Женщины, которые были рядом с Мартином Лютером Кингом-младшим и поддерживали движение за социальные перемены

Главное Диалог

Историк Вики Кроуфорд была одним из первых исследователей, сосредоточившихся на роли женщин в движении за гражданские права. Ее книга 1993 года «Trailblazers and Torchbearers» («Первопроходцы и факелоносцы») посвящена историям женщин-лидеров, чье наследие часто оставалось в тени.

Сегодня она является директором коллекции Мартина Лютера Кинга-младшего в колледже Морхаус, где она следит за архивом его проповедей, речей, трудов и других материалов. Здесь она рассказывает о вкладе женщин, которые повлияли на Кинга и помогли разжечь некоторые из самых значительных кампаний эпохи гражданских прав, но чей вклад не так хорошо известен.

Активистка за свои права

Коретту Скотт Кинг часто вспоминают как преданную жену и мать, но она также была убежденной активисткой за свои собственные права. Она была глубоко вовлечена в борьбу за социальную справедливость до того, как встретила и вышла замуж за Мартина Лютера Кинга-младшего, и еще долго после его смерти.

Скотт Кинг участвовала в работе групп по защите гражданских прав, будучи студенткой Антиохийского колледжа и Музыкальной консерватории Новой Англии. Вскоре после того, как она и Кинг поженились в 1953 году, пара вернулась на Юг, где оказывала поддержку местным и региональным организациям, таким как NAACP и Montgomery Improvement Association.

Они также поддерживали Женский политический совет — организацию, основанную афроамериканками-профессорами Университета штата Алабама, которая способствовала обучению и регистрации избирателей, а также протестовала против дискриминации в городских автобусах. Эти усилия местных лидеров подготовили почву для повсеместной поддержки сопротивления Розы Паркс сегрегации в общественных автобусах.

После убийства мужа в 1968 году Скотт Кинг посвятила свою жизнь институционализации его философии и практики ненасилия. Она основала Центр Кинга по ненасильственным социальным переменам, возглавила марш работников санитарной службы в Мемфисе и присоединилась к усилиям по организации Кампании бедных людей. Будучи давним защитником прав трудящихся, она также поддержала забастовку работников больниц в Южной Каролине в 1969 году, выступая с волнующими речами против обращения с афроамериканским персоналом.

Приверженность Скотт Кинг ненасилию выходила за рамки гражданских прав на родине. В 1960-е годы она участвовала в мирных и антивоенных акциях, таких как «Женская забастовка за мир», и выступала против эскалации войны во Вьетнаме. К 1980-м годам она присоединилась к протестам против южноафриканского апартеида, а перед смертью в 2006 году выступила в поддержку прав ЛГБТ — завершая свою жизнь активной деятельностью против несправедливости и неравенства.

Женщины и марш

Хотя поддержка и идеи Скотта Кинга были особенно влиятельными, многие другие женщины сыграли важную роль в успехе движения за гражданские права.

Возьмем, к примеру, самый знаковый момент борьбы за гражданские права в сознании многих американцев: Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу 28 августа 1963 года, на котором Кинг произнес свою эпохальную речь «У меня есть мечта» на ступенях Мемориала Линкольна.

Спустя 60 лет после марша крайне важно признать активность женщин из всех слоев общества, которые помогли разработать стратегию и организовать одну из самых массовых политических демонстраций 20-го века в стране. Тем не менее, исторические отчеты в подавляющем большинстве случаев рассказывают о мужском руководстве марша. За исключением Дейзи Бейтс, активистки, которая прочитала короткую речь, ни одна женщина не была приглашена для произнесения официальных речей.

Однако женщины были одними из главных организаторов марша и помогли набрать тысячи участников. Дороти Хайт, президент Национального совета негритянских женщин, часто была единственной женщиной за столом лидеров, представляющих национальные организации. Анна Арнольд Хеджмен, которая также входила в комитет по планированию, была еще одной активной сторонницей вопросов труда, борьбы с бедностью и прав женщин.

Фотографии марша показывают, что женщины присутствовали на нем в большом количестве, однако лишь немногие исторические источники адекватно оценивают их лидерство и поддержку. Активистка движения за гражданские права, юрист и епископальный священник Паули Мюррей, среди прочих, призвала собрать женщин для решения этой и других проблем дискриминации несколькими днями позже.

Спрятанные на виду

Афроамериканские женщины возглавляли и участвовали во всех крупных кампаниях, работая в качестве секретарей на местах, адвокатов, истцов, организаторов и педагогов, и это лишь некоторые роли. Так почему же в ранних исторических отчетах о движении их историям не уделялось должного внимания?

Женщины стояли у истоков национальных организаций по защите гражданских прав и были среди ближайших советников Кинга. Например, Септима Кларк была опытным педагогом, чьи сильные организаторские способности сыграли важную роль в регистрации избирателей, обучении грамоте и гражданскому воспитанию. Дороти Коттон входила в ближний круг Южной христианской лидерской конференции, президентом которой был Кинг, и занималась обучением грамоте и преподаванием ненасильственного сопротивления.

Однако женская организация 1950-х и 1960-х годов наиболее заметна на местном и региональном уровнях, особенно в самых опасных районах глубокого Юга. С 1930-х годов Амелия Бойнтон Робинсон из округа Даллас, штат Алабама, и ее семья боролись за избирательные права, заложив основу для борьбы за прекращение подавления избирателей, которая продолжается до сих пор. Она также сыграла ключевую роль в планировании 50-мильного марша «Сельма — Монтгомери» в 1965 году. Кадры насилия, которому подверглись участники марша — особенно в тот день, который стал известен как Кровавое воскресенье — потрясли нацию и в конечном итоге способствовали принятию эпохального Закона об избирательных правах 1965 года.

Две активистки из сельской местности, Виктория Грей и Энни Девайн, присоединились к Хамер в качестве представителей Демократической партии свободы Миссисипи, параллельной политической партии, которая бросила вызов полностью белым представителям штата на Демократическом съезде 1964 года. Годом позже три женщины представляли партию в борьбе за то, чтобы заблокировать места конгрессменов штата, учитывая продолжающееся лишение чернокожих избирателей права голоса. Несмотря на то, что вызов в Конгресс провалился, эта акция стала символической победой, показав нации, что чернокожие жители Миссисипи больше не готовы мириться с многовековым угнетением.

Или возьмем Миссисипи, где без женского активизма не было бы устойчивого движения. Некоторые имена стали широко известны, например, Фанни Лу Хамер, но другие заслуживают того, чтобы быть известными.

Многие афроамериканские женщины были передовыми организаторами борьбы за гражданские права. Но не менее важно помнить и тех, кто играл менее заметную, но незаменимую роль за кулисами, поддерживая движение в течение долгого времени.

Расскажите друзьям