советовать священникам и членам религиозных орденов поступать так же. Они могут принести наибольшую пользу в решении моральных проблем, с которыми сталкивается избиратель-католик, в отличие от публичных выступлений в пользу определенных кандидатов », — сказал г-н Кафарди. «Отождествление с партизанами, как указано в Директории 1994 года, повредит их способности выполнять свою работу, которая заключается в том, чтобы представить Христа всем людям, независимо от их политических взглядов. Им было бы лучше воздерживаться от этих вопросов и позволить мирянам решать, как церковное учение должно влиять на их голосование».
Поскольку президентские выборы в этом году вызвали высокий уровень интереса и страстей, нет никаких сомнений в том, что этот вопрос возникнет снова — для епископов, для духовенства, для мужчин и женщин в религиозных орденах, а также для избирателей-католиков и политиков по всей стране.
Джеймс Тин
старший редактор журнала «Америка»