На прошлой неделе в американских СМИ появилось множество новостей о недовольстве новоизбранного президента США Дональда Трампа проповедью, которую он услышал во время богослужения в одной из церквей Вашингтона. Эта ситуация отлично иллюстрирует особенности взаимодействия власти, общества и религиозных организаций в стране и поднимает вопрос о важности свободы совести в демократическом обществе.
Бадди vs Трамп
21 января 2025 года во время традиционного богослужения в Национальном соборе Епископальной церкви в Вашингтоне, в котором участвуют президент и вице-президент, епископ Вашингтона Марианна Эдгар Бадди в своей проповеди отреагировала на инициативы команды Трампа.
В первой части проповеди епископ описала видение единства страны, которое может быть построено только на любви к ближнему и к своим оппонентам, уважении к разнообразию и человеческому достоинству. Она завершила свою речь следующими словами:
«Позвольте мне обратиться с последней просьбой, господин президент, миллионы людей доверились вам, и, как вы сказали вчера нации, вы почувствовали провидение любящего Бога… Во имя Господа нашего, я прошу вас проявить милосердие к людям в нашей стране, которые напуганы», — заявила она.
Проповедь Бадди была гомилией — размышлением на актуальную тему, вдохновлённым Священным Писанием. Характерно, что в ней не содержалось прямых политических лозунгов или осуждения действий президента. Она была выражена в форме мягкой просьбы, основанной на одной из Заповедей Блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
После возвращения Трампа в Белый дом ему задали вопрос о службе, на что президент ответил, что она прошла «не слишком впечатляюще».
«Я не считаю это хорошей службой. Они могли бы сделать намного лучше», — заявил он.
Позже он опубликовал гневный пост в своей социальной сети Truth:
«Так называемый епископ, который выступал на Национальной молитвенной службе во вторник утром, оказался радикальным левым, который яростно ненавидит Трампа. Он втянул свою церковь в политику в крайне некрасивой манере. Его тон был неприятным, он не был ни убедительным, ни разумным. Он даже не упомянул огромное количество нелегальных мигрантов, прибывших в нашу страну и убивающих людей», — написал президент США.
Также Трамп заявил, что епископ и церковь должны извиниться перед общественностью, на что Бадди ответила отказом.
Эта ситуация вызвала полярные реакции среди верующих сторонников и противников Трампа. Бадди, придерживающаяся прогрессивных теологических и политических взглядов, поставила президента в крайне неудобное положение.
Атаку на личный авторитет епископа Бадди подхватили сторонники Трампа из числа евангелистов (Evangelicals), запустив кампанию в социальных сетях. Их главным аргументом стало обвинение Епископальной церкви в отступничестве и ереси, а также утверждение, что женщина, согласно взглядам некоторых церквей, не может быть допущена к публичной проповеди.
Немного истории
С момента своего основания США стали государством, провозгласившим свободу совести и вероисповедания. Это право закреплено в Первой поправке к Конституции и на практике означает невмешательство государства в политику религиозных организаций и, наоборот, гарантирует отсутствие вмешательства церкви в государственные дела. Это важная ценность для страны, значительную часть населения которой составляли религиозные диссиденты из Европы. В большинстве европейских стран тогда преобладала политика одной государственной церкви, часто находившейся под контролем власти.
Переселенцы привозили с собой свою веру, создавая церковные общины и религиозные организации, которые действовали либо независимо от европейских структур, либо, в случае католической церкви, с достаточной автономией. Они не подвергались давлению со стороны государства, объединялись по своим убеждениям и формировали разные деноминации. На этом фоне возникали новые протестантские конфессии, которые также объединялись и разделялись. Важную роль в истории США сыграли так называемые Великие пробуждения — волны массового обращения в протестантские церкви и укрепления общественной морали.
Несмотря на разделение церкви и государства, их взаимосвязь основана на неписаных традициях. Например, кандидат в президенты США традиционно должен принадлежать к одной из христианских конфессий и приносить присягу на Библии, даже если религия не играет особой роли в его жизни. Католическая и протестантские церкви до сих пор играют огромную роль в образовании, здравоохранении и благотворительности. Во многих маленьких городах и сельской местности храмы остаются центрами общинной жизни. И даже сегодня 45% американцев утверждают, что религия играет важную роль в их жизни, что напрямую влияет на политику и общественные процессы.
Современность
Религиозный ландшафт США характеризуется разнообразием и неоднородностью. Согласно исследованию авторитетного института Gallup, 33% американцев являются протестантами различных конфессий, 22% — католиками, 11% — христианами без указания конфессии (это часто представители различных независимых протестантских групп), 2% — иудеями, 1% — мормонами. Нерелигиозными являются 22%, что свидетельствует о росте процесса секуляризации.
Католическая церковь является крупнейшим религиозным объединением в США. Первоначально её состав формировали потомки европейских переселенцев, в частности ирландцев, итальянцев и поляков, но сегодня в ней значительную роль играет латиноамериканская община. Кроме того, нередко можно наблюдать случаи обращения в католицизм людей с протестантским бэкграундом, как это произошло с нынешним вице-президентом США Джей Ди Венсом. Однако долгое время в политической элите католики были слабо представлены. Джо Байден — всего лишь второй католик-президент после Джона Кеннеди. Хотя католическая иерархия США сохраняет консервативные взгляды, среди верующих многие относятся к церкви лишь номинально, а их политические предпочтения делятся практически поровну.
Mainline-протестантизм
Среди протестантов ситуация гораздо сложнее. Они разделены не только по вероучению, но и по теологическим и этическим тенденциям, которые определяют политические взгляды как церковных лидеров, так и обычных верующих.
С момента основания США и до середины XX века наиболее влиятельными в стране были так называемые Mainline-церкви. Этот термин в американском религиоведении описывает крупнейшие деноминации, которые имели сильное влияние на культуру, образование и политику страны. К Mainline относятся такие церкви, как:
• Епископальная церковь США,
• Пресвитерианская церковь США,
• Объединённая церковь Христа,
• Американские баптистские церкви США,
• Объединённая методистская церковь,
• Евангелическо-лютеранская церковь Америки,
• Христианская церковь (Ученики Христа).
Эти прогрессивные церкви, в которых равенство мужчин и женщин в служении является нормой, а лидерские роли открыты для гомосексуалов, поддерживают благословение однополых браков.
Однако, с середины XX века Mainline-церкви переживают упадок. Это выражается в сокращении количества прихожан, что частично связано с недовольством консервативных верующих нововведениями в теологии и этике, из-за чего они покидают эти церкви и создают новые объединения.
Тем не менее, Mainline-церкви продолжают играть важную роль в общественной жизни. Например, по традиции президенты и вице-президенты США посещают богослужение в Национальном соборе Епископальной церкви в Вашингтоне после принесения присяги.
Evangelical-протестантизм
Противоположностью Mainline являются Evangelical-протестанты. Эта группа объединена убеждением в непогрешимости Библии во всех вопросах веры и жизни, а также неприятием новой сексуальной этики. Им присущи:
• культурный консерватизм,
• гомофобия,
• ксенофобия,
• пренебрежение вопросами экологии.
Основные церковные объединения этой группы:
• Южная баптистская конвенция,
• Пятидесятнические деноминации,
• Методистская Церковь Назарянина,
• Пресвитерианская церковь Америки и другие.
Большая часть Evangelical сосредоточена в независимых, неденоминационных церквях. Они разделены на множество течений, которые теологически не имеют между собой почти ничего общего, но политические взгляды часто схожи. Это связано с идеологией религиозных правых, которые поддерживают Республиканскую партию.
Дональд Трамп, осознавая важность поддержки Evangelical, часто использует религиозную риторику, смешивая её с популизмом и национализмом. Это помогло ему заручиться поддержкой этой группы.
Однако ситуация в американском протестантизме не сводится только к противостоянию Evangelical и Mainline. Существует также группа Moderates — умеренных протестантов, которые осторожно относятся к радикальным изменениям в морали, но не поддерживают ультраправую политику.
Какие параллели можно провести
Последствия слияния церкви и государства можно наблюдать на примере России, где Русская православная церковь (РПЦ) с помощью власти установила своё доминирование и превратилась в пропагандистский инструмент путинского режима. Другие церкви и религиозные организации вынуждены молчать и терпеть среди своих рядов активных сторонников агрессии против Украины.
Украина — страна, где, как и в США, закреплена свобода вероисповедания. Однако на фоне войны существует большая опасность создания атмосферы, при которой религиозным организациям будет сложно критиковать власть.
То, что епископ Бадди смогла публично обратиться к президенту США и сказать ему неприятные слова, поставив его в неловкое положение, — важный элемент демократии.
Поддержка реальной, а не только декларативной, свободы совести и вероисповедания должна оставаться ключевой частью прогрессивного развития страны. Только в таких условиях возможны глубокие дискуссии о будущем общества.
Александр Жакун