Кардинал и еще девять человек обвиняются в том, что лишили Святой Престол десятков миллионов долларов пожертвований через плохие инвестиции, сделки с сомнительными управляющими деньгами и явные услуги друзьям и родственникам.
Кардинал, который якобы побудил подчиненного солгать прокурорам. Брокеры и адвокаты, которые обманули второго человека в Ватикане, чтобы заставить его одобрить катастрофическую сделку с недвижимостью. Самозваный аналитик разведки, которая покупала вещи Prada и Louis Vuitton на деньги Ватикана, которые она должна была отправить повстанцам, державшим в заложниках католическую монахиню.
Прокуроры Ватикана заявили о серии потрясающих скандалов в ходе крупнейшего уголовного процесса в современной истории Ватикана, который открылся во вторник в переоборудованном зале суда в Музеях Ватикана. Некогда могущественный кардинал и еще девять человек обвиняются в том, что они лишили Святой Престол десятков миллионов долларов пожертвований через плохие инвестиции, сделки с сомнительными управляющими деньгами и явные услуги друзьям и родственникам. В случае вынесения обвинительного приговора им грозит тюремное заключение, штрафы или и то, и другое.
Судебный процесс, который, вероятно, будет отложен на несколько месяцев после первых слушаний во вторник и среду, является кульминацией двухлетнего расследования небезупречного лондонского предприятия Святого Престола по недвижимости стоимостью 350 млн. евро ($413,3 млн.). Эта операция выявила некогда секретные финансовые сделки Ватикана и его структурную дисфункцию, которая позволила всего нескольким людям нанести такой большой ущерб финансам и репутации Ватикана, не имея достаточного опыта или надзора.
Но дело прокуроров также предполагает, что Папа Франциск и его высшие чиновники были не только осведомлены о некоторых ключевых сделках, но в некоторых случаях прямо санкционировали их, даже без полного документирования или понимания деталей. Учитывая иерархическую природу Святого Престола и послушание, которого требуют от подчиненных их религиозные начальники, остаются вопросы о том, почему одним людям были предъявлены обвинения, а другим нет — сообщает Al Jazeera.
Один ватиканский прелат, которого до недавнего времени прокуроры считали главным подозреваемым, монсеньор Альберто Перласка, сумел избежать обвинения. Офис Перласки занимался лондонскими инвестициями от начала до конца, и его начальник назвал его главным внутренним виновником в сокрытии дорогостоящего результата сделки. Но прокуроры предположили, что Перласка перешел на сторону обвинения и стал важным свидетелем, отчасти после того, как на него оказал давление единственный кардинал, находящийся под судом, Анджело Беккью, чтобы он отказался от своих показаний.
Франциск, который как абсолютный монарх обладает высшей законодательной, исполнительной и судебной властью в Ватикане, во многом уже осудил Беккью.
В прошлом году Франциск представил Беккью доказательства того, что он отправил 100 000 евро ($118 000) из ватиканских фондов в сардинскую благотворительную организацию, которой руководил брат Беккью. Франциск добился отставки Беккью с поста главы ватиканского офиса по делам святых, а затем лишил его прав кардинала, о чем немедленно объявила пресс-служба Ватикана.
Беккью, обвиняемый в растрате и давлении на Перласку с целью заставить его отказаться от своих слов, отрицает любые правонарушения.
Будучи в прошлом начальником государственного секретариата Ватикана, Беккью также связан с таинственной фигурой, которая также находится под судом, Сесилией Маронья, которую он нанял в 2016 году в качестве консультанта по внешней безопасности. Прокуроры утверждают, что Марогья присвоила 575 000 евро ($679 000) из средств Ватикана, которые Беккью разрешил использовать для выкупа за освобождение католических заложников. Банковские записи ее словенской подставной компании показывают, что электронные переводы Ватикана использовались вместо этого для оплаты счетов в роскошных магазинах и бутик-отелях. Марогна утверждает, что эти деньги были законной компенсацией и возмещением ее расходов, связанных с разведкой.
Сделка с недвижимостью в Лондоне относится к 2014 году, когда государственный секретариат Ватикана решил инвестировать 200 млн евро ($236,2 млн) в фонд, управляемый итальянским бизнесменом Раффаэле Минчионе, причем половина денег была вложена в лондонское здание, а половина — в другие инвестиции.
К ноябрю 2018 года первоначальные инвестиции потеряли 18 млн евро ($21,2 млн), утверждают прокуроры, что побудило Ватикан искать стратегию выхода, сохранив свою долю в здании в престижном лондонском районе Челси.
В дело вступил Джанлуиджи Торци, другой брокер, который помог организовать выплату Минчионе 40 миллионов евро (47,2 миллиона долларов).
Но прокуроры утверждают, что Торци обманул Святой Престол, тайно переоформив 1000 акций новой холдинговой компании, что дало ему полное право голоса. Прокуроры утверждают, что Торци вымогал у Ватикана 15 миллионов евро (17,7 доллара), чтобы получить контроль над зданием, которое, как он думал, уже приобрел.
Минчионе и Торци, обвиняемые в мошенничестве, отмывании денег, растрате и других обвинениях, отрицают свою неправоту.
Преемник Беккью на посту главы администрации, архиепископ Эдгар Пенья Парра, сообщил прокурорам, что к ноябрю 2018 года Франциск ясно дал понять, что хочет потерять как можно меньше денег, чтобы наконец получить право собственности на здание и «перевернуть страницу и начать все сначала». Это послание Франциск повторил самому Торци во время встречи в январе 2019 года, сообщил прокурорам Пенья Парра.
После осознания того, что Торци фактически контролирует здание, и исходя из желания Франциска двигаться вперед, Пенья Парра сказал, что у Ватикана было два варианта. Это было подать на него в суд или заплатить ему за 1 000 голосующих акций, которыми он владел. Пенья Парра сказал, что Ватикан беспокоило то, что судебный процесс может затянуться на годы и даже, возможно, закончиться в пользу Торци.
«Между этими двумя вариантами, по совету юристов и экспертов, был выбран вариант № 2, потому что он считался более экономичным, с более сдержанными рисками и в более управляемые сроки», — написал Пенья Парра в своих показаниях, с которыми ознакомилось агентство Ассошиэйтед Пресс. «Это также просто соответствовало желанию настоятеля», — ссылка на Франциска.
И все же выплата Торци 15 миллионов евро (17,7 долларов) является центральным моментом дела. Прокуроры обвиняют Торци в вымогательстве денег у Ватикана, а орган финансового надзора Ватикана — в неспособности остановить сделку. Руководители надзорного органа утверждают, что у Ватикана не было другого выбора, кроме как заплатить Торци, поскольку Государственный секретариат — сознательно или нет — подписал юридически обязывающие контракты, которые дали Торци контроль над зданием.
Прокуроры утверждают, что государственный секретарь, кардинал Пьетро Паролин, был обманом вынужден одобрить контракт Торци с помощью юриста, который составил одностраничный меморандум с описанием сделки, но опустил ключевые детали, включая долю Торци в голосовании. Пенья Парра сказал, что только позже Ватикан понял, что адвокат был связан с Торци. Цитируя записи самого Паролина, Пенья Парра сказал, что кардинал одобрил сделку на основании краткой записки юриста и заверений Перласки и другого управляющего деньгами Ватикана, Фабрицио Тирабасси.
Паролину, Пена Парра и Перласке не были предъявлены обвинения. Тирабасси обвиняется в коррупции, вымогательстве, растрате, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением; он отрицает свою вину.