Священник из Италии о всеобщем спасении

Духовность Статьи

Когда-то давно, ещё до прихода в церковь, в глубине души я ощущал, что все люди – дети Божии. Но когда я соприкоснулся с религией и посмел высказать такое соображение, меня сразу же поправили: «Дети Божии – не все люди, а только христиане. А все остальные – просто творения Божии, язычники». Для меня это прозвучало так, будто «все остальные» — на одной планке с животными и растениями, и только христиане – существа высшего порядка.

Но Ап. Павел так не считал! Он называл афинян детьми Божьими, не смотря на то, что они были язычниками, а не христианами. В Деян. 17:29 апостол назвал афинян «родом Божьим», то есть Его потомством, детьми, носителями Его генетического кода, — и наверно считал таковыми всё остальное человечество («Итак мы, будучи родом Божиим…»). Также он им сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22-29).

Значит, оказывается, истинного Бога можно чтить, даже не зная об этом! Ведь не мог же Павел утверждать, что проповедует неистинного Бога.

Многие заявляют, что у них «Бог в душе». Таких людей христиане не то со снисходительной насмешкой, не то со святым гневом призывают покаяться и придти к Богу, а не то… их конечно же ждёт всё тот же легендарный ад. Но таких людей не нужно приводить к Богу и спасать, им нужно сказать, что они уже едины с Ним.

Чувство «Бога в душе» – и есть признак того, что они Его дети. Разве вы никогда не замечали, что порой Бога больше у тех, кто не кичится своей верой, и меньше у тех, которые во все-услышание трубят о ней.

Вспоминаются слова Льва Толстого, которые применимы не только к православным, но и любому самоправедному религиознику: «Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими».

Итак, Павел сказал афинянам: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию».

Получается, все люди («весь род человеческий») произошли от Бога через Адама («от одной крови»). И Бог Сам назначил всему человечеству «времена и пределы их обитанию». Что касается пределов обитанию, то это значит, что Бог запланировал арабу родиться в Марокко и научиться познавать Себя через мусульманство, индусу – в Индии и искать Бога в индуизме, еврею – в Израиле или где-то ещё, и познать Себя через иудаизм, а русскому – в России и созерцать Бога через одну из христианских конфессий. Хотя религиозные формы можно менять – если буддист осознает, что в христианстве он лучше познает божественное, то ему ничто не мешает стать христианином, и наоборот.

Что касается времён обитания, то Бог запланировал для каждого родиться в определённую эпоху. Кто-то родился за 2000 лет до Христа и был язычником, стремясь ощутить божественную силу через явления природы. Кто мог засви-детельствовать ему тогда о Христе, или о Боге едином? Он мог лишь интуитивно ощущать Его. Что же, он пойдёт в вечные мучения? Как можно отправить этого человека в ад, если у него даже не было возможности соприкоснуться с Богом Единым? Кто-то другой родился за 500 лет до Христа в Индии и познавал Бога через ту религию, в которой был воспитан. А кто-то родился в средние века в Европе и кроме католицизма не мог и мечтать о других конфессиях, потому что инакомыслящие просто уничто-жались на кострах инквизиции.

Возникает вопрос: неужели все эти люди родились в неправильное время в неправильном месте, и поэтому идут в ад? Конечно нет. Для человека тяга к Богу – это врождённое стремление к своей собственной сути. А если они не пойдут в ад, то тогда куда?..
Далее тот же отрывок из Деяний: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». В этом смысл нашего существования – искать, ощутить и найти Бога в той эпохе и культурно-религиозной среде, в которой Он нам определил родиться. 26 ст.: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»». Павел соглашается с языческими философами Эпименидом и Аратом, которых и цитирует в 26 стихе, говорящем о том, что мы все – всё человечество – род Бога, и мы живём благодаря Ему, пребывающему в нас.
Эти стихи революционны! Павел недвусмысленно объявляет себя и греков, язычников, нехристиан – родом Божиим, а значит и сонаследниками спасения!

— Денис Шумилин

Расскажите друзьям