Инаугурационная неделя стала столкновением двух видов христианства

Альтернативное мнение Главное

Спор вокруг пророческого послания епископа Марианн Бадде Дональду Трампу, прозвучавшего на этой неделе на инаугурационной молитвенной службе в Национальном кафедральном соборе, стал крупным событием, и это заслуживает внимания. Эта история продолжает привлекать международное внимание, а я пишу это из Аргентины, где проповедую перед двумя тысячами евангельских христиан, многие из которых с тревогой наблюдают за происходящим.

Речь идет не о единичном инциденте. Мы наблюдаем историю о двух христианствах. Именно поэтому сегодня существуют футболки с надписью: «Я — христианин, который любит ближнего, а не штурмует Капитолий». Это столкновение двух разных представлений о том, что такое христианская вера и каковы должны быть наши приоритеты как последователей Иисуса. И, конечно, дело также в расе и патриархате. Мы не можем игнорировать тот факт, что самой крупной группой сторонников Трампа были белые евангельские христиане (более 80%), а самой крупной демографической группой его оппонентов — чернокожие женщины, многие из которых тоже глубоко верующие христиане. И это не совпадение, что епископ — женщина; в конце концов, ничто так не раздражает Трампа, как женщина у власти, даже если она воплощает в себе смирение и благодать, как это делает епископ Бадде.

После проповеди последовала ожидаемая реакционная тирада Трампа, который назвал Бадде «так называемым епископом» и потребовал извинений. Конечно, к нему присоединились и другие известные фигуры правого евангельского крыла — Чарли Кёрк, Шон Фойхт, Франклин Грэм. Но их риторика становится все более ненавистной и опасной.

Я был ошеломлен, услышав реакцию Фойхта, которого я считал неспособным меня удивить, но он превзошел себя в своей реакционной, трампоподобной желчности. Он назвал епископа Бадде такими словами, как «ведьма», «сумасшедшая женщина» (это он повторял много раз), «ненавистница Бога», «одержимая демонами» — и все это за семь минут. Фойхт даже заявил, что «сам дьявол» вдохновляет эту «сумасшедшую ведьму» на ее «демоническую грязь» и «заклинания». Он буквально представил ее как колдунью, читающую заклинания.

И все это из-за того, что епископ Епископальной церкви осмелилась заявить, что каждый человек создан по образу Божьему и что мы должны проявлять сострадание к детям, иммигрантам и беженцам — двум безусловно основополагающим богословским убеждениям христианской веры на протяжении веков и центральным темам как Ветхого, так и Нового Заветов.

С одной стороны, это столкновение христианских взглядов не ново. Фредерик Дуглас говорил об этой реальности более ста лет назад:

«Между христианством этой земли и христианством Христа я вижу огромную разницу — настолько огромную, что принять одно как доброе, чистое и святое, по необходимости значит отвергнуть другое как злое, испорченное и порочное. Я люблю чистое, мирное и беспристрастное христианство Христа; поэтому я ненавижу испорченное, рабовладельческое, унижающее женщин, расхищающее колыбели, предвзятое и лицемерное христианство этой земли. Поистине, я не могу найти ни одной причины, кроме самой лживой, чтобы называть религию этой земли христианством».

Новое и примечательное здесь то, что культ христианского национализма теперь имеет своего евангелиста — Дональда Трампа. Трамп не является евангельским христианином ни по каким историческим стандартам и не соответствует базовым критериям богословской ортодоксии (что видно из множества интервью, в которых его спрашивали о личном спасении или Библии). Тем не менее, он стал евангелистом еретического культа белого превосходства, который пытается замаскироваться под христианство.

Очевидная проблема, как показала эта служба и волна ненавистных ответов со стороны трамп-евангелистов, заключается в том, что версия христианства MAGA не выглядит и не звучит как Иисус из Евангелий. Это не Иисус, который благословлял нищих и миротворцев, кротких и милостивых, который настаивал на том, чтобы мы любили врагов и подставляли другую щеку, который велел своим ученикам продать свое имущество и раздать деньги бедным. И, конечно, это не Иисус, который сказал, что, принимая странника, мы принимаем его самого, потому что все, что мы делаем для «наименьших из них», мы делаем для Христа. Это Евангелие Иисуса… и оно очень отличается от Евангелия Трампа.

И это было Евангелие Иисуса, а не Трампа, которое так мощно проповедовала на этой неделе епископ Бадде. Хотят они того или нет, их оскорбил Иисус, а не епископ Епископальной церкви. Следует сказать, что всякий, кто был оскорблен двухминутной проповедью епископа Бадде, будет еще больше оскорблен Нагорной проповедью Иисуса.

Христианам становится все труднее оправдывать Дональда Трампа, его бесчувственные политики и риторику. Многие из тех, кто выступает за защиту преследуемых христиан по всему миру, как евангелисты, с которыми я общаюсь на этой неделе, не могут оправдать его антииммигрантскую политику, которая противоречит глубокому состраданию, которое они испытывают к своим соседям-беженцам.

Если перефразировать Дугласа, между христианством Трампа и христианством Христа я вижу огромную разницу — настолько огромную, что принять одно как доброе, чистое и святое, по необходимости значит отвергнуть другое как злое, испорченное и порочное. Нет никаких причин называть это христианством, кроме самых лживых.

Использовать Иисуса как инструмент для достижения политической власти — это самая лживая из них.

Трамп превратил семь смертных грехов в образ жизни, надругался над плодами Духа и регулярно предавал основные принципы Нагорной проповеди. Безусловно, ему нужен Иисус, но пора перестать притворяться, будто он на самом деле является его последователем. Наступает момент, когда, по словам Иисуса, «мы не можем служить двум господам». Христиане не могут следовать и за Трампом, и за Иисусом.

Речь не о том, кого мы больше любим или с кем мы политически согласны. Это не о выборе между епископом Бадде и Трампом. Это о двух конкурирующих версиях христианской веры. Это не о левом или правом, а о том, что действительно значит быть верным Иисусу.

Слово «христианин» означает «подобный Христу». Если это не похоже на Иисуса и не звучит как Иисус, не называйте это христианством. Если это не о любви и милосердии, не называйте это христианством. Если это не добрая весть для бедных, не называйте это христианством. Если это не о принятии странника, не называйте это христианством.

Если бы это был другой период истории, церковные лидеры и епископы, несомненно, призвали бы к чрезвычайному собору, как это было в Никее в 325 году, и, вероятно, устроили бы судебное разбирательство по обвинению в ереси. В мире, где 2,4 миллиарда христиан и более 30 000 христианских деноминаций, это сложно организовать. Но хорошая новость в том, что нам не нужен собор или разбирательство, чтобы вынести вердикт. Дерево узнается по плодам. Яблоня не нуждается в табличке, чтобы сказать, что это яблоня. Если это не похоже на Иисуса, это не христианство.

Культ Трампа даже не проходит проверку запахом — он совершенно не пахнет Иисусом и не приносит никаких плодов Духа — любви, радости, мира, терпения, доброты, милосердия, кротости, верности и самообладания. В этом нет ничего «подобного Христу».

Пришло время вернуть Иисуса и нашу веру у тех, кто хочет использовать Иисуса как прикрытие для своей ненависти. Пришло время следовать за Иисусом, а не за Трампом.

Шейн Клайборн

американский христианский активист, писатель и один из основателей некоммерческой организации The Simple Way в Филадельфии, штат Пенсильвания. Он также является соучредителем движения Red-Letter Christians и известен как один из лидеров движения нового монашества. Клайборн активно выступает за ненасилие и служение бедным. Среди его известных работ — книга «Неотразимая революция: жизнь обычного радикала» (2006). 

Во время учебы Клайборн провел 10 недель в Калькутте, работая вместе с Матерью Терезой, что оказало на него глубокое влияние и укрепило его приверженность защите человеческой жизни от зачатия до естественной смерти. Позднее он провел три недели в Багдаде с «Мирной командой Ирака», являясь свидетелем военных бомбардировок и посещая пострадавшие районы, больницы и семьи.  В 1998 году Клайборн вместе с единомышленниками основал The Simple Way — организацию, поддерживающую соседей в создании сообщества, где каждый чувствует себя принадлежащим и процветающим. В 2007 году, совместно с Тони Камполо, он основал движение Red-Letter Christians, целью которого является объединение евангелистов, придающих особое значение социальным вопросам, о которых говорил Иисус. 

Шейн Клайборн — автор нескольких книг, включая «Иисус для президента», «Революция красных букв», «Общая молитва» и «Исполняя благодать». Его работы переведены на более чем дюжину языков. Он выступал с лекциями в таких университетах, как Гарвард, Принстон, Дьюк и Нотр-Дам, а также был удостоен почетной докторской степени Восточного университета в 2010 году.  В 2023 году Клайборн опубликовал книгу «Переосмысление жизни: принятие святости каждого человека», в которой призвал расширить христианское понимание движения «за жизнь», включив в него такие вопросы, как насилие с применением огнестрельного оружия, бедность, смертная казнь и открытость к иммиграции. 

В том же году он был удостоен престижной награды The King Center’s Beloved Community Award for Social Justice от доктора Бернис Кинг, дочери Мартина Лютера Кинга-младшего и Коретты Скотт Кинг. 

RNS

Расскажите друзьям