Что касается женщин-дьяконов, то Католическая Церковь должна помнить свою собственную историю

Диалог

Уинстон Черчилль знаменито сказал: «Те, кто забывает историю, обречены на ее повторение». Если Католическая Церковь забывает историю, она просто обречена.

Папа Франциск недавно выпустил письмо «О возобновлении изучения истории Церкви». Неважно: Сам Франциск, похоже, забыл историю женщин, рукоположенных в дьяконы.

Когда прошлой весной он беседовал с Норой О’Доннелл из CBS News, она спросила, смогут ли девушки когда-нибудь стать дьяконами. Он ответил: «Нет. Если речь идет о дьяконах со святыми орденами, то нет. Но женщины всегда выполняли, я бы сказал, функции дьяконисс, не будучи дьяконами, верно?»
Неверно.

На протяжении более 1 000 лет женщины служили дьяконами (или дьяконицами), в зависимости от языка. Единственный человек в Писании, которого называют дьяконом, — это святая Фива, которая отправилась в Рим как посланец святого Павла, неся его Письмо к Римлянам.

По мере развития церкви женщин-дьяконов стали рукополагать во время мессы, как и мужчин-дьяконов. Литургии рукоположения, которые епископы использовали на протяжении веков для посвящения женщин в диаконы, соответствуют стандартам сакраментального рукоположения, установленным Трентским собором XVI века. Эти женщины названы в литературных документах, а их имена начертаны на надгробных плитах по всей земле раннего христианства.

Что произошло? В конце концов, церковь перестала рукополагать кого-либо в диаконы в качестве постоянного призвания, потому что диаконство мужчин стало камнем преткновения для амбициозных священников. К началу Средневековья дьяконы и архидьяконы управляли церковными фондами и благотворительностью, и благодаря своему административному опыту часто становились преемниками епископов. Более 30 Пап в ранней Церкви никогда не были рукоположены в священники!

Решением стало требование, чтобы любой мужчина, рукоположенный в дьяконы, был на пути к священству. Поскольку женщины никогда не были священниками, женщины не имели права на диаконство.

Поскольку женщины никогда не были священниками, женщины не имели права на диаконство.

Многие делегаты недавно завершившегося Синода по синодальности, ватиканского саммита, посвященного будущему Церкви, ясно дали понять, что, по их мнению, диаконат должен быть открыт для женщин. Лучшее, что им было предложено, — это обещание, что этот вопрос открыт для дальнейшего изучения. Тем не менее, впереди стоит понтификальная кирпичная стена. Как сказал Франциск О’Доннеллу, «женщины приносят большую пользу как женщины, а не как священнослужители». В этом отношении — как священнослужители. В рамках Священного Ордена».

Похоже, что он захлопнул дверь для восстановления церковной традиции о дьяконах, одновременно дав возможность международному уходу женщин и мужчин из католицизма.

Да, католическое население растет в развивающихся странах, но церковное управление и благотворительность поддерживаются за счет пожертвований из стран, где люди с достатком и даже со средним достатком были воспитаны в духе крестильного равенства всех людей. Они покидают церковь.
Что же делать?

Здесь следует применить слова самого Франциска: «Правильное понимание истории может помочь каждому из нас развить лучшее чувство меры и перспективы, чтобы понять реальность такой, какая она есть, а не такой, какой мы ее себе представляем или хотели бы, чтобы она была».

Филлис Загано
занимает должность научного сотрудника в Университете Хофстра, Хемпстед, Нью-Йорк. Ее последняя книга — «Справедливая церковь: Католическое социальное учение, синодальность и женщины (Paulist, 2023).

Источник

Расскажите друзьям