В Норвегии 36 христианских организаций и деноминаций опубликовали на этой неделе совместное заявление против современного гендерного понимания. В заявлении говорится, что эта идеология является проблематичной, запутанной и разрушительной. Однако правительство Норвегии продемонстрировало свое несогласие с этим заявлением.
Во всем человечестве есть только два пола: мужской и женский. Они являются частью Божьего замысла. Бог отвел браку мужа и жены единственное место для сексуальной активности. Семья — это «божественно предписанная» и предпочтительная форма совместной жизни и воспитания детей.
Очень коротко это содержание Совместной христианской декларации о разнообразии полов и сексуальности. Весь текст тоже короткий. Он состоит из четырех разделов: Библия, биология, ребенок и основные ценности. В каждом разделе приведено несколько утверждений. Авторы работали над этим текстом с конца мая, сообщил CNE.news из Норвегии пресс-секретарь Ойвинд Бенестад.
Текст появился в сети в этот вторник. Число поддерживающих его организаций сразу же начало расти — с 31 до нынешних 36. В основном благодаря участию римско-католического епископа Эрика Вардена декларация получила и международную огласку. «Даже Ватиканские новости написали о нас», — говорит удивленный Бенестад. Текст заявления также доступен на сайте на английском и четырех других языках.
Заявление выступает против «активизма» норвежского государства, навязывающего детям — например, в школах — мысль о том, что полов больше, чем два, и что Вы можете иметь свой собственный «внутренний пол». Такое «давление» не учит детей, а сбивает их с толку. Пол не изменчив, а фиксирован.
Кроме того, государство не имеет права следовать такой гендерной «идеологии», которая «не имеет биологического или научного обоснования». Авторы декларации знают, что в Норвегии «крайне малое число» детей рождается с нечетко определенными гениталиями (от 10 до 15 детей в год). Но это не меняет исходного положения двух полов.
В заявлении выражается резкое неприятие «намеренного и преднамеренного лишения детей права знать свою биологическую мать или отца, а также их более широкие семьи — например, путем искусственного оплодотворения или суррогатного материнства». Это противоречит «праву каждого ребенка знать своих родителей и заботиться о них», как сказано в Конвенции ООН о правах ребенка. Подобная практика вполне обычна для облегчения родительства для однополых пар.
По данным норвежских христианских газет Dagen и Vart Land, сторонники этой декларации варьируются от консервативных лютеран и пятидесятников до римско-католических епископов в Норвегии.
К полуофициальной Лютеранской церкви Норвегии (DNK) за поддержкой не обращались. В 2016 году эта церковь открыла браки для однополых людей, а также участвует в национальном гей-прайде. Авторы заявления не ожидали, что деноминация в целом подпишет его, но надеются, что это сделают отдельные общины. Пока что это сделала одна местная община, говорит Айвинд Бенестад, один из инициаторов. «Мы ожидаем, что к нам присоединятся несколько общин Церкви Норвегии. Обращаться ко всей деноминации было бы почти безумием, учитывая, что сегодня большая часть DNK живет в состоянии бодрствования».
Авторы норвежского заявления ссылаются на более раннее заявление, сделанное в 2016 году. Øivind Benestad говорит, что декларацию 2016 года поддержали примерно те же конфессии и организации. «Главное отличие заключается в том, что теперь мы включили текст о сексе и гендерной путанице».
Через несколько дней после публикации на этой неделе появилось несколько негативных откликов. Например, Элизабет Мелинг, представительница христианской гей-сети, сказала, что текст вызвал у нее «травму», поскольку она, будучи трансгендером, имела неудачный опыт общения в церковной среде. По словам Варт Ланд, она сожалеет, что так много людей согласны с идеей, что «все, что отличается от традиционной основной семьи, является отклонением».
Еще одна негативная реакция последовала от правительства. Министр Лубна Джаффери (Культура и Равенство) назвала это заявление «скандальным», поскольку существует «широкий профессиональный консенсус» в отношении того, что гендер — это нечто более сложное, чем два пола. «Христиане-извращенцы не могут чувствовать себя особенно желанными гостями в этих организациях», — сказала она, как сообщает Vart Land. Она добавляет, что норвежское общество находится «за пределами» дебатов, которые пытаются провести люди, стоящие за этим заявлением.
Пресс-секретарь Бенестад говорит, что министр Яффери «не находится в реальном контакте с церквями», — заявил он CNE. «Возможно, политически корректно было бы сказать, что существует разнообразие биологических полов. Возможно, она путает это с гендерной идентичностью. Но утверждать, что среди профессиональных ученых существует консенсус относительно того, что существует более двух полов, — это просто нонсенс».
В прошлом христианские декларации о традиционном браке и библейской сексуальной этике не всегда были успешными. В Нидерландах публикация голландской версии Нэшвильской декларации закончилась национальным скандалом в январе 2019 года. Почти все политики, включая премьер-министра Марка Рютте, дистанцировались от «дискриминационного мышления» этого «фундаменталистского» заявления, а против издателей даже была подана уголовная жалоба.
На фото: Премьер-министр Йонас Гар Сторе (слева) обнимает ЛГБТК активиста. Рядом — кронпринцесса Метт-Марит (справа).
Фото EPA, Джавад Парса