Папа Франциск — своим православным братьям: Христианское единство — свидетельство о Христе

Новости

Путь к полному видимому единству христиан интересует не только теологов и «экспертов» по экуменизму. Он связан с миссией спасения, возложенной Христом на Церковь, и со свидетельством о Христе, которое может процветать в жизни всех крещеных. Папа Франциск напомнил об этом в своей речи утром в пятницу, 3 декабря, в православном соборе Никосии, во время одного из самых ярких моментов своего визита на средиземноморский остров. Выслушав обращение православного Патриарха Хризостомоса II, Епископ Рима указал на общее апостольское свидетельство как цель и горизонт каждого искреннего экуменического усилия. Он сделал это еще раз, черпая вдохновение в событиях, связанных со святыми Павлом и Варнавой, родом с Кипра и покровителем острова, о которых рассказывается в Деяниях апостолов и с которыми связано великое приключение первой апостольской проповеди христианского возвещения.

Варнава, — заметил Папа Франциск, — «увещевает нас, своих братьев, взять на себя ту же миссию — нести Евангелие людям».
Мы приводим здесь запись обращения Папы Франциска к членам Священного Синода:

Ваши Блаженства,
Уважаемые епископы Священного Синода,
Я рад быть с вами и благодарен за ваш сердечный прием. Благодарю вас, дорогой брат, за ваши добрые слова, за вашу открытость сердца и стремление содействовать диалогу между нами. Я хочу передать свои приветствия священникам и диаконам, а также верующим Кипрской Православной Церкви, с особым вниманием к монахам и монахиням, которые своей молитвой очищают и возвышают веру всех.
Благодать присутствия здесь напоминает мне о том, что у нас общее апостольское происхождение: Павел прошел через Кипр и отправился в Рим. Таким образом, мы являемся наследниками одного и того же апостольского рвения, и нас объединяет один путь — путь Евангелия. Я хотел бы видеть, как мы продвигаемся по этому пути, стремясь к все большему братству и полному единству. В этой части Святой Земли, которая распространяет благодать своих святынь по всему Средиземноморью, мы, естественно, вспоминаем многие страницы и личности Библии. Среди всех них я хотел бы еще раз сказать о святом Варнаве и поразмышлять над некоторыми аспектами его жизни, которые могут направить нас на нашем пути.
«Иосиф, которому апостолы дали имя Варнава» (Деян. 4:36). Об этом говорят нам Деяния апостолов. Мы знаем и почитаем Варнаву по его фамилии, которая точно описывает его личность. Имя «Варнава» означает одновременно «сын утешения» и «сын увещевания». В нем уместно сочетаются обе эти характеристики, необходимые для провозглашения Евангелия. Истинное утешение не может оставаться частным, но должно находить выражение в увещевании и направлять свободу к добру. В то же время всякое увещевание в вере должно обязательно опираться на утешающее присутствие Бога и сопровождаться братской благотворительностью.
Таким образом, Варнава, сын утешения, увещевает нас, своих братьев, взять на себя ту же миссию — нести Евангелие человечеству; он просит нас понять, что это послание не может быть основано только на общих увещеваниях, внушении предписаний и правил, которым нужно следовать, как это часто бывало. Напротив, оно должно идти по пути личной встречи, быть внимательным к вопросам людей, к их экзистенциальным потребностям. Если мы хотим быть сынами утешения, даже прежде чем сказать слово, мы должны слушать, позволять себе задавать вопросы, открывать других, делиться. Потому что Евангелие передается не через общение, а через причастие. Именно это мы, католики, хотим испытать в ближайшие несколько лет, заново открывая для себя синодальное измерение, необходимое для того, чтобы быть Церковью. В этом мы чувствуем необходимость более тесно идти рядом с вами, дорогие братья, которые, благодаря вашему опыту синодального общения, могут действительно помочь нам. Благодарю вас за братское сотрудничество, проявляющееся также в активном участии в Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами.
Я искренне надеюсь, что возможности для встреч, для более близкого знакомства, для устранения предубеждений и для того, чтобы послушно выслушать наш соответствующий опыт веры, будут расширяться. Это станет для каждого из нас увещеванием и стимулом к совершенствованию и принесет духовный плод утешения. Апостол Павел, от которого мы произошли, часто говорит об утешении, и приятно думать, что Варнава, сын утешения, был вдохновителем некоторых его слов. Например, те, которыми в начале Второго послания к Коринфянам Павел призывает нас утешать друг друга тем же утешением, которым нас утешил Бог (ср. 2 Кор 1:3-5). В этом смысле, дорогие братья, я хочу заверить вас в своей молитве и близости, а также в молитве Католической Церкви в самых тревожных проблемах, которые вас одолевают, и в самых лучших и смелых надеждах, которые вас подстегивают. Ваши печали и ваши радости также являются нашими; мы воспринимаем их как свои собственные. В то же время мы испытываем большую потребность в ваших молитвах.

В Деяниях апостолов также — и здесь есть второй аспект — святой Варнава представлен как «левит, родом из Кипра» (4:32). Текст не добавляет никаких других подробностей ни о его внешности, ни о его личности, но сразу же показывает нам, каким человеком был Варнава, одним из его поступков: «он продал принадлежавшее ему поле, потом принес деньги и положил их к ногам апостолов» (ст. 37). Этот великолепный жест наводит на мысль, что для того, чтобы возродиться в общении и миссии, нам тоже нужно иметь смелость избавиться от всего земного, пусть даже дорогого, ради полноты единства. Ясно, что я говорю не о том, что свято и помогает нам встретиться с Господом, но о риске абсолютизации некоторых обычаев и привычек, которые не требуют единообразия и согласия со стороны всех. Давайте не будем парализованы страхом перед открытостью или смелыми жестами, не будем поддаваться разговорам о «непримиримых различиях», которые на самом деле не имеют ничего общего с Евангелием! Давайте не позволим «традициям», во множественном числе и с маленькой буквой «т», возобладать над «Традицией», в единственном числе и с большой буквы «Т». Эта Традиция велит нам подражать Варнаве и оставить позади все, пусть даже самое хорошее, что может поставить под угрозу полноту общения, примат благотворительности и необходимость единства.
Положив все, что у него было, к ногам апостолов, Варнава вошел в их сердце. Господь просит и нас осознать, что мы члены одного тела, и преклониться даже к ногам наших братьев. Конечно, в наших отношениях история проложила между нами широкие борозды, но Святой Дух желает, чтобы мы со смирением и уважением вновь приблизились друг к другу. Он призывает нас не смиряться с прошлыми разногласиями и вместе возделывать ниву Царства с терпением, настойчивостью и конкретными делами. Ибо если мы отбросим абстрактные понятия и будем сотрудничать, например, в делах благотворительности, образования и защиты человеческого достоинства, мы вновь откроем наше братство, и общение созреет само собой, к славе Божьей. Каждый сохранит свои обычаи и самобытность, но со временем наши совместные усилия укрепят согласие и принесут плоды. Как эти прекрасные средиземноморские земли украшаются уважительным и терпеливым человеческим трудом, так и мы, с Божьей помощью и смиренным упорством, можем взращивать наше апостольское общение!
Одним из хороших плодов, например, является то, что произошло здесь, на Кипре, в церкви Панагия Хрисополитисса, «Богоматерь Золотого города», которая сегодня является местом поклонения для различных христианских конфессий, любима народом и часто выбирается для празднования бракосочетания. Таким образом, это знак единения в вере и жизни под взглядом Богоматери, которая собирает своих детей вместе. На территории комплекса также находится колонна, где, согласно традиции, Святой Павел получил тридцать ударов плетью за провозглашение веры в Пафосе. Миссия, как и причастие, всегда проходит через жертвы и испытания.
Именно одно из таких испытаний — и это третий аспект, который я хотел бы извлечь из фигуры Варнавы — связано с первоначальным распространением Евангелия на этой земле. По возвращении на Кипр с Павлом и Марком Варнава нашел Елимаса, «волхва и лжепророка» (Деян. 13:6), который злонамеренно противодействовал им, пытаясь сделать кривыми прямые пути Господни (ср. ст. 8, 10). Сегодня также нет недостатка в лжи и обмане, которые прошлое может поставить перед нами, чтобы помешать нашему пути. Века разделения и разобщения заставили нас усвоить, даже невольно, враждебность и предрассудки по отношению друг к другу, предубеждения, часто основанные на скудной и искаженной информации, распространяемые агрессивной и полемической литературой. Это тоже делает кривым Божий путь, который прям и направлен к согласию и единству. Дорогие братья и сестры, святость Варнавы красноречиво говорит и нам! Сколько раз в истории мы, христиане, были больше озабочены тем, чтобы противостоять другим, чем тем, чтобы послушно принять Божий путь, который ведет к разрешению разногласий в милосердии! Сколько раз мы превозносили и распространяли предрассудки о других, вместо того чтобы следовать увещеванию Господа, так часто повторяемому в Евангелии от Марка, который сопровождал Варнаву на этом острове, сделать себя малым и служить друг другу (ср. Мк 9:35; 10:43-44).

Ваше Блаженство, сегодня, во время нашего диалога, я был тронут, когда вы говорили о Церкви как о Матери. Наша Церковь — это мать, а мать всегда собирает своих детей с нежной любовью. Мы доверяем этой Матери-Церкви, которая собирает всех нас и с терпением, нежной любовью и мужеством заставляет нас продвигаться по пути Господа. Но чтобы почувствовать материнство Церкви, каждый из нас должен побывать там, где Церковь является матерью. Все мы, с нашими различиями, но все мы дети Матери-Церкви. Спасибо за эти размышления, которыми вы поделились со мной сегодня.
Давайте попросим Господа дать нам мудрость и мужество следовать Его путями, а не своими собственными. Давайте попросим об этом через заступничество святых. Леонтиос Махайрас, летописец XV века, назвал Кипр «Святым островом» из-за большого количества мучеников и исповедников, которых эти земли знали на протяжении веков. Помимо таких известных и почитаемых, как Варнава, Павел и Марк, Епифаний, Варвара и Спиридон, есть многие, многие другие: бесчисленные ряды святых, которые, объединенные в единой небесной Церкви — Матери-Церкви — призывают нас плыть вместе к той гавани, к которой мы все стремимся. Свыше они призывают нас сделать из Кипра, уже ставшего мостом между Востоком и Западом, мост между небом и землей. Да будет так, во славу Пресвятой Троицы, на наше благо и на благо всех. Благодарю вас

Расскажите друзьям