Чтобы спасти демократию следует противостоять массовым депортациям

Диалог

Руководство Демократической партии представляло президентские выборы 2024 года как выбор между Дональдом Трампом и демократией. Однако этот посыл, похоже, не нашел отклика у большинства избирателей, поскольку теперь Трамп снова президент. Несмотря на его радикальные политические позиции, он получил почти две трети голосов христиан. Трамп и его сторонники ускорят движение страны к авторитаризму, христианскому национализму и дальнейшему ограничению прав уже маргинализированных сообществ. Предвыборные обещания Трампа — многие из которых уже начинают воплощаться — нанесут разрушительный удар по миллионам людей.

Одним из самых тревожных аспектов этих планов является объявление Трампом чрезвычайного положения в стране для проведения массовой депортации 11 миллионов нелегальных иммигрантов. Это будет первая подобная операция в США со времен президента Дуайта Эйзенхауэра, который в 1954 году депортировал миллион мексиканцев по всей стране и вынудил сотни тысяч других покинуть свои дома.

Хотя подход республиканцев к иммиграции особенно реакционный, позиция демократов не намного лучше. Как отмечала журналистка Тина Васкес в октябре прошлого года, нынешняя иммиграционная политика демократов ушла еще дальше вправо по сравнению с их исторически жесткой, но постепенной стратегией: раньше демократы были готовы идти на уступки иммигрантам, живущим в стране долгие годы, в обмен на усиление контроля на границе и криминализацию недавних приезжих. В ходе предвыборной кампании кандидат от демократов Камала Харрис продемонстрировала готовность продвинуться еще дальше вправо, пытаясь представить избирателям «демократическую версию» жесткой иммиграционной политики Трампа, включая усиление безопасности на границе.

Готовность демократов жертвовать иммигрантами ради краткосрочных политических выгод заставляет меня сомневаться в том, что оппозиционная партия в США способна противостоять росту фашизма. Хотя демократы громко осуждают политическое насилие, они, похоже, не против применять его к миллионам иммигрантов: игнорировать международные законы о предоставлении убежища, увеличивать милитаризацию, отказываться от надлежащей правовой процедуры, разлучать семьи и отправлять людей в лагеря для интернированных. В лучшем случае это демонстрирует наивный оптимизм, предполагающий, что можно сдерживать фашизм, используя его же тактики против уязвимых групп населения.

Вспомните теледебаты ABC News 10 сентября 2024 года между Харрис и Трампом, когда последний ложно заявил, что иммигранты в Спрингфилде, штат Огайо, воруют и едят домашних животных. На фоне всеобщего возмущения этим откровенным враньем многие упустили из виду, что Трамп отвечал на вопрос о том, почему он тайно помог сорвать жесткий антииммиграционный законопроект, который Харрис активно поддерживала, а Байден был готов подписать. Этот законопроект предусматривал увеличение числа пограничных сотрудников на 1 500 человек, расширение технологий наблюдения на границе и финансирование строительства стены в обмен на увеличение бюджета на юридическую помощь детям-иммигрантам в возрасте до 13 лет. Харрис и Байден использовали это как аргумент в свою пользу, демонстрируя избирателям, что демократы могут быть даже жестче Трампа в вопросах иммиграции.

Ситуация не улучшилась с началом работы 119-го Конгресса США. 7 января 2025 года 46 демократов присоединились к республиканцам, проголосовав за первый принятый в этом году законопроект — «Акт Лейкен Райли». Он был назван в честь жительницы Джорджии, убитой иммигрантом из Венесуэлы. Если этот закон вступит в силу, все иммигранты, обвиняемые даже в мелких правонарушениях, подлежат обязательному задержанию. Два дня спустя Axios сообщил, что Трамп планирует подписать указ о восстановлении действия Title 42 — санитарного закона времен пандемии, который позволял выдворять мигрантов без права на подачу ходатайства о предоставлении убежища. Власти часто используют страх перед болезнями и преступностью как предлог для бесчеловечного обращения с людьми.

Реакция христиан на эту антииммигрантскую политику оказалась неоднозначной. В ноябре 2024 года Конференция католических епископов США заявила, что выступит против массовых депортаций, если они начнутся. Однако риторика Трампа и его вице-президента Джей Ди Вэнса — второго в истории католика на этом посту — не уменьшила поддержку их администрации среди верующих. Эта нерешительность религиозных лидеров и двухпартийная гонка вправо формируют общественное мнение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На что мы готовы ради сопротивления несправедливым иммиграционным законам?

Опросы показывают, что поддержка массовых депортаций среди американцев растет. В 2024 году исследования AxiosIpsos и Pew Research Center выявили, что небольшое большинство граждан США выступает за высылку миллионов их нелегальных соседей. Однако этот рост одобрения массовой депортации — не противоречие ценностям Просвещения, таким как индивидуальная свобода, рациональность и общественный договор. Напротив, он является их логическим продолжением при условии, что определенная группа людей (иммигранты) воспринимается как угроза этим ценностям.

Писатель, политик и критик Карибского происхождения Эме Сезер в своей работе «Рассуждения о колониализме» (1950) задал важный вопрос: как современные институты — национальное государство, колониализм и капитализм — могут привести к чему-либо, кроме геноцида? Западные державы не осознавали, что их колониальные завоевания за границей сделали их внутренне жестокими, и потому насилие дома стало неизбежным.

Говоря о европейских христианах, Сезер отмечал, что нацизм был крайней формой варварства, но христиане приняли его: «До того как стать его жертвами, они были его сообщниками; они терпели нацизм, пока он применялся только к неевропейским народам».

В наше время демократы в США хотят верить, что можно избирательно применять репрессивную политику против иммигрантов, не угрожая самой республике.

Но так не бывает. Нельзя разжигать жажду разрушения в обществе и рассчитывать, что она вовремя остановится. Насилие, как напоминает нам Сезер, — это «страшный бумеранг».

Но все может быть иначе. Опросы Vox и Data for Progress показывают, что массовая депортация остается мнением меньшинства, если правильно сформулировать вопрос. Например, если респондентам напоминали, что речь идет о людях, живущих в США 20 лет с детства, поддержка депортации резко падала.

Христиане, желающие спасти демократию, должны вернуть Демократическую партию к более справедливой, гуманной иммиграционной политике. Для этого уже есть готовая инфраструктура — такие организации, как Hope Border Institute и New Sanctuary Movement, защищают семьи иммигрантов и борются за справедливые законы. Чтобы спасти демократию, нам нужно задействовать все возможные методы: политическое и теологическое образование, организацию сообществ и адвокацию.

Автор: Дуэйн Дэвид Пол
соучредитель Religion in Revolt, цифровой платформы, которая занимается развитием и продвижением освободительной деятельности религиозных общин.

Sojourners

Расскажите друзьям