Как Реформация сформировала знаменитую немецкую трудовую этику

Главное Культура

Германия известна своей пунктуальностью и трудовой этикой. Это также страна, где началась Реформация. Совпадение? Нет, говорит Седрик Плацентино.

В Германии есть область, где можно ехать по автобану около часа, не видя сельской местности. Эта область известна как Рурская область (Ruhrgebiet), и она является символом немецкой промышленности.

Хотя некоторые могут сетовать на то, что уродливые заводы заменили зеленые поля, Рургебиет за последние два столетия вывел из нищеты бесчисленное множество немецких семей.

В наши дни тот факт, что Германия является промышленно развитой страной, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако мало кто помнит, что это явление появилось совсем недавно. Еще меньше людей знают, что это было бы невозможно без влияния Реформации в Германии.

Труд и работа

Реформация известна в основном как спор о доктрине спасения Церкви. Действительно, все началось с этого, но переросло в полномасштабное преобразование общества в тех странах, где Реформация была принята.

Важнейшим элементом стало восстановление библейского понимания труда. Владычество человека над Божьим творением (Бытие 1:26-28) подразумевало труд. Труд, установленный Богом, должен был стать благословением, но грехопадение превратило труд в тяжкое проклятие. Но это проклятие было отменено Иисусом Христом на кресте. Восстановление человечества в Иисусе Христе также должно было восстановить наслаждение от работы в соответствии с первоначальным замыслом Бога.

Мартин Лютер понимал, как выглядела бы работа в безгрешном мире:

«Ибо [человек] был создан таким образом, чтобы, пока он живет в этой телесной жизни, он мог возделывать землю не как трудяга, не как изнуряющий его тело труд, а как занятие, доставляющее высшее удовольствие; не как «обман или убийство времени» (как мы говорим), а как служение Богу и послушание Его воле», — пишет он в своей книге »Сотворение: Комментарий к первым пяти главам Книги Бытия».

Мартин Лютер считал, что труд — это служение Богу в повиновении Его воле. Труд, напротив, является результатом непослушания и неисполнения служения Богу. Это основное различие между работой и трудом, заново открытое Мартином Лютером и другими реформаторами, привело к замечательным преобразованиям в христианстве.

Капитализм

В начале двадцатого века немецкий социолог и экономист Макс Вебер стал одним из первых ученых, изучавших влияние религиозных убеждений на экономику. Это привело его к написанию знаменитой книги «Протестантская трудовая этика и дух капитализма» (Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus). В начале книги Вебер сделал замечательное наблюдение о разнице в отношении к бизнесу среди протестантов и римских католиков:

«Взгляд на статистику занятости в любой стране со смешанным религиозным составом с удивительной частотой высвечивает ситуацию, которая несколько раз вызывала дискуссии в католической прессе и литературе, а также на католических конгрессах в Германии, а именно: тот факт, что лидеры бизнеса и владельцы капитала, а также высшие классы квалифицированной рабочей силы и даже более высокий технически и коммерчески подготовленный персонал современных предприятий в подавляющем большинстве являются протестантами».

Было ли чистым совпадением то, что протестанты в целом более успешны в бизнесе, чем римские католики? Некоторые люди объясняли это тем, что протестанты, которые обычно обладают большим состоянием, чем римские католики, имеют лучший доступ к образованию и поэтому лучше подготовлены к развитию предприятий. Возможно, это и правда, но это все равно оставляет вопрос без ответа и фактически поднимает еще один важный вопрос: Почему протестанты были более богатыми людьми, чем римские католики?

Богатство

Более того, этот анализ во многом заимствовал ложную концепцию, согласно которой только экономика может объяснить любое общественное явление. Эта точка зрения, которую популяризировал Карл Маркс, не смогла объяснить, почему протестанты были более успешны в предпринимательстве. Более того, по мнению Вебера, более состоятельные римские католики были менее заинтересованы в получении образования в сфере бизнеса.

Другие люди пытались ответить на этот вопрос с точки зрения экономического рационализма, т.е. развития инструментов, позволяющих повысить производительность труда. Согласно этой точке зрения, развитие таких инструментов привело к тому, что протестантские нации стали богаче других. Возможно, это также было правдой. Научная революция действительно была особенно сильна в протестантских странах, таких как Англия и Германия.

Однако до Реформации подобная экономическая рационализация уже имела место в римско-католическом мире. Там она не привела к массовому росту благосостояния всех слоев общества.

Beruf

Общая ментальность в странах с протестантским происхождением заключается в том, что человек должен испытывать чувство долга по отношению к работе. Даже в быстро разрушающихся обществах этих стран это остается верным как для христиан, так и для нехристиан. Хотя такое чувство долга не является исключительным для протестантских наций, оно, тем не менее, остается более острым в этих обществах. Так почему же так происходит? Макс Вебер ответил на этот вопрос:

«Совершенно очевидно, что даже в немецком слове Beruf, и, возможно, еще более явно в английском calling, по крайней мере, подразумевается религиозная концепция, то есть задача, поставленная Богом. Чем больше внимания уделяется этому слову в конкретном случае, тем более очевидным становится его подтекст.

И если мы проследим историю этого слова в цивилизованных языках, то окажется, что ни у преимущественно католических народов, ни у народов классической древности не было никакого выражения с похожей коннотацией для того, что мы знаем как призвание (в смысле жизненной задачи, определенной области, в которой нужно работать), тогда как у всех преимущественно протестантских народов оно существовало».

Далее Макс Вебер утверждает, что тот факт, что эта идея возникла в таких странах, как Германия или Англия, не имеет ничего общего с этнической принадлежностью. Скорее, это было связано с переводами Библии. Таким образом, Реформация привнесла в эти общества «оценку исполнения долга в мирских делах как высшей формы, которую может принять моральная деятельность человека».

Это резко контрастировало с монашеским идеалом в римско-католической мысли, где быть святым означало отстраниться от мирской деятельности. Это не означает, что монахи не работали. Они работали и внесли огромный вклад в развитие таких отраслей, как сельское хозяйство, благодаря разработанным ими инструментам и технологиям. Однако римско-католическое мировоззрение, вдохновленное греческим аскетизмом, считало, что молитва и медитация имеют более высокое духовное значение, чем работа в Божьем творении.

Реформация была движением за обновление церкви в 16 веке. Его целью было вернуть церковь к авторитету Библии как богодухновенного слова. Главными лидерами были Мартин Лютер и Джон Кальвин.

Братская любовь

Мартин Лютер начинал как монах, но в итоге отверг римско-католическое мировоззрение в отношении работы. В конце концов, он пришел к выводу, что «труд по призванию представляется ему внешним выражением братской любви». Лютер понял, что «выполнение мирских обязанностей — это, при любых обстоятельствах, единственный способ жить приемлемо для Бога. Это и только это — воля Божья, и поэтому каждое законное призвание имеет совершенно одинаковую ценность в глазах Бога».

Макс Вебер объяснил, что влияние Лютера на понятие «призвание» было ограниченным из-за его акцента на спасении по благодати. В отличие от Кальвина, Лютер по-прежнему относился к делам с подозрением. Этим можно объяснить небольшую разницу между кальвинистским и лютеранским обществами, которую заметил Вебер. Тем не менее, Реформация принесла значительные изменения в отношении к труду даже в лютеранских странах.

Трансформация отношения к труду, которую принесла Реформация, действительно стала основным источником индустриализации Германии, которая вывела так много семей из хронической нищеты.

Седрик Плачентино, CNE.news

Расскажите друзьям