Основой любого хорошего образования в воскресной школе является притча о добром самарянине (Луки 10:25-37). В этой притче законник бросает вызов Иисусу, спрашивая его, что они должны делать, чтобы получить вечную жизнь. Иисус отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». В ответ законник задает вопрос: «А кто мой ближний?». Тогда Иисус рассказывает притчу о добром самаритянине, к которой я вернусь в ближайшее время. Но сначала вопрос «Кто мой ближний?» стоит того, чтобы мы рассмотрели его подробнее.
Это вопрос, который весь аппарат нашей капиталистической политической экономики делает трудноразрешимым. Глобальные цепочки поставок затушевывают, кто наши ближние и в чем заключается их борьба. Например, тот факт, что мы можем купить товар в США, даже если он сделан в другой стране в ужасных условиях труда, позволяет нам абстрагироваться от того, как мы способствуем эксплуатации в глобальном масштабе. Рабочие с именами и семьями становятся абстрактной рабочей силой, которую можно купить и продать. В результате капиталистическое производство скрывает условия эксплуатации, которые делают нашу жизнь возможной.
В ответ на это христиане нуждаются в лучших аналитических инструментах, которые помогут нам разобрать системы глобальной эксплуатации. Эти системы удерживают нас от любви к ближним из всех народов, что является центральным акцентом Евангелия. Например, изучение того, кто производит продукты, которые мы покупаем, и в каких условиях они работают, может показать нам, где страдают наши соседи и как мы к этому причастны.
Вот пример: У нас много работы, когда речь заходит об изменении климата. Если люди не сократят выбросы углекислого газа, наша планета будет нагреваться, вызывая катастрофические наводнения, засухи, более сильные штормы и массовое вымирание всех видов живых существ. До сих пор мировые правительства перекладывали проблему выбросов углекислого газа на рынки. Надеются, что потребители отучат себя от технологий, зависящих от ископаемого топлива, и перейдут на «зелёные» альтернативы, такие как электромобили и велосипеды. Хотя электромобили кажутся неотъемлемой частью «зелёного» будущего, они также несут в себе тревожные человеческие издержки, которые скрыты в махинациях рынка.
Кобальт, важный металл для производства литий-ионных батарей (которые питают всё — от электроинструментов до электромобилей), добывается преимущественно в Демократической Республике Конго. В Конго хранится 3,4 миллиона тонн, или почти половина мирового предложения кобальта. Добыча кобальта — это отрасль, в которой зафиксировано множество нарушений прав человека. Опасные условия труда, детский труд, сексуальное насилие и разрушительное воздействие на местные экосистемы — всё это характерно для того, как электромобили и другие потребительские электронные товары получают свои батареи.
О. Жак Нзумбу, конголезский священник-иезуит, который изучает политическую экономию конфликтных минералов, сообщил Sojourners по электронной почте, что в Конго «10 миллионов смертей связаны с работой на шахтах и войнами». Встретившись с этими ужасами, североамериканский читатель может подумать: «Ужасно! Но это, похоже, проблема Конго, которую нужно решать». Но проблема здесь не просто в Конго, а в конечном итоге в спросе глобального Севера на кобальтовые технологии.
Владельцы этих горнодобывающих компаний в основном находятся на глобальном Севере, а именно в Канаде. Нзумбу пишет, что «Фондовая биржа Торонто (TSX) и Венчурная биржа TSX (TSXV) являются ведущими мировыми биржами по разведке и добыче полезных ископаемых. В 2020 году эти две биржи привлекли 34 процента акционерного капитала или 7,5 миллиарда долларов в глобальном масштабе… Эти цифры показывают, насколько Канада — это горнодобывающая промышленность, а горнодобывающая промышленность — это Канада.» Другими словами, экономика Канады глубоко зависит от эксплуатации Конго. Из-за моделей потребления глобального Севера и стремления к дешевой электронике потребители несут ответственность за эксплуатацию рабочих в Конго и в других местах глобального Юга.
Для некоторых христиан в Канаде международное понимание того, кто их ближние, привело к тому, что они стали уделять особое внимание тому, чтобы встать на сторону народа Конго, а также людей в других странах, которые страдают из-за эксплуатации горнодобывающих компаний. Дженни Кафисо, исполнительный директор Canadian Jesuits International (CJI), организации, которая выступает за справедливость в отношении горнодобывающей промышленности в Канаде, являясь членом Канадской сети по корпоративной ответственности (CNCA), написала Sojourners по электронной почте: «Как христиане, мы призваны любить и служить ближнему, а также видеть в каждом человеке образ и подобие Бога. Поэтому мы не только должны выступать против всего, что посягает на достоинство каждого человека, но и обязаны это делать, если мы верны нашей христианской вере».
Понимание Кафисо и CJI своей веры подтолкнуло их к проведению кампаний за законодательство, направленное на привлечение горнодобывающих компаний к ответственности за их трудовую практику. Например, CJI лоббирует канадских законодателей, чтобы они приняли законопроект C-262, который потребует от канадских компаний проявлять должную осмотрительность, когда дело касается прав человека и окружающей среды в их глобальных цепочках поставок.
«Практиковать любовь… означает осознавать влияние, которое наше правительство, наш бизнес и наш собственный выбор оказывают на бедные, маргинализированные сообщества», — пишет Кафисо.
Она подчеркивает, что это не только макропроблема, но и индивидуальная проблема потребительских привычек глобального Севера. Кафисо отмечает, как наше желание ежегодно обновлять телефоны оказывает прямое влияние на добычу полезных ископаемых в таких местах, как Конго. Твой новый телефон подпитывает спрос на большее количество кобальта, добываемого компаниями, у которых на слуху нарушения прав человека.
Повторяю, проблема эксплуатации в цепочке поставок является системной, но она также носит и личный характер. Работая как на макро-, так и на микроуровне, мы можем практиковать материальную любовь к ближнему.
Возвращаясь к доброму самаритянину, история Иисуса рассказывает нам о человеке, которого ограбили и бросили умирать на обочине дороги. Прохожие игнорируют ситуацию. Наконец, мимо проходит самаритянин и сходит с дороги, чтобы спасти умирающего на обочине человека. Об этой притче можно многое сказать в историческом плане, но сейчас важно то, что эта притча наставляет нас идентифицировать незнакомца как своего ближнего. Притча предполагает тип личного сострадания, который признает, что мы в некотором роде связаны с теми, кто страдает, даже если они из другой нации, этнической принадлежности, расы, религии и т.д.
В энциклике Папы Франциска «Fratelli Tutti» он говорит: «Притча показывает нам, как сообщество может быть восстановлено мужчинами и женщинами, которые идентифицируют себя с уязвимостью других, отвергают создание общества отчуждения и вместо этого действуют как соседи, поднимая и реабилитируя падших ради общего блага». Акцент Франциска на структурной стороне доброго самаритянина полезен. Цель состоит не в том, чтобы просто остановиться и помочь одному нуждающемуся человеку. Это, несомненно, хорошо, но вместо этого целью является создание целого общества, где христиане исправляют социальное отчуждение любовью и солидарностью.
Когда дело доходит до вопроса «Кто наш ближний?», нам нужно материально подумать о том, как наше собственное потребительство и реакция на изменение климата зависят от труда и эксплуатации других людей в мире. Если мы сможем заглянуть за завесу капиталистического производства, то увидим, как жизни наших соседей систематически уничтожаются. Другой способ обобщить это — просто сказать, что наших соседей оставили умирать на обочине дороги. Помня об этом, мы можем начать организовываться и работать над созданием мира и экономики без эксплуатации.
О. Жан-Марк Эла, камерунский священник и теолог освобождения, много писал о том, как производство на глобальном Севере долгое время опиралось на эксплуатацию людей и ресурсов Африки.
«Христианская Задача ясна — позволить человеку возродиться к жизни в свободе и общении», — писал Эла в книге «Африканский крик». «Цепи бедности и несчастья, болезней и невежества, которые держат это человеческое существо распростертым в пыли всю жизнь, должны пасть».
Христиане глобального Севера должны позволить словам Элы из книги «African Cry» направить нас к новым действиям. Идентификация с человеком, пострадавшим на обочине дороги, должна призвать нас бороться за его освобождение от тех сил, которые заставили его оказаться на обочине.
Мэтт Бернико
рабочий активист, он пишет на темы, касающиеся религии, социальной справедливости и рабочего активизма.